Технологическая карта к уроку в 7 классе по теме Исполнитель Чертёжник. Использование вспомогательных алгоритмов и циклов


Технологическая карта урока информатики
(7 класс, учебник Л.Л. Босовой)
учителя информатики Поляковой Н.И.
МБОУ «Плехановская СОШ»
Тема урока: Исполнитель Чертёжник. Использование вспомогательных алгоритмов и циклов
Цель урока: углубление знаний обучающихся об использовании различных способов построения орнаментов для исполнителя Чертёжник.
Задачи:
образовательные:
формирование базовых знаний об алгоритмах, об их значении для общества и человека в повседневной жизни;
привитие учащимся алгоритмической культуры;
развивающие:
пополнение словарного запаса учащихся;
развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
развитие умения излагать собственные мысли;
развитие логического и алгоритмического мышления путём совместной и самостоятельной работы на уроке;
воспитательные:
обучение аргументированному отстаиванию своего мнения;
формирование умения выполнять правила работы в группе;
формирование умения выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученной информации;
воспитание способности контролировать и анализировать собственные высказывания и действия.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
личностные:
мотивация учебной деятельности;
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому материалу;
понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;
формирование ответственного отношения к учению;
метапредметные:
регулятивные:
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;
контроль своих действий, соотнесение их с действиями преподавателя и сверстников;
познавательные:
выделение необходимой информации;
умение работать по заданному алгоритму;
анализ, сравнение, выводы;
коммуникативные:
умение эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
умение полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.
предметные:
понимание и знание определения алгоритма;
знание способов построения орнаментов и их применение.
Основные понятия и термины: алгоритм, программа, управление, исполнители, типы исполнителей, СКИ, СКИ Чертёжник, сместиться в точку (х,у), сместиться на вектор (х,у), вспомогательный алгоритм, цикл, алгоритм с циклом.
Методы обучения: исследовательский, активного обучения.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Оснащение урока: компьютерный кабинет, проектор, интерактивная доска, видеоролики (машина без человека вышивает, нарезает хлеб, закрывает бутылки с минеральной водой), раздаточный материал для индивидуальной работы; набор картинок (на слайде) – для фронтальной работы; каждому ученику – кейс с материалами для работы на уроке, слайд с незаконченными предложениями для рефлексии.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
I. Организационный этап Приветствует учащихся, проверяет отсутствующих. Приветствуют учителя, готовятся к уроку. II. Мотивационный этап Предлагает учащимся посмотреть несколько видеороликов и ответить на вопрос «Почему все эти механизмы работают так слаженно?».
Делает вывод, что некоторым учащимся в жизни придётся составлять подобные алгоритмы, поэтому к данной теме необходимо отнестись серьёзно. Предполагаемые ответы: работают строго по алгоритму, по заложенной в них программе. Познавательные: извлечение информации из видеороликов, её анализ.
Коммуникативные: умение высказывать предположения, умение слушать, правильно выражать свои мысли, принимать участие в коллективном обсуждении.
III. Анализ домашней работы
Проводит анализ домашней работы, которую учащиеся предварительно отправили по электронной почте или принесли на флешках (предлагалось построить 4 ромба 2 способами: по точкам и с использованием векторов).
Задаёт вопросы:
Ребята, вам понравилось составлять такие программы?
А какой способ вам понравился больше? Почему?
А если сегодня я вам предложу построить орнамент из 10 таких ромбов, а не из 4? Справитесь? Знакомятся с результатами выполнения домашней работы; отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
Регулятивные: контроль знаний. Познавательные: умение анализировать использованные способы.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения.
IV. Формулировка цели урока Организует работу учащихся по целеполаганию на урок, используя наводящие вопросы:
А как вы думаете, для выполнения домашнего задания можно составить алгоритм короче?
Так чем сегодня будем заниматься на уроке? Предполагаемые ответы: наверное, можно.
Формулируют цели урока: (предполагаемые ответы) работать с исполнителем Чертёжник, искать другие способы составления алгоритмов, желательно не очень длинные. Личностные: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новым способам.
Регулятивные: определение цели учебной деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении.
V. Открытие новых знаний (по использованию вспомогательного алгоритма)
Организует работу учащихся по открытию новых знаний, используя кейс:
Я вам предлагаю взять из вашего кейса листы жёлтого и зелёного цвета и сравнить 3 способа построения 4 ромбов.
Что можно сказать об этих способах решения для одной и той же задачи?
Что можно сказать о 3 способе?
Как можно назвать алгоритм «Ромб», к которому несколько раз обращается основная программа «Ромбы_4»?
Заполняем пропущенные слова на листе к 3 способу.
Прочитайте, что получилось. Изучают, сравнивают способы построения ромбов, формулируют название для 3 способа, заполняют листы к 3 способу.
Познавательные: развитие умений анализировать, сопоставлять, оценивать информацию и делать выводы.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении.
VI. Практический этап (закрепление навыков работы с вспомогательным алгоритмом)
Организует работу учащихся по закреплению навыков работы с вспомогательным алгоритмом за компьютерами.
- Проверим решение задачи 3 способом. Если всё получится, изменяете программу так, чтобы она строила не 4, а 5 ромбов.
- Кто быстро справятся с заданием, помогают остальным. Проверяют решение задачи 3 способом за компьютерами, анализируют и изменяют программу так, чтобы она строила не 4, а 5 ромбов.
Регулятивные: самоконтроль и коррекция; самооценка.
Коммуникативные: умение эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками; готовность вести диалог.
VII. Физкультминутка Организует физкультминутку:
- А сейчас все встали. Мы будем в роли исполнителей и будем выполнять команды (включается видеофрагмент). Выполняют упражнения для глаз. Познавательные:
здоровьесбережениеVIII. Открытие новых знаний (по использованию алгоритма с циклом)
Организует работу учащихся по открытию новых знаний, используя кейс:
Скажите, какой из 3 рассмотренных способов в будущем для решения подобных задач вы будете применять? Почему?
Как вы думаете, а можно ещё короче записать программу для построения 4 ромбов или уже нет?
Достаньте из вашего кейса листочек розового цвета с 4 способом решения задачи.
Сравните 3 и 4 способы.
Что вы видите?
Можно короче написать программу?
Чем отличаются эти программы?
Какие обозначения вам непонятны?
Как расшифровать обозначения НЦ и КЦ?
Как назовём этот способ?
Заполняем пропущенные слова на листе к 4 способу.
Прочитайте, что получилось. Изучают, сравнивают 3 и 4 способы построения ромбов, формулируют название для 4 способа, заполняют листы к 4 способу.
Познавательные: развитие умений анализировать, сопоставлять, оценивать информацию и делать выводы.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении.
IX. Практический этап (закрепление навыков работы с алгоритмом цикла)
Организует работу учащихся по закреплению навыков работы с алгоритмом цикла за компьютерами.
- А что достаточно изменить в программе, чтобы она рисовала не 4, а 10 ромбов?
В начале урока у большинства из вас не было желания строить 10 ромбов, а сейчас я думаю, вы легко с этим заданием справитесь.
- Кто сделает вперёд, помогают остальным. Проверяют решение задачи 4 способом за компьютерами, анализируют и изменяют программу так, чтобы она строила не 4, а 10 ромбов.
Регулятивные: самоконтроль и коррекция, самооценка.
Коммуникативные: умение эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками; готовность вести диалог.
X. Повторение основных понятий по теме Организует повторение основных понятий по теме «Алгоритм», используя презентацию (кроссворд, составленный с помощью триггеров).
А сейчас повторим некоторые понятия, которые подскажут нам тему следующего урока.
Разгадываем кроссворд в любом порядке, все вопросы перед вами. Кто знает ответ, поднимает руку, выходит к доске, называет номер задания и ответ. Затем щёлкнув маркером по номеру вопроса, сравним ваш ответ с появившимся верным ответом на экране.
Итак, какая тема следующего урока?
Задания исполнителя Робот включены в экзамен по информатике в 9 классе. Я думаю, что многие из вас выберут этот предмет, поэтому к изучению этой темы подойдите серьёзно. Разгадывают кроссворд на интерактивной доске, проверяют ответы.
Предполагаемые ответы: знакомство с исполнителем Робот. Личностные: самооценка.
Познавательные: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию.
Регулятивные: самоконтроль в форме сличения результата.
Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения.
XI. Постановка домашнего задания Формулирует задание. § 3.2, упр. 12 на стр.134, комментирует выполнение дифференцированного? (или разноуровневого) домашнего задания:
Ваша задача – составить орнамент для исполнителя Чертёжник из квадратов и ромбов двумя способами на оценку «4», если одним способом – на «3». Орнамент можно выбрать любой. И на оценку «5» орнамент нужно выполнить разными цветами. А ответ на вопрос, как это сделать, можно найти, посмотрев видеофрагменты по этой теме в папке «Общая» на ваших компьютерах, которые можно скопировать себе на флешки. Свои решения можно также отправить по электронной почте. А желающие дополнительно могут попытаться выполнить любой из рисунков любым способом в упр. 13. Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Самооценка своих возможностей.
XII. Рефлексивно-оценочный этап Предлагает вернуться к цели урока, ответить на вопрос, достигнута ли цель.
Что вы сегодня узнали нового?
Какая была цель урока?
Достигнута цель или нет?
Как вы считаете, какой из 4 способов самый хороший?
При выполнении всех ли заданий он удобен?
Каким бы способом вы стали выполнять следующие задания?
Какой можно сделать вывод?
Нужно знать все 4 способа. В зависимости от задания использовать наиболее подходящий.
Поднимите руки, кто на уроке выполнил правильно без посторонней помощи задания к 3 и 4 способам и выполнил дополнительное задание? Вы получаете пятёрки.
Поднимите руки, кто выполнил задания к 3 и 4 способам, но испытывал некоторые затруднения, нуждался в помощи или не успел выполнить дополнительное задание? Вы получаете четвёрки?
Поднимите руки, кто не справился с 3 или 4 способом? Вы получаете тройки. Вам необходимо повторить основные сведения по данной теме, основные способы создания орнамента.
А сейчас я предлагаю вам проанализировать свою деятельность на уроке и прочитать некоторым учащимся одно из предложений, которые вам понравились:
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
Я смогу объяснить, кто не понял тему!
Дают оценку, достигнута ли цель.
Просматривают слайды с картинками и обсуждают способы, какими можно выполнить данные рисунки.
Анализируют свою деятельность.
Анализируют свою деятельность
Личностные: формирование навыков анализа своего знания и незнания, отношения к изучаемому материалу.
Регулятивные: оценка степени достижения цели, анализ и самооценка деятельности
Познавательные: рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение.