План — конспект урока «Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование»
План-конспект урока
ФИО Трукжанова Айгуль Зулхаджаевна
Место работы МБОУ «Красноярская СОШ №1»
Должность Учитель информатики и математики
Предмет Информатика
Класс 10
№ урока, тема урока Урок № 18 Тема: «Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование»
Базовый учебник Семакин И. Г.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока:
Предметные: Формирования представления о основных изучаемых понятиях данной темы урока: алгоритм, формы представления алгоритмов структура алгоритма, блок-схема алгоритма, программирование, структурное программирование; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
Личностные: Наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения
Метапредметные: Развивать логическое мышление, внимание, память, формировать умение планировать свою деятельность. Владение информационными умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; владение общепредметными понятиями;
Планируемые результаты:
Предметные: Знать: понятие алгоритм, формальный исполнитель, структуры алгоритмов, структурное программирование.
Уметь: составлять и выполнять алгоритмы для формальных исполнителей.
Научиться исполнять алгоритм для различных алгоритмических структур.
Личностные: Развитие творческого мышления (умение находить способ решения); развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету.
Готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности
Формирование ответственности
Метапредметные: Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
Владение навыками познавательной и учебной деятельности.
Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
Поиск ошибок в алгоритме и внесение в него изменений.
Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Воспитательный потенциал урока: социальная солидарность и гражданственность, труд и творчество, наука, искусство и литература.
Основные понятия: алгоритм, формы представления алгоритмов структура алгоритма, блок-схема алгоритма, программирование, структурное программирование.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование, ресурсное и программное обеспечение (ЦОР, дидактические материалы, созданные при помощи СПАК): учебник «Информатика, 10 класс» под редакцией И. Г. Семакина;
презентация;
раздаточный материал;
кабинет информатики, проектор, компьютеры;
телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.
ресурсное обеспечение (ОЭР, ЦОР)
Структура и ход урока
Структура урока:
1) Организационный этап
2) Актуализация знаний
3) Обобщение и систематизация знаний
4) Закрепление навыков работы с исполнителями и алгоритмами.
5) Физкультминутка
6) Выполнение заданий на закрепление навыков работы с исполнителями и алгоритмами
7) Домашнее задание
8) Рефлексия учебной деятельности на уроке
ХОД УРОКА
1. Организационный этап:
Приветствие учащихся.
2. Актуализация знаний.
Учащиеся должны вспомнить понятие алгоритма, которое они изучали в младших классах
- Ребята, а что такое алгоритм? (Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов)
Молодцы! Вы хорошо знаете, что такое алгоритм. Но вы не знаете, что основоположником этого понятия был среднеазиатский математик IX в. Аль-Хорезми (показать фотографию на слайде 3), впервые описавший правила выполнения четырёх арифметических действий сложения, вычитания, умножения и деления.
Также ученики должны перечислить все свойства алгоритма и описать их:
Дискретность
Результативность
Детерминированность
Массовость
Понятность
Выполнимость
Привести примеры алгоритмов. Вспомнить
, какие алгоритмические структуры они изучали:
Линейный алгоритм
Алгоритмическая структура «Ветвление»
Алгоритмическая структура «Выбор»
Алгоритмическая структура «Цикл»
Рассказать, чем они отличаются друг от друга, перечислить особенности каждой алгоритмической конструкции, привести примеры.
Обобщение и систематизация знаний
Линейный алгоритм – это поэтапное решение задачи, строгая последовательность действий, направленная на получения результата из исходных данных.
Следование – это линейная последовательность действий
-3276602324100054635401847850041395652133600020345401943100082486522288500-7048580010Серия 1
00Серия 1
113919070485Серия 2
00Серия 2
451104080010Серия N
00Серия N
В программе на Паскале серия – это либо один отдельный оператор, либо составной оператор: последовательность операторов, заключенная в операторные скобки. В языке программирования Паскаль – операторными скобками являются служебные слова Begin End.
