Программа физкультурной направленности спортивная секция Подвижные игры народов России


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
МОГО «Ухта» Республика Коми
Программа
дополнительного образования
физкультурно-спортивной направленности
спортивная секция
«Подвижные игры народов России»
1 ступень
1–4 класс
общеобразовательный уровень
срок реализации: 2 года
Составитель:
Артеева Татьяна Геннадьевна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №5»
г. Ухта
2011 год
Пояснительная записка
Игра - это многогранное и во многом ещё до конца не познанное явление, относящееся к сфере интеллектуальной, духовной жизни человека. Под игрой принято понимать сознательную деятельность, направленную на достижение поставленной условной цели. Главной особенностью подвижных игр является активная двигательная деятельность играющих, основанная на использовании самых привычных движений: бега, прыжков, метаний. Возникновение и использование игр в воспитательных целях относятся к начальному этапу становления человека. Игра по праву занимает одно из центральных мест в сфере физического воспитания. Только игра является одновременно и средством, и методом физического воспитания. Деятельность играющих не связана ни с каким принуждением. Выбор игры и участие в ней полностью зависят от их желания. Игровая деятельность носит активный, творческий характер, вызывающий целостную реакцию организма. Большинство игр есть результат народного творчества: в них отражены национальный быт, характер. И недаром самыми популярными остаются национальные игры, которые и легли в основу программы.
Цель программы: физическое совершенствование ребёнка через игровую деятельность.
Задачи:
Познакомить учащихся с играми народов России.
Совершенствовать через игровую деятельность ловкость, меткость, быстроту, выносливость.
Развивать внимание, смекалку, находчивость, умение быстро ориентироваться и выбирать правильное решение.
Воспитывать честность, взаимовыручку, терпение, дисциплинированность, умение общаться между собой.
Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью, постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игры нужно помнить, что их организм не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются, но довольно быстро и восстанавливаются.
Для учащихся 1-2 классов ещё недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями между играющими. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера. Действия в коллективе для них сложны, поэтому им больше нравятся игры с перебежками, увертываниями от водящего, прыжками, ловлей и бросанием мячей и разных предметов.
В возрасте 9-10 лет (3-4класс) у детей заметно совершенствуются координационные возможности. Прибавка в силе, быстроте, ловкости и выносливости делают допустимыми для детей этого возраста игры довольно сложного содержания. Особой любовью детей этого возраста пользуются игры с мячом, игры, предполагающие бег, прыжки через препятствия, и метания небольших предметов. Программой предусмотрено преимущественное распределение игр по годам обучения. При этом игры сгруппированы по признакам ведущего двигательного действия.
Данная программа рассчитана на два года обучения: 1 год обучения для 1-2 класса (7-8 лет), 2 год обучения для 3 - 4 класса (9-10 лет). Продолжительность занятия: 1ч для учащихся 1 года обучения; 1 ч для учащихся 2 года обучения, два раза в неделю.
Спортивный кружок проводится в виде учебного, тренировочного занятия. Все занятия проходят по плану, который включает в себя инструктаж с правилами игры, техника безопасности во время игры и сама игра.
Формы подведения итогов - участие в общешкольных, городских, республиканских соревнованиях.
Тематическое планирование.
№ Содержание программы 1 год обучения 2 год обучения
1 Теоретические сведения 2 2
2 Техника безопасности 2 2
3 Подвижные игры 56 50
4 Подготовка к общешкольным и городским соревнованиям 8 14
Итого: 68 ч. 68 ч.
№ Признаки игр 1 год обучен. 2 год обучен.
7 - 8 лет 9–10 лет
1 С элементами строевых и общеразвивающих упражнений. + +
2 С бегом на ловкость. + +
3 С бегом на скорость. + +
4 С прыжками на месте и с места. + +
5 С метанием на дальность и в цель. + +
6 С лазанием и перелезанием. – +
7 С мячом. + +
8 Подготовительные к баскетболу, волейболу. – +
Учебно – тематический план
1 год обучения: 68 ч.
№ содержание всего теория практика
1 Теоретические сведения. 2 2 2 Техника безопасности. 2 2 3 Подвижные игры. 56 56
С элементами строевых и общеразвивающих упражнений:
«У ребят порядок строгий»
«Быстро по местам» 4
2
2
С бегом на ловкость:
«У медведя во бору»
«Ловкие ребята»
«Мы – весёлые ребята»
«Мышеловка»
«Волк во рву»
«Космонавты»
«Гуси – лебеди»
«Невод»
«Кот и мышь»
«Шишки, жёлуди, орехи» 20
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
С бегом на скорость:
«Салки (догонялки)»
Эстафеты с бегом
«Вызов номеров»
«Кто быстрее?»
