Посиделки Предметы быта русского народа
Посиделки
«Предметы быта русского народа»
Провела: Губанова Н.Н., руководитель отдела школьного музея «Сердцем прикоснись к истории», учитель русского языка и литературы, МХК
Цели:
Познакомить учащихся с бытом русских крестьян на примере школьного этнографического уголка.
Содействовать воспитанию любви к истории своей малой родины.
Задачи:
Изучать историю родного края, его культурные ценности.
Приобщать учащихся к сбору краеведческого материала, работе с ним, составлению сценариев на основе собранного материала и распространению среди учащихся знаний, полученных при встречах со старшим поколением.
Формировать навыки работы в музее.
Оборудование: предметы экспозиции, стенд «Преданье старины глубокой…», творческие работы учащихся, магнитофон.
Предварительная подготовка : индивидуальные задания экскурсоводам, конкурс рисунков и творческих работ «Предметы быта русского народа».
Место проведения: школьный музей.
План проведения экскурсии.
Введение. Вступительное слово учителя.
Основная часть. Быт русского народа.
- внутреннее устройство дома;
-народные ремесла;
- посиделки.
3. Заключение.
4. Рефлексия.
1. Введение.
Учитель: Россия со времен Киевской Руси и вплоть до отмены крепостного права в 1861 году была аграрной страной, где сельское хозяйство было главным занятием населения. Именно крестьянскому хозяйству принадлежала ведущая роль в аграрной экономике России. Природа для крестьянина была средой жизнеобеспечения. Она определяла уклад его жизни, занятия. Под ее влиянием сложились культура и традиции русского народа. Своя культура и свои традиции сложились и на территории нашего родного края.
Основная часть. Быт русского народа.
1-ый ведущий: Вы находитесь в этнографическом уголке нашего школьного музея, который был создан усилиями учителей и учеников школы. Экспонаты для него собираются с 1996 года.
Скоморох: Проходите, гости, к нам. Очень рады будем вам.
Все хорошее покажем. Всяку всячину расскажем.
2-ой ведущий: Внутреннее убранство домов богатством не отличалось. Крестьяне довольствовались небольшой избой с простой обстановкой. Центральное место в нем занимал красный угол с образами и столом. На пол стелили солому и спали. Даже когда в домах стали ставить кровати, на них стелили матрац, набитый соломой, а сверху кровати заправляли лоскутными одеялами. Наволочки на подушки шили из полотна и красили натуральными красителями, например, свеклой. Позже наволочки стали вышивать или выбивать.
1-ый ведущий: Мебели в доме почти не было: стол с перекрещенными ