Урок русского языка в 7 классе «Буквы О-Е после шипящих на конце наречий»
Урок русского языка в 7 классе.
Тема «Буквы О-Е после шипящих на конце наречий»
Цель: 1.Повторить правило написание букв О-Е после шипящих в существительных и прилагательных.
2. Повторить орфограммы безударные гласные и чередующиеся гласные в корне.
3. Формировать умения выбора гласной О- Е после шипящих на конце наречий.
4. Развивать навыки здорового образа жизни.
Ход урока.
Представление. Настрой на урок упражнение «лифт».
Слово учителя.
- Ребята, сегодняшний урок я назвала так…( СЛАЙД 1 читает ребенок)
ЖИТЬ ЗДОРОВО - ЗДОРОВО!
- Как вы понимаете это выражение?
Сегодня на уроке мы будем учиться вести здоровый образ жизни.
Введение в тему.
«Третье лишнее»
Горячо, кумачовый, волнующе.
- Почему лишним оказалась слово кумачовый?
- А в чем отличаются наречия горячо и волнующе?
- Как вы думаете о чем, кроме ЗОЖ мы еще будем говорить? (Формулировка темы учащимися) СЛАЙД 2
- Исходя из темы, сформулируем цели урока. СЛАЙД 2
4. Оформление рабочих листов.
Запись числа и темы урока.
5. Работа с текстом. СЛАЙД 3
- Говорить о здоровье и учиться ЗОЖ мы будем, опираясь на тест в ваших рабочих листах. (Выразительное чтение текста учеником).
- Какую картину вы представляли себе, слушая этот текст?
- Поднимается ли у вас настроение от прослушивания текста?
- А вы любите гулять в зимнем лесу? Что дает такая прогулка человеку? Гулять в лесу – это ведь здорОво? И здОрово!
- Придумайте название этому рассказу и запишите его перед тестом.
- Какие названия вы выбрали для этого текста? Все они отражают главную мысль – какую?
6. Новый материал.
1. Работа со схемой в рабочем листе. Заполнение примерами из текста. Можно объединиться парой.
- Какие слова из текста вы выписали? По какому принципу?
- А как вы заполнили колонки наречия? СЛАЙД 4
- Давайте вспомним тему урока.
- Какие же гласные мы будем писать на конце наречий после шипящих? (Формулируется правило). Какое наречие не вписывается в это правило?
2. Вывод: (учащиеся делают самостоятельно)
7. Физминутка.
1. Качание головой.
2. Шапка.
3. Поздровались с ладошкой.
8. Закрепление.
1. Выбирают задание из двух предложенных. СЛАЙД 5, переход к 6
2. Проверка СЛАЙД 5 объяснение орфограмм.
3. Проверка СЛАЙД 6 объяснение орфограмм.
9. Составление рекомендаций по ЗОЖ (самостоятельная работа)
1. Рекомендация записать в рабочих листах.
2. Общий вывод СЛАЙД 7.
10. Итог урока.
1. - Достигли мы целей, поставленных в начале урока? СЛАЙД 2
- Докажите это (повторение правил)
2. - Вспомните название нашего урока. Пусть это выражение станет вашим девизом по жизни.
11. Д/з.
1. Выполнять рекомендации, составленные на уроке.
2. Параграф 40 учебника.
3. Составить распорядок дня, используя наречия.
Например: 1. Встать рано утром в 7 часов. Энергично выполнить физические упражнения, и т.д.
Комментирование оценок за урок.
Приложение к уроку (рабочий лист)
Рабочий лист____________________________
Жить здорово – здорово!
_________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Приятно катиться на лыжах в лесу по нетронутому снежочку! Любуюсь пейзажем. Все подмечаю, что происходит вокруг. Вот зайчонок оставил свой след. А вот деревья стоят, словно окутанные большой, свежей белой простынёй. У некоторых деревьев неуклюже торчат ветки, будто лапы огромных чудовищ.
Ярко светит солнце, а морозный воздух бодрит и поднимает настроение. Снег искрится, кажется то синим, то розовым, а иногда и бежевым.
Поднимаюсь на крутой овражек – и вниз. Щеки становятся пунцовыми от ветра. Ноги после такой прогулки будто наливаются свинцом. Но это приятная усталость.
Хорошо дышится в лесу зимой! Завтра еще пойду!
Придумайте название тексту и запишите его в свободной строке.
1.2. Дополните схему примерами из текста.
Часть слова Суффикс Окончание
Часть речи /
О Е /
О Е
Существительное пастушОккрошечка
врачОмтоварищем
Прилагательное холщОвыйплюшевый
сухОгохорошего
Наречие 2.1. Образовать от данных прилагательных и причастий наречия, объясняя пропущенные буквы. Распределить полученные наречия в две колонки, выбирая условия написания буквы о или е после шипящих, обозначая морфему.П.вучий, волнующий, г.рячий, зл.вещий, хороший, бл.стящий, свежий.
О Е
2.2. Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, выписать наречия, объяснить орфограмму.
Хорошо здоровым быть!
Пива меньш. надо пить,
Сигарету бросить (в)урну
(И)купаться (в)реч . ке бурной.
Закалят . ся(?) обливат . ся(?)
Спортом разным занимат . ся.
(И) болезней не боясь,
(В)теплом доме не таясь,
(По)земле гулять свободно,
Красоте д . вясь пр.родной.
Вот тогда начнете жить!
ЗдОрово - здоровым быть!
__________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как сохранить здоровье (рекомендации).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Д/ з.1. Параграф 40Выполнить рекомендации. Составить распорядок дня, используя наречия.