Урок русского языка по теме Мягкий знак на конце наречий после шипящих
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Педагогическая
цель Создать условия для наблюдения за написанием ь на конце наречий после шипящих; способствовать развитию умения применять правила орфографии и пунктуации, списывать текст с пропущенными буквами
Тип урока Обобщение и систематизация знаний и способов действий / решение частной задачи
Планируемые
результаты
(предметные) Обобщают знания о звуках русского языка. Наблюдают за написанием ь на конце наречий после шипящих, формулируют на основе наблюдения выводы. Контролируют собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами
Личностные
результаты Применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий
Универсальные
учебные действия
(метапредметные) Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу.
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия
Основное
содержание темы,
понятия и термины Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Шипящие звуки. Замена транскрипции буквенной записью
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы,
методические
приёмы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Форма
контроля
Осуществляемые
действия Формируемые
умения I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учеников.
– Проверим готовность
к уроку
Ребята, откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Тему и цель нашего урока мы определим чуть позже. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя II. Чистописание Индивидуальная. Практический.
Письмо Для чего мы ее проводим каллиграфическую минутку?
Ч Щ Ш - Как можно назвать звуки, обозначающие эти буквы? - Шипящие - Запишите их. Выполняют письмо по образцу Вырабатывают каллиграфический почерк Правильное написание
III Актуализация опорных знаий Фронтальная. Словесный.
Беседа, чтение - А сейчас немного повторим.
1) Работа по карточкам.
- Кто желает выйти к доске и поработать по карточке?
Карточка № 1.
Постройте слова в пары, найдя каждому существительному его прилагательное. В какой форме стоят эти прилагательные?
Ветерок…, ландыш…, мороз…, снег…,
Трескуч(?), пахуч(?), свеж(?), скрипуч(?).
Карточка № 2.
Допишите словосочетания. Вместо точек вставьте существительные, заканчивающиеся на шипящий.
Образец:
Решение задач(сущ. во мн. числе);
Множество синих ……
Читал «Остров …»
В глубине …
С пожеланием новых …..
Слова для справок: удач, сокровищ, чащ, туч.
Карточка № 3
Записать предложения; найти слова, оканчивающиеся на шипящий, объяснить правописание.
Не плач(?), Мишенька, я тебя медом угощу. Не надо, разве меня
утешиш(?), когда я так загоревал? Всю ноч(?) я работал, так и тянет прилеч(?). Земля уносится проч(?).
2) Лексическая разминка.(один человек на закрытой доске)
- Пока ребята работают по карточкам у доски, проведем лексическую разминку.
- Замените данные словосочетания существительными заканчивающимися на шипящий.
мелкие деньги ( мелочь );
неправда ( ложь );
изображение природы ( пейзаж );
доктор ( врач );
человек, играющий на скрипке ( скрипач );
Взаимопроверка лексической разминки.
- Ребята, поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работу. На какое правило все эти слова? - Когда пишется мягкий знак после шипящих на конце имен существительных?
-Когда не пишется?
- Кто получил «5», «4», «3», «2» ?
Критерии оценки.
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
«2» - 3 и более ошибок
Проверка детей работающих по карточкам. На какое правило все эти слова?
Что общего в этих словах?
Какой алгоритм применяли при выполнении задания?
Объясните пропущенную орфограмму. Демонстрируют выполненное задание Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий Упражнение
IV. Постановка учебной
задачи Фронтальная. Словесный. Беседа -А теперь посмотрите на слова, записанные в столбиках
вбок
навзнич.. вверх
наотмаш.. вмиг
сплош.. вслух
настеж… вслед
Что объединяет эти слова?
- Можете ли вы объяснить написание этих слов. Почему?
-Кто из вас сможет сформулировать тему урока .
Какие задачи поставим перед собой на уроке? Читают, формулируют учебную задачу Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя V. Усвоение новых знаний и способов действий Фронтальная. Словесный. Задания, работа с правилом, беседа 1. Организует работу с рубрикой «Давай подумаем»
вскачь вбок
навзничь вверх
наотмашь вмиг
сплошь вслух
настежь вслед
2) Сделайте вывод о том, как пишутся наречия, оканчивающиеся на шипящие.
3) Работа с таблицей
ЗАМУЖ УЖ НЕВТЕРПЕЖ
- А как вы думаете, почему в этих наречиях на шипящую нет мягкого знака? - Видимо, они являются исключениями из правила.
4) Сравните свой вывод с правилом на с. 69.
- О чём ещё узнали из правила?
-Задайте по этому правилу вопросы друг другу.
(Какая буква пишется в наречиях после шипящих?)
В каких наречиях мягкий знак после шипящих не пишется. Отвечают на вопросы, выполняют задание, читают и запоминают правило Осуществляют выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий Правило, беседа по вопросам
Индивидуальная. Практический. Упражнение Предлагает выполнить упр. 1 Вставляют пропущенные буквы Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения Упражнение
VI Первичная проверка понимания изученного
Фронтальная. Практический. Упражнение Создает условия для выполнения упр. 2, контролирует работу
Сделайте буквенную запись слов. ПРО[Ч'] СПЛО[Ш] НАСТЕ[Ш] НЕВМО[Ч'] НАОТМА[Ш] НАВЗНИ[Ч'] НЕВТЕРПЕ[Ш] ВСКА[Ч'] НАПРО[Ч'] ЗАМУ[Ш] Делают буквенную запись слов
По цепочке
Работают у доски. Осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию и преодолению препятствий Упражнение
VII. Закрепление знаний и способов действий Парная. Практический. Упражнение Работа в парах.
- С любыми тремя наречиями из предыдущего упражнения составьте и запишите словосочетания. (Самостоятельная работа) - Давайте послушаем несколько пар.(2 – 3)
Составляют словосочетания. Принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера Упражнение
Физминутка Сейчас я буду называть слова с шипящими на конце. Если Ь есть в слове, встают девочки, если его нет – встают мальчики. Приготовились. Встаешь, ночь, малыш, замуж, играешь, много туч, печь, навзничь, нож, уж, гонишь, хорош, горяч, вскачь. Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучени VIII
Этап контроля и самоконтроля
Индивидуальная. Практический. Упражнение Самостоятельная работа по вариантам
I вариант. Допишите, если необходимо, Ь. Подчеркните наречия-исключения.
спло_, проч_, невтерпеж_,вскач_, настеж_, уж_, наотмаш_, навзнич_, замуж_, невмоч_, напроч,
II вариант. Вставь, если необходимо, Ь.
умчаться вскач_, забыть напроч_, ударить наотмаш_, выйти замуж_, упасть навзнич_, уйти проч_, отворить настеж_, ждать невтерпеж_, становится невмоч_, уж_ вечерело
- Так когда же на конце наречий после шипящих пишется Ь? - В каких случаях мягкий знак не пишется?
Оцени свою работу.
Быстро правильно и самостоятельно - v
Правильно , но медленно - +
Без ошибок, нос помощью других.- !
Неправильно - Вставляют Ь. Делают соответствующие записи Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучени Упражнение . Беседа по вопросам.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог) Фронтальная.
Словесный.
Беседа Над какой темой работали на уроке?
– Закончите предложения:
• Теперь я могу…
• Я научился…
• У меня получилось… Отвечают на вопросы Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Саморегуляция
VIII. Домашнее задание.
Упражнение 4 Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя В тетради «Пишем грамотно» упр.1, 2, 3, 4 с. 15 17. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития Упражнение
Карточка № 1.
Постройте слова в пары, найдя каждому существительному его прилагательное. В какой форме стоят эти прилагательные?
Ветерок…, ландыш…, мороз…, снег…,
Трескуч(?), пахуч(?), свеж(?), скрипуч(?).
Карточка № 2.
Допишите словосочетания. Вместо точек вставьте существительные, заканчивающиеся на шипящий.
Образец:
Решение задач(сущ. во мн. числе);
Множество синих ……
Читал «Остров …»
В глубине …
С пожеланием новых …..
Слова для справок: удач, сокровищ, чащ, туч.
Карточка № 3
Записать предложения; найти слова, оканчивающиеся на шипящий, объяснить правописание.
Не плач(?), Мишенька, я тебя медом угощу. Не надо, разве меня утешиш(?), когда я так загоревал? Всю ноч(?) я работал, так и тянет прилеч(?). .
I вариант. Допишите, если необходимо, Ь. Подчеркните наречия-исключения.
спло_, проч_, невтерпеж_,вскач_, настеж_, уж_, наотмаш_, навзнич_, замуж_, невмоч_, напроч,
II вариант. Вставь, если необходимо, Ь.
умчаться вскач_, забыть напроч_, ударить наотмаш_, выйти замуж_, упасть навзнич_, уйти проч_, отворить настеж_, ждать невтерпеж_, становится невмоч_, уж_ вечерело
I вариант. Допишите, если необходимо, Ь. Подчеркните наречия-исключения.
спло_, проч_, невтерпеж_,вскач_, настеж_, уж_, наотмаш_, навзнич_, замуж_, невмоч_, напроч,
II вариант. Вставь, если необходимо, Ь.
умчаться вскач_, забыть напроч_, ударить наотмаш_, выйти замуж_, упасть навзнич_, уйти проч_, отворить настеж_, ждать невтерпеж_, становится невмоч_, уж_ вечерело
I вариант. Допишите, если необходимо, Ь. Подчеркните наречия-исключения.
спло_, проч_, невтерпеж_,вскач_, настеж_, уж_, наотмаш_, навзнич_, замуж_, невмоч_, напроч,
II вариант. Вставь, если необходимо, Ь.
умчаться вскач_, забыть напроч_, ударить наотмаш_, выйти замуж_, упасть навзнич_, уйти проч_, отворить настеж_, ждать невтерпеж_, становится невмоч_, уж_ вечерело