Элективный курс по физике Экология жилища и быта
МОУ «Кривозерьевская СОШ»
Программа элективного курса по физике для учащихся 9 класса
Подготовила
учитель физики
Карабанова Р.К.
Кривозерье 2008.
Программа элективного курса
«Экология жилища и быта человека».
Р.К. Карабанова
учитель физики
МОУ «Кривозерьевская СОШ».
Адресат: учащийся 9 класса ( предпрофильный курс)
Количество часов: 12.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Экология жилища и быта человека» рассчитана на 12 часов и разработан для образовательной области «Естествознание», которая призвана расширить знания учащихся об основных законах природы и правилах оптимального взаимодействия человека и природы.
Элективные курсы по физике в 9-х классах призваны развивать интерес к этой удивительной науке.
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера, о значении физики в различных областях народного хозяйства, в быту, а также решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической физикой, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности. Прослеживается связь физики с биологией, математикой, химией, экологией.
Т.е., с одной стороны показывает учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, а с другой стороны способствует устранению психологических барьеров, мешающих школьникам видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена значимостью рассматриваемых проблем, которые ставит перед нами сама жизнь. Это- экология жилища и быта.
Жилище для человека является своеобразной экологической нишей, с которой он неразрывно связан.
Цель курса: побудить учащихся к заботе о сохранении своего здоровья своих близких, расширив представления учащихся об экологии жилища и быта, расширить знания учащихся об окружающем мире; удовлетворить интерес к явлениям и процессам. Самоопределение в выборе направления дальнейшего образования.
Задачи:
Обобщить знания учащихся об основных факторах, влияющих на здоровье человека в его жилище и быту.
Сформировать у учащихся сознание необходимости.
а) заботиться о своем здоровье;
б) изучить вещества и явления окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы из правильно применять.
3.Побудить учащихся к экологическому просвещению населения.
4.Развить у учащихся специальные умения и навыки обращения с бытовыми
приборами, научить выполнять несложные исследования, соблюдая
правила по технике безопасности.
5. Расширить кругозор учащихся.
6. Использовать и развить межпредметные связи физики с химией,
биологией, географией.
Содержательная часть программы.
·.Введение ( 2 часа )
· Экология – наука о доме.
· Значение для человека знаний по физике.
Физический практикум.
· Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы.
·
·. Экология жилища и быта человека.
Радиоактивность стройматериалов.
Радиоактивные элементы. Радиация. Стройматериалы вулканического происхождения. Опасное действие повышенной радиации на живые организмы. Контроль уровня радиации в помещениях.
Родные стены.
Особенности различных строительных материалов, их влияние на
здоровье жителей дома. Внутренняя отделка помещений, влияние
материалов на здоровье членов семьи, качество строительных товаров.
Электромагнитные волны.
Что такое электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн и их распространение. ЛЭП- линии электропередач.
Электромагнитное излучение.
Инфракрасное и ультрафиолетовые излучения. Влияние их на организм. Излучение в квартире. Меры защиты от электромагнитного излучения. Степень вредного влияния сотовой связи.
· Питьевая вода.
Рациональное использование пресной воды. Ее запасы. Загрязнение пресной воды и ее влияние не организм человека. Фильтры для очистки воды.
· Акустический фон.
Звук. Инфразвук. Ультразвук.
Влияние инфразвука на организм человека. Шумовые загрязнения. Уменьшение акустического фона.
· Работа по дому с точки зрения эколога.
Уборка помещений, пылевые загрязнения, мытье окон, работа бытовой техники, сбор и вынос мусора. Экологически опасные факторы и способы защиты от них. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
· Проведение имитационной игры.
«Защита 5 проектов «.
«Экологичное жилище будущего».
«Безопасный быт»
«Мой дом- моя крепость»
Учебно- тематический план.
№
Название тем курсов.
Кол- во часов.
Форма метод.обуч.
1
Экология- наука о доме.
1
беседа, объяснение учителя.
2
Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы.
1
лабораторная работа.
3
Радиоактивность стройматериалов.
1
лекция.
4
Родные стены.
1
беседа, анализ имеющейся в доме информации о стройматериалах.
5
Электромагнитные волны.
1
лекция.
6
Электромагнитное излучение.
1
беседа.
7
Излучение в квартире.
1
лекция с элементами беседы.
8
Радиотелефон.
1
беседа, анализ пользования сотовыми телефонами.
9
Питьевая вода.
1
беседа.
10
Акустический фон.
1
беседа, анализ.
11
Работа по дому.
1
мини- сценки.
12
Обобщение.
1
защита проектов; «Экология нашего дома и быта».
13
Итого.
12
зачет, запись в портфолио.
14
Свет в доме.
1
беседа, измерение освещения.
Список литературы для учителей
Дубров А.П. Экология жилища и здоровья человека. «Слово»-2003.
Павлов А.Н. Воздействие электромагнитных излучений на жизнедеятельность- М.; Гемос, 2002.
Мертон Б. Физика с биологическим содержанием- М. Высшая истома, 1996 г.
Алексеев С.В. «Практическая экология для всех»- СПО-2005
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика,- М., Просвещение 2004.
Список литературы для учащихся.
1.Перышкин А.В. и др. Факультативный курс физики, М, Просвещение, 1980.
2. Энциклопедия для детей. Экология,2001.
3. Перышкин А.В., Гутник, Физика, 2006.
4. Энциклопедия для детей. Личная безопасностью Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных случаях.
"Экология жилища и
быта человека"Arial Black15