Программа курса по дополнительным занятиям по математике Занимательная математика 3 класс 1 полугодие

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Тракторозаводского района г. Волгограда
Рассмотрено
на заседании
Руководитель МО
________ Глазкова Е.П.
« » __________ 2010г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР

______Крамина А.Н.
« » __________ 2010г.
Утверждаю:
Директор МОУ СОШ №1

_________Медведева Е.Н.
« » _____________2010г.



ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
3 КЛАСС
1 полугодие





Программу разработала: Ефремова Н.О.,
учитель начальных классов


г. Волгоград 2010 год
Программа по курсу « Занимательная математика».

Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа рассчитана на обучающихся 3 класса (8-9 лет).
Сроки реализации программы:
программа будет освоена в течение 17 часов.

Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 17 занятий.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.














Программа занятий. (17 часов)
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма
занятий)
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Вид контроля
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Дата проведения

















План
Факт

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1
Вводное занятие «Математика – царица наук»
1
Вводное занятие
Беседа о роли математики в жизни человека, почему математику называют царицей наук.
Знать роль математики в жизни человека.
Уметь использовать элементарные математические знания на практике.
Ответы на вопросы.




2
Как люди научились считать.
1
Урок – путешествие.
Путешествуя в прошлое с помощью презентации «Как люди научились считать», решают забавные задачи на сообразительность с использованием палочек и спичек.
Уметь анализировать условие и решать логические задачи.
Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»
Логические задачи. Задачи со спичками.



3