«Салки «ноги от земли»»
«Третий лишний»
«Заяц без дома» 14
2
2
2
2
2
2
2
С прыжками на месте и с места:
Эстафеты с прыжками 2
С метанием на дальность и в цель:
«Метко в цель»
«Кто дальше бросит?» 4
2
2
С лазанием и перелезанием. –
С мячом:
«Передача мячей»
«Мяч соседу»
Эстафеты с мячом
«Мяч среднему»
«Летучий мяч»
«Охотники и утки» 12
2
2
2
2
2
2
Подготовительные к баскетболу, волейболу. –
4 Подготовка к общешкольным и городским соревнованиям 8 - 8
Учебно – тематический план
2 год обучения: 68 ч.
№ содержание всего теория практика
1 Теоретические сведения. 2 2 2 Техника безопасности. 2 2 3 Подвижные игры. 50 50
С элементами строевых и общеразвивающих упражнений:
« Стоп» 2
С бегом на ловкость:
«Перебежки с выручалкой»
«Самые ловкие» 4
2
2
С бегом на скорость:
«Салки с пленом»
«День и ночь» 4
2
2
С прыжками на месте и с места:
Эстафеты с прыжками
«Попрыгунчики»
«Салка на одной ноге» 6
2
2
2
С метанием на дальность и в цель:
«Охотник»
«Городок» 4
2
2
С лазанием и перелезанием.
Эстафеты с лазанием и перелезанием2
С мячом:
«Передал - садись»
«Охотники и утки»
«Не давай мяч водящему»
«Старые лапти»
«Лапта»
«Выбей мяч из круга»
«Защищай свой город» 14
2
2
2
2
2
2
2
Подготовительные к баскетболу, волейболу:
«Обгони мяч»
«Летающий мяч»
Эстафета с ведением мяча
«Перестрелка» (4 ч.)
«Гонка мячей»
«Мини-баскет» 14
2
2
2
2
2
2
2
4 Подготовка к общешкольным и городским соревнованиям 14 - 14
Содержание программы
1 год обучения: 68 ч.
№ Темы занятий Количество часов
теория практика
1 Подвижные игры народов России. Разучивание считалок для игр. 2 2 Играем вместе! Правила поведения и инструктаж по ТБ во время игры. 2 3 Игра «У ребят порядок строгий». 2
4 Игра «Быстро по местам». 2
5 Игра «Салки (догонялки)». 2
6 Игра «У медведя во бору». 2
7 Игра «Ловкие ребята». 2
8 Игра «Кто быстрее?» 2
9 Игра «Мы – весёлые ребята». 2
10 Игра «Мышеловка». 2
11 Игра «Волк во рву». 2
12 Игра «Передача мячей». 2
13 Игра «Мяч соседу». 2
14 Игра «Космонавты». 2
15 Весёлые старты Деда Мороза (эстафеты, игры). 2
16 Игра «Гуси – лебеди». 2
17 Игра «Метко в цель». 2
18 Эстафеты с мячом. 2
19 Эстафеты с бегом. 2
20 Эстафеты с прыжками. 2
21 Спортивная игра «Вперёд, мальчишки!» 2
22 Игра «Кто дальше бросит?» 2
23 Игра «Мяч среднему». 2
24 Игра «Вызов номеров». 2
25 Игра «Невод». 2
26 Подготовка к городским эстафетам «Весёлые старты». 2
27 Игра «Шишки, жёлуди, орехи». 2
28 Игра «Салки «Ноги от земли»». 2
29 Игра «Третий лишний». 2
30 Игра «Кот и мышь». 2
31 Игра «Заяц без дома». 2
32 Игра «Летучий мяч». 2
33 Игра «Охотники и утки». 2
34 День здоровья. Игры, эстафеты на свежем воздухе. 2
Итого: 4 64
Содержание программы
2 год обучения: 68 ч.