288846772757700Ветвление – алгоритмическая альтернатива. Управление передается одному из двух блоков в зависимостиот истинности или ложности условия. Затем происходит выход на общее продолжение. Вот как изображается ветвление на блок – схеме АЯ:
17466635626Условие
00Условие
да нет
13021634552800122665834895003952875342900044018943951800
938589197633Серия 1
00Серия 1
3947603197633Серия 2
00Серия 2
439356524130000123856024079800
27921391449860012363005120000
6095380215118 If < логическое выражение>
Then <оператор >
00 If < логическое выражение>
Then <оператор >
-71504278913 If < логическое выражение>
Then <оператор 1>
Else <оператор 2>
00 If < логическое выражение>
Then <оператор 1>
Else <оператор 2>
Полное ветвление Неполное ветвление
Цикл – повторение некоторой группы действий по условию.Различают два типа цикла. Первый – цикл с предусловием: цикл – пока. Второй – цикл с постусловием: цкл – до
121503619577228059031905000121666018859500«Цикл-пока»
1661603180133Условие
00Условие
4446388243116004008120199390006385693144780 если < условие>
нц
<серия >
кц
00 если < условие>
нц
<серия >
кц
Нет
281340523257200
да
2118803149476Серия
00Серия
2820552176146
1215035111952
32940551043170032643439563400
130009621263627045988826500129861921762700
«Цикл-до»
221449664401Серия
00Серия
5232356122555 Повторить
<серия>
До <условие >
00 Повторить
<серия>
До <условие >
269367010648800
1660525117135Условие
00Условие
270620813157800нетда
1299993515230
Закрепление навыков работы с исполнителями и алгоритмами.
Физкультминутка
Наше путешествие очень увлекательное, но отдохнуть путешественникам просто необходимо (ребята выполняют упражнения).
После зарядки щелчком по кнопке возвращаются опять к карте.
Отвечают на вопросы на закрепление навыков работы с исполнителями и алгоритмами
Что такое алгоритм?
Блок – схема алгоритма?
Программирование?
Линейный алгоритм – это…?
Составной оператор – это….,
Что в Паскале служит операторными скобками?
Покажите способ отражения алгоритмической структуры – линейный алгоритм на блок – схемах и в АЯ
Что такое структурный алгоритм?
Паскаль – это…. ?
Создайте блок – схему решения задачи: «Нахождения площади основания и объема куба со стороной а см».
Решите данную задачу при помощи языка программирования Паскаль.
Домашнее задание
- Домашнее задание. §12, 13, 14 Работа 3.1
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Мы переходим к последнему этапу: подводим итог работы на уроке
1) Чему учились на занятии?
2) Что было трудно?
3) Какие задания понравилось выполнять?
Технологическая карта урока
Тема Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование
Цели Формирования представления о основных изучаемых понятиях данной темы урока: алгоритм, формы представления алгоритмов структура алгоритма, блок-схема алгоритма, программирование, структурное программирование; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
Наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
Наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.
Планируемый результат Предметные:
Знать: понятие алгоритм, формальный исполнитель, структуры алгоритмов, структурное программирование.
Уметь: составлять и выполнять алгоритмы для формальных исполнителей.
Научиться исполнять алгоритм для различных алгоритмических структур.
Личностные:
Развитие творческого мышления (умение находить способ решения); развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету.
Готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности
Формирование ответственности
Метапредметные:
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
Владение навыками познавательной и учебной деятельности.
Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
Поиск ошибок в алгоритме и внесение в него изменений.
Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия алгоритм, формы представления алгоритмов структура алгоритма, блок-схема алгоритма, программирование, структурное программирование.
Межпредметные связи «Технология. Труд» (схемы)
«Математика» (построение геометрических фигур, метод координат)
Ресурсы:
- основные
- дополнительные учебник «Информатика, 10 класс» под редакцией И. Г. Семакина;
презентация;
раздаточный материал;
кабинет информатики, проектор, компьютеры;
телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.
ресурсное обеспечение (ОЭР, ЦОР)
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность учителя Планируемые результаты
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Содержание Предметные УУД
I. Организационный момент
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Активизирует внимание детей, нацеливает их на работу.
Проверяет готовность обучающихся к уроку. проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Личностные: мотивация к учению.
II. Актуализация знаний
Цели: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Формулируют (уточняют) тему урока
Ставят учебные цели и этапы урока. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Учащиеся должны вспомнить понятие алгоритма, которое они изучали в младших классах
- Ребята, а что такое алгоритм? (Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов)
Молодцы! Вы хорошо знаете, что такое алгоритм. Но вы не знаете, что основоположником этого понятия был среднеазиатский математик IX в. Аль-Хорезми (показать фотографию на слайде 3), впервые описавший правила выполнения четырёх арифметических действий сложения, вычитания, умножения и деления.
Также ученики должны перечислить все свойства алгоритма и описать их:
Дискретность
Результативность
Детерминированность
Массовость
Понятность
Выполнимость
Привести примеры алгоритмов. Вспомнить
, какие алгоритмические структуры они изучали:
Линейный алгоритм
Алгоритмическая структура «Ветвление»
Алгоритмическая структура «Выбор»
Алгоритмическая структура «Цикл»
Рассказать, чем они отличаются друг от друга, перечислить особенности каждой алгоритмической конструкции, привести примеры.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.
Регулятивные:умение ставить учебные цели.
Личностные: мотивация к учению.
Познавательные: составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Коммуникативные: умение договариваться с одноклассниками, управление поведением.
Регулятивные: вносит коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с поставленной целью
Регулятивные: умение ставить учебные цели.
Личностные: мотивация к учению.
III. Обобщение и систематизация знаний
Цель: Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала.
Работают индивидуально,
Организует работу учащихся.
Линейный алгоритм – это поэтапное решение задачи, строгая последовательность действий, направленная на получения результата из исходных данных.
Следование – это линейная последовательность действий
В программе на Паскале серия – это либо один отдельный оператор, либо составной оператор: последовательность операторов, заключенная в операторные скобки. В языке программирования Паскаль – операторными скобками являются служебные слова Begin End.
288846772757700Ветвление – алгоритмическая альтернатива. Управление передается одному из двух блоков в зависимостиот истинности или ложности условия. Затем происходит выход на общее продолжение. Вот как изображается ветвление на блок – схеме АЯ
Цикл – повторение некоторой группы действий по условию.Различают два типа цикла. Первый – цикл с предусловием: цикл – пока. Второй – цикл с постусловием: цкл – до
Знать устройства компьютера IV. Закрепление навыков работы с исполнителями и алгоритмами.
Цель: формирование умений составлять и выполнять алгоритмы, записывать результаты выполнения каждого шага;
умению искать клетку по адресу, записывать адрес клетки.
Решают задания с проговариванием алгоритма вслух.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.
Обеспечивает положительную реакцию детей на высказывания одноклассников.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся.
Знать: понятие алгоритм, формальный исполнитель, СКИ, «адрес» клетки, из чего он состоит. Уметь находить клетку по адресу и по адресу клетку.
Составлять и исполнять алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с поставленной целью.
Личностные: Осознание практической значимости знаний.
V Физминутка
Выполняют физминутку Выполняет вместе с учащимися. (ребята выполняют упражнения).
VI. Отвечают на вопросы на закрепление навыков работы с исполнителями и алгоритмами
Цель:освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. Фронтальная работа учащихся, по одному выходят к интерактивной доске и выполняют 1 действие.
Работают в парах по проверке определения координат
Осуществляют: самооценку; самопроверку; предварительную оценку.
1) Что такое алгоритм?
Блок – схема алгоритма?
Программирование?
Линейный алгоритм – это…?
Составной оператор – это….,
Что в Паскале служит операторными скобками?
Покажите способ отражения алгоритмической структуры – линейный алгоритм на блок – схемах и в АЯ
Что такое структурный алгоритм?
Паскаль – это…. ?
Создайте блок – схему решения задачи: «Нахождения площади основания и объема куба со стороной а см».
Решите данную задачу при помощи языка программирования Паскаль.
1. С помощью учителя составлять и исполнять алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
2. Уметь различать алгоритмические структуры.
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: умение использовать внешний план для решения поставленной задачи.
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Контролирует ответы. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: умение использовать внешний план для решения поставленной задачи.
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
VII. Домашнее задание
Цель:
-осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний
. Записывают номер домашнего задания, выслушивают комментарий к нему. Дает комментарий к домашнему заданию. Указывает на индивидуальный творческий подход к заданию
- Домашнее задание
§12, 13, 14 Работа 3.1.
- Нашли номер в учебнике. Прочитайте и скажите, что нужно сделать. Познавательные: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке )
Цели:
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. - Мы переходим к последнему этапу: подводим итог работы на уроке
1) Чему учились на занятии?
2) Что было трудно?
3) Какие задания понравилось выполнять?
Молодцы! Мы поработали сегодня на «отлично»!
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: Способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Анализ урока № 18
Тема: «Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование»
ФИО учителя: Трукжанова А. З.
Дата проведения урока: 23.01.2016г.
Предмет: информатика
Класс: 10
Учащихся по списку: 10
Учащихся по факту: 10
Цель урока: изучение нового материала
Своевременность явки учителя на урок: да
Готовность учителя к началу урока: да
Готовность учащихся к началу урока: все учащиеся готовы к уроку.
Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика: на уроке использовалась презентация урока, практическая работа учащихся на компьютере.
Санитарное состояние класса: в норме.
Температурный режим: в норме
Проветривание: на перемене
Освещение: в норме.
Наличие технологической карты урока: да
Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию: тема урока соответствовала календарно-тематическому планированию
Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи:
Цели урока:
Формирования представления о основных изучаемых понятиях данной темы урока: алгоритм, формы представления алгоритмов структура алгоритма, блок-схема алгоритма, программирование, структурное программирование; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
Наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
Наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: понятие алгоритм, формальный исполнитель, структуры алгоритмов, структурное программирование.
Уметь: составлять и выполнять алгоритмы для формальных исполнителей.
Научиться исполнять алгоритм для различных алгоритмических структур.
Личностные:
Развитие творческого мышления (умение находить способ решения); развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету.
Готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности
Формирование ответственности
Метапредметные:
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
Владение навыками познавательной и учебной деятельности.
Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
Поиск ошибок в алгоритме и внесение в него изменений.
Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Используемые на уроке средства ИКТ:
учебник «Информатика, 10 класс» под редакцией И. Г. Семакина;
презентация;
раздаточный материал;
кабинет информатики, проектор, компьютеры;
телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.
ресурсное обеспечение (ОЭР, ЦОР)
Основные понятия, изучаемые на уроке:
алгоритм, формы представления алгоритмов структура алгоритма, блок-схема алгоритма, программирование, структурное программирование.
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся: да
Выполнение санитарных норм:
- Предупреждение утомления и переутомления.
- Чередование видов деятельности (слушание, письмо, практика).
- Своевременное и качественное проведение физминуток.
- Соблюдение правильной рабочей позы.
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.
Изучение новой темы проходило в ходе рассказа учителя и сопровождалось практической отработкой приемов.Все учащиеся быстро переключались с одного вида деятельности на другой.
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Использовались различные методы: привлечение учащихся для подготовки вычислительной техники к уроку; привлечение сильных учащихся для помощи отстающим.На уроке использовались такие формы работы, как индивидуальная, групповая, практическая работа. Для лучшего запоминания учебного материала учитель использовал следующие приемы: постановка цели запомнить; включение в деятельность путем наглядного восприятия материала и усиленного повторения изученных моментов нового материала.
Учащиеся на уроке проявили активность, дисциплинированность, интерес к излагаемой теме, уважительное отношения к учителю. На уроке были соблюдены все правила техники безопасности.В конце урока ребята заполнили карточки эмоционального состояния (карту-настроения). В этой карте ученики отмечают своё самочувствие, указывают своё отношение к уроку, вписывают то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Учитель был доброжелательным, смог быстро включить всех учащихся в деловой ритм.
Учитель изложил весь запланированный материал, общая цель всего урока была достигнута, задачи, касающиеся проверки знаний выполнены. Учащимся, принимающим участие в уроке, были выставлены соответствующие оценки. Домашнее задание было задано вовремя, прокомментировано учителем.
Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
Все поставленные цели и задачи на уроке были выполнены.
Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ
Структура и тип урока полностью соответствуют цели и задачам урока. Учебный материал соответствует программе. Реализация основной дидактической цели достигнута. Учитель обладает хорошими знаниями по данной теме, в изложении темы прослеживалась логика и последовательность, владеет различными методами обучения: эвристическая беседа, демонстрация презентаций, поисковый, исследовательский. Речь учителя – четкая и уверенная. Учителю удалось вовлечь учащихся в основные мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация, систематизация). В устных вопросах и практических заданиях использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, анализа, сравнения). Самообразовательная работа учащихся показала умение учащихся выделять существенные признаки основных понятий, конкретизировать их, проявилась заинтересованность и активность учащихся. Стиль общения учителя и учеников – доброжелательный, поддерживалась культура речи, наблюдался явный авторитет учителя.