Рабочая программа дефектолога для учащихся, обучающихся по программам обучения детей с умственной отсталостью для 1 класса


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заместитель директора по УВР Приказ №_______ от «___»______2016 года
____________/Т.В. Андреевских/ Директор школы
__________________ _______________/ О. А. Голых/
дата согласования










Рабочая программа
дефектолога
для учащихся, обучающихся по программам обучения детей с умственной отсталостью для 1 класса





Разработала:
Щекотова Марина Геннадьевна,
учитель - дефектолог







Арти, 2016




Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12 2014 г. №1599)
3.Устав МАОУ АГО «АСОШ №6».
4. Учебный план МАОУ АГО «Артинская СОШ №6».
5. 6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
6.

2.Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета
Дефектологическая программа составлена для учащихся 1 классов с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70 , F–71. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.
Цели и задачи программы:
1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:
климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:
опора на личный опыт ученика;
обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
организация взаимодействия со сверстниками.

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.

Программа занятий включает следующие основные направления:
Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
Формирование учебной мотивации;
Ликвидацию пробелов знаний;
Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.


Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.


1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Развитие навыков каллиграфии;
Развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие зрительной памяти и внимания;
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие представлений о времени;
Развитие слухового внимания и памяти;
Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
Навыков соотнесенного анализа;
Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.




3.Содержание программы предмета
Развитие аналитико-синтетической сферы
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Развитие пространственного восприятия и воображения
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие памяти
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков.
Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации.
Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки “Моя проблема”, тестирование уровня тревожности с помощью методики “Дом. Дерево. Человек”.



4.Основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец 1-го класса
Учащиеся должны уметь:
Минимальный уровень:
- ориентироваться в пространстве;
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
- полно отвечать на поставленные вопросы;
- составлять простые нераспространенные предложения;

Достаточный уровень: - анализировать простые закономерности;
- выделять в явлении разные особенности;
- вычленять в предмете разные качества;
- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам






Календарно-тематическое планирование
1 час в неделю, 33 ч. в год

№.
урока
Название раздела, темы

Кол-во часов
Форма контроля






1
Игра «Разомнем кулачки».
ЛПЗ. Сравнение предметов по величине, длине, ширине
1


2
«Этот пальчик»
ЛПЗ.Осень. Обведение листьев по трафарету.
1


3
«Найди лишнее»
ЛПЗ.Временные представления
1


4
Классная комната
ЛПЗ. Упражнения на штриховку.
1


5
«Зрительный диктант»
ЛПЗ. Количество предметов.
1


6
«Сказка про язычок».
ЛПЗ.Моя семья
1


7
«Что ты видишь?»
ЛПЗ. Квадрат, круг.
1


8
«Запомни цвета»
ЛПЗ. Отношение порядка следования
1


9
«Что это?»
ЛПЗ. Рисование прямых
линий
1


10
«Волшебный мешочек»
ЛПЗ.Разгадывание предметов.
1


11
«Запомни картинки»
ЛПЗ.Прямоугольник
1


12
Части и целое
Обобщающее занятие.
1


13
«Запоминание предметов» ЛПЗ.Число и цифра 1.
1


14
«Шнуровки»
ЛПЗ. Элементы букв
1


15
«Порядок предметов».
ЛПЗ.Число и цифра 2.
1


16
«Зверь по клетке»
ЛПЗ. Написание элементов букв
1


17
«Порядок картинок».
ЛПЗ.Число и цифра 3.
1


17
«Лица людей».
ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Аа
1


19
«Угадай, какой формы?»
ЛПЗ.Число и цифра 0
1


20
«Угадай, какого цвета?»
ЛПЗ. Написание цифр.
1


21
«Что больше(меньше)?»
ЛПЗ.Число и цифра 4
1


22
«Опиши предмет»
ЛПЗ.составление рассказа «Зимние забавы».
1


23
«Куда улетел шар?»
ЛПЗ.Число и цифра 5
1


24
«Определение расположения предмета».
ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Уу
1


25
«Спрячь зайца»
ЛПЗ.Число и цифра 6
1


26
Сказка «Колобок».
ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Мм
1


27
«Дорисуй девятое».
ЛПЗ. Чтение слогов.
1


28
Обобщающее занятие.
ЛПЗ. Написание слогов.
1
Диктант

29
«Зрительный диктант»
ЛПЗ. Простая арифметическая задача.
1


30
«Кто как говорит?»
ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Зз
1


31
«Качественные признаки предметов».
ЛПЗ.Устное сложение чисел в пределах 10.
1


32
«Сходство и различие».
ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Вв и Фф
1


33

«Точки».
ЛПЗ. Геометрические фигуры
1
Тест

ИТОГО
33






6. Учебно – методическое обеспечение

Учебник
Методические пособия
ЭОР



Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.








Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.








































Заголовок 215