№ Темы занятий Количество часов
теория практика
1 Подвижные игры народов России. 2 2 Игры на свежем воздухе. Правила поведения и инструктаж по ТБ во время игр. 2 3 Игра «Передал - садись». 2
4 Игра «День и ночь». 2
5 Подготовка к городским соревнованиям «Баскетбольные эстафеты» 2
6 Игра «Мини - баскет». 2
7 Эстафеты с прыжками. 2
8 Эстафеты с лазанием и перелезанием. 2
9 Игра «Попрыгунчики». 2
10 Подвижная игра «Перестрелка». 2
11 Подвижная игра «Перестрелка». 2
12 Подготовка к городским соревнованиям по подвижной игре «Перестрелка». 2
13 Игра «Охотники и утки». 2
14 Игра «Обгони мяч». 2
15 Весёлые старты Деда Мороза (эстафеты, игры). 2
16 Игра «Не давай мяч водящему». 2
17 Эстафеты с ведением мяча. 2
18 Подготовка к Всероссийской лыжной гонке «Лыжня России» (эстафеты, игры на лыжах). 2
19 Игра «Летающий мяч». 2
20 Игра «Старые лапти». 2
21 Спортивная игра «Вперёд, мальчишки!» 2
22 Игра «Салка на одной ноге». 2
23 Игра «Салки с пленом». 2
24 Игра «Самые ловкие». 2
25 Игра «Перебежки с выручалкой». 2
26 Спортивные состязания «Вперёд, к олимпийским рекордам!» 2
27 Игра «Русская лапта». 2
28 Игра «Выбей мяч из круга». 2
29 Игра «Защищай свой город». 2
30 Игра «Городок». 2
31 Игра «Охотник». 2
32 Игра «Стоп». 2
33 Игра «Гонка мячей». 2
34 День здоровья. Игры, эстафеты на свежем воздухе. 2
Итого: 4 64
Характеристика деятельности учащихся
1 год обучения
Знать:
правила безопасного поведения при подвижных играх;
названия и правила игр;
название оборудования, спортивного инвентаря;
виды физических (двигательных) способностей, разнообразные упражнения для улучшения физических способностей;
правила выполнения упражнений.
Уметь:
выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями;
описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки;
определять степень утомления организма во время игровой деятельности;
оценивать свои физические способности.
Закрепить и совершенствовать навыки бега, навыки в прыжках, метание на дальность и точность.
Развивать:
скоростно – силовые способности, ориентирование в пространстве;
координационные и психомоторные способности;
Развить способность к дифференцированию параметров движений, скоростно – силовые способности.
Понимать влияние подвижных игр на воспитание коллективистских, нравственных и волевых качеств личности.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдать правила безопасности.
Включать упражнения с мячом в различные формы занятий по физической культуре.
Характеристика деятельности учащихся
2 год обучения
Знать:
правила безопасного поведения при подвижных играх;
названия и правила игр;
название оборудования, спортивного инвентаря;
правила безопасного поведения во время игры в баскетбол;
баскетбольные термины;
правила одежды для занятий в баскетбол;
технику передвижений, остановок, поворотов, стоек;
технику ловли, передачи, броска и ведения мяча;
индивидуальную технику защиты.
Уметь:
играть в подвижные игры с мячом, с бегом, броском, передачей, ловлей мяча;
владеть мячом: держание, передача, ловля, ведение мяча индивидуально и в паре, стоя на месте, в шаге, в движении;
ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости;
выполнять броски мяча в цель;
выполнять броски одной и двумя руками с места и в движении без сопротивления защитника;
владеть индивидуальной техникой защиты;
применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе;
использовать подвижные игры для активного отдыха;
организовывать и проводить совместно со сверстниками данные игры, осуществлять судейство.
Понимать:
влияние подвижных игр на развитие скоростно-силовых качеств, психомоторных, координационных способностей;
влияние подвижных игр на воспитание коллективистских, нравственных и волевых качеств;

Использовать:
действия данных подвижных игр для развития координационных и кондиционных способностей.
подвижные игры для активного отдыха, для развития координационных и кондиционных способностей.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности.
Включать упражнения с мячом в различные формы занятий по физической культуре.
Список литературы:
Жуков М. Н. Подвижные игры. – М. Издательский центр «Академия» - 2000 г.
Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физические упражнения и подвижные игры. – Издательство «Энас» - 2005 г.
Дереклеева Н. И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». Начальная школа. – Москва «Вако» - 2005 г.
Внеклассная работа в начальной школе «Спортивный серпантин». Сценарии спортивных мероприятий для младших школьников. Издательство «Учитель» - Волгоград – 2007 г.