Авторская рабочая программа по курсу Введение в химию 7 класс. авт Габриелян О.С.

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
директор МОУ СОШ №3 зам.директора СОШ №1 на заседании кафедры
Зацепилин О.В. /Ф.И.О./ ______________/Ф.И.О./ ___________________
« __»_____________ __г. « __»________________ __г. « __»________________ __г.








Рабочая программа
по химии
для 7 класса
на 2014/15 учебный год










Автор:
Арапова Галина Викторовна,
учитель химии,
высшая квалификационная категория




г.Южноуральск, 2014г.

Рабочая программа курса
«Химия. Вводный курс»
для 7 класса
общеобразовательных учреждений
(базовый уровень)
1 час в неделю (всего 34 часа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу рабочей программы заложена авторская программа О.С. Габриеля-на и И.Г.Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс» (М: «Дрофа», 2007 г.)
Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным пла-ном и изучение его в школе – это инициатива администрации МОУ. СОШ №3, на базе которой ведётся экспериментальная площадка по изучению этого курса.
Рабочая программа составляется на основе следующих нормативных документов:
авторская программа О.С. Габриеляна и И.Г.Остроумова, А.К Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс» (М: «Дрофа», 2007 г.)
методическое письмо по химии за 2008-2009 год.
ОБУП и УП ОУ
Положение ОУ о разработке рабочих программ
Цель программы: подготовить учащихся к изучению нового предмета.
Задачи:
Образовательная: сформировать предметные знания, умения и навыки
( в первую очередь расчетные и экспериментальные), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы).
Развивающая: развивать познавательную мотивацию к изучению нового предмета
Воспитательная: Интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химии».

Совершенствование школьного химического образования на современном этапе приводит к ряду проблем, с которыми сталкиваются в своей работе учителя химии. Это перегрузка курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему и сокращение объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей профильной школе. Поэтому введение пропедевтического курса химии в 7 классе сможет решить эти проблемы. И введение позволяет:
– подготовить учащихся к изучению серьезного учебного предмета;
– разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;
– сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;
– отработать те предметные знания, умения и навыки (в первую очередь для проведения эксперимента, а также для решения расчетных задач по химии), на которые не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;
– показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии, которые учитель почти не может себе позволить в вечном цейтноте учебного времени;
– интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».
Курс состоит из четырех тем.
Название темы
Количество часов по авторской программе
Количество часов по школьному учебному плану
Обоснование увеличения уменьшения, количества часов


Химия в центре
естествознания
11
11


Математика в химии
9
12
У учащихся 7-ых классов не достаточно развиты математические навыки, поэтому на изучение раздела «Математика в химии» выделено больше часов.

Явления, происходящие с
веществами
11
8


Рассказы о химии
3
3


П е р в а я  т е м а «Химия в центре естествознания» позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно-научной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в 7-м классе рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Для отработки практических умений и навыков авторы отобрали несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы, которые знакомы им по начальному курсу естествознания и другим естественным дисциплинам. Сюда входит знакомство с несложным лабораторным оборудованием (устройство физического штатива, нагревательных приборов, элементарной химической посуды, которую они применяли на более ранних этапах обучения), проведение простейших операций обращения с таким оборудованием и химическими веществами (правила техники нагревания, соблюдение несложных правил техники безопасности, фиксация результатов наблюдения, их анализ и т.д.). Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности при его выполнении и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы «лонго-туденального» (продолжительного по времени) характера («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов»).
В т о р а я  т е м а «Математика в химии» позволяет отработать расчетные умения и навыки, столь необходимые при решении химических задач и для которых катастрофически не хватает времени в основной школе, в первую очередь задач на часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доли примесей). Как видно, отрабатывается не столько химия, сколько математика.
Т р е т ь я  т е м а «Явления, происходящие с веществами» актуализирует сведения учащихся по другим предметам о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на более старшей ступени обучения.
Ч е т в е р т а я  т е м а «Рассказы по химии» призвана показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии: этюды о великих русских химиках, об отдельных химических веществах и некоторых химических реакциях.
Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли самостоятельной рабо-ты учащихся в обучении (например, при проведении домашнего эксперимен-та), в том числе подготовка сообщений для ученических конференций, защи-та проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента. Также пред-лагаемый курс предусматривает развитие таких логических операций мыш-ления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтвер-ждение гипотез и т.д.

Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента

На реализацию НРК в 7 классе предусмотрено 3,5 часа (210 мин.)

Раздел (тема)

№ урока

Тематика НРК


Кол-во мин.

Источник информации


Предмет химия
1
Полезные ископаемые Челябинской области
10 мин
«Методических рекомендаций по использо-ванию национально - регионального компонента в содержании учебного курса «Химия» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.2009 г. №103/3431).

Химия и физика
7
Центры атомной промышленности
области – г.Снежинск, г.Озёрск
10 мин


Химия и география
9
Формулы некоторых веществ, добываемых и производимых на заводах Челябинской области
10 мин


Чистые вещества и смеси
15
Природные источники питьевой
воды в Челябинской области. Основные группы загрязнителей природной воды.
Способы очистки природной воды и получение чистой воды в регионе.
25 мин.


Дистилляция или перегонка
25
Применение физических явлений в народ-
ном хозяйстве: дистилляция ка-
меноугольной смолы (Коксохим) Фракционирование воздуха ОАО «Мечел» (газовый цех), кислородные станции.
20 мин


Химические реакции
28
Превращение веществ, происходящие в природе и в результате хозяй-
ственной деятельности человека.
15 мин.


Рассказы о химических реакциях
34
Экскурсия на МУП «Водоканал»
120 мин.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-Методический комплекс
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение

Учебник авт. О.С. Габриеляна и И.Г.Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс» (М: «Дрофа», 2009 г.)

авторская программа О.С. Габриеляна и И.Г.Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс» (М: «Дрофа», 2007 г.)


Рабочая тетрадь авт.О.С. Габриеляна и И.Г.Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс» (М: «Дрофа», 2009 г.)

Методичекое пособие к пропедевтическому курсу О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К Ахлебинина «Химия. Вводный курс.7 класс», авт. О.С.Габриелян, Г.А. Шипарёва «Дрофа»,2007 год

ЦОРЫ:
АРМ учителя химии, авт. Арапова Г.В.
«Виртуальная лаборато-рия», лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2005 г.
«Опыты со взрывами»,эл.пособие


Интернет-ресурсы:

Alhimik (http://www.alhimik.ru )
Периодическая система химических  элементов
(http://www.jergym.hiedu. cz/~canovm/vyhledav/variarity/ rusko2.html)
Мир химии (http ://www. chemistry, narod. ru/)



Требования к уровню подготовки учащихся _7 класса по итогам изучения данного предмета
По окончании вводного курса химии в 7 классе учащиеся должны:
Знать:
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете, назначение и приёмы работы с лабораторным оборудованием
Знаки химических элементов, их обозначение, произношение и инфор-
мация, которую они несут;
Понятия: индексы и коэффициенты; простые и сложные вещества; атом, молекула, ион; кристаллическое состояние вещества, кристаллические решётки твёрдых веществ, диффузия, броуновское движение, понятие об агрегатном состоянии вещества;
Овладеть такими понятиями, как относительная атомная и молекуляр-ная масса; массовая доля химического элемента (() в сложном вещест-ве;
Понятие смеси; гомогенные и гетерогенные смеси; понятие о чистом веществе и примеси, способы разделения смесей; массовая доля вещества в смеси, массовая доля примесей, объёмная доля компонента в газовой смеси, состав воздуха и природного газа, адсорбция и дистилляция, кристаллизация и выпаривание, фракционная перегонка;
Химические реакции, условия протекания химических реакций и их признаки; экзо- и эндотермические реакции; катализаторы и фермен-ты.; качественные реакции
Выдающихся русских ученых- химиков и их достижения в науке.


Уметь:
Правильно работать с лабораторным оборудованием, проводить домашний эксперимент;
Произносить знаки химических элементов, читать химические форму-лы, отличать простое вещество от сложного;
Проводить качественные реакции на кислород , углекислый газ, крахмал.
Рассчитывать массовую долю химического элемента в сложном веществе, массовую долю вещества в смеси, массовую долю примесей,
массовую долю растворённого вещества в растворе, объёмную долю газообразного вещества в смеси, нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов;
Различать физическое явление от химической реакции по опре-
делённым признакам;
Работать с литературой и интернет- ресурсами при составлении докладов , сообщений, презентаций;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
 
Характеристика контрольно-измерительных материалов

В течении всего курса предусмотрено :
Контрольные работы – 2
Самостоятельные работы – 6
Практические работы – 6
Лабораторные работы -5

№ п/п
Примерная дата
Тема
Вид
Источник

1
сентябрь
Практическая работа №1
«Знакомство с лабораторным оборудованием»
Практическая работа
учебник

2
сентябрь
Практическая работа № 2
«Наблюдение за горящей свечой»
Практическая работа
учебник

3
октябрь
«Химические знаки и формулы»
Химический диктант
Методичекое пособие к пропедевти-ческому курсу О.С.Габриеляна.


4
ноябрь
«Первоначальные понятия в химии»
Контрольное
тестирование
КИМЫ

5
ноябрь
«Относительная атомная и молекулярная масса»
Самостоятельная
проверочная работа
Методичекое пособие к пропедевти-ческому курсу

6
декабрь
Практическая работа № 3
«Приготовление раствора с заданной массовой долей раст-
ворённого вещества»

Практическая работа

учебник

7
декабрь
«Массовая и объёмная доля»
Контрольная работа
КИМЫ

8
январь
Практическая работа №4
«Выращивание кристаллов соли»
Практическая работа
учебник, рабочая тетрадь

9
февраль
Практическая работа №5
«Очистка поваренной соли»

Практическая работа

учебник, рабочая тетрадь

10
март
Практическая работа №6
«Изучение процесса коррозии железа»
Практическая работа

учебник, рабочая тетрадь

11
май
Контрольная работа №2
«Итоговое тестирование за курс 7 класса»
Контрольное тестирование
КИМЫ



Л и т е р а т у р а
1. Хрипкова А.Г., Иванова Р.Г., Иванова Т.В. и др. Естествознание. Учебник для 6–7 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. А.Г.Хрипковой. М.: Просвещение, 1996.
2. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2005.
3. Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию. Мир глазами химика. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.: Владос, 2003.
4. Шипарева Г.А., Тригубчак И.В. Методические рекомендации к изучению пропедевтического курса «Введение в химию»: 7 класс. М.: Владос, 2004.
5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Старт в химию. М.: Дрофа, 2006.
6. Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. 7 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2006.
7. Остроумов И.Г., Боев А.С. Химия. 7 класс. Введение в химию. Вещества. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Сиринъ, 2006.
8. Остроумов И.Г., Боев А.С., Аксенова И.Б. Химия. 7 класс. Методические рекомендации к изучению курса «Введение в химию. Вещества». М.: Сиринъ, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Контрольная работа по теме
«Массовая и объёмная доля» 7 класс




I-вариант
Задача №1
Вычислите массовые доли элементов в веществе , формула которого: Na3PO4.
Задача №2
Определите массу соли и массу воды, которая потребуется для приготовления 50 гр раствора с массовой долей соли 0,5 %.
Задача № 3
Из 320 гр. 5 % -ного раствора щёлочи выпарили 120 грамм воды. Какой стала массовая доля щёлочи в полученном растворе ?
Задача № 4
Смешали два раствора нитрата калия (KNO3) 160 гр 5%-ного и 140 гр. 20%-ного.Какой стала массовая доля нитрата калия (KNO3) в полученном растворе?
Задача №5
Вещество имеет состав: натрия 42,1 %; фосфора 18,9%;
кислорода 39,0 %. Составьте формулу вещества.
Задача № 6
Вычислите объёмные доли газов азота (N2) и кислорода (О2) в воздухе объёмом 60 л., если объём азота (N2) равен 15 л, а объём кислорода (О2) равен 30л.
Задача № 7
Чему равна масса примесей в известняке массой 100 гр, если чистого известняка – 75%?
II-вариант
Задача №1
Вещество имеет следующий элементный состав: С -19,4%,
Н – 3,2 %, О – 77,4%. Составьте формулу.
Задача №2
К 140 гр. 10% раствора хлорида натрия добавили ещё 50 гр.
соли. Какой стала массовая доля соли в полученном растворе?
Задача №3
Сколько необходимо взять гр. воды и гр.сахара , чтобы приготовить 300 гр 45% раствора сахара?
Задача №4
Вычислите массовые доли элементов в фосфорной кислоте
(H3PO4).
Задача № 5
Смешали 120 гр. 34% - ного раствора и 70 гр. 36% - ного раствора глюкозы. Какой стала массовая доля глюкозы после смешивания ?
Задача № 6
Вычислите объём сероводорода H2S и сернистого газа SO2 в смеси, объём которой составляет 170 л. Объёмная доля сероводорода H2S – 34%, а сернистого газа SO2 - 66%
Задача № 7
Чему равна масса чистого железа в сплаве (чугуне) массой 500 гр., если на примеси приходится 2%?









®ђ Заголовок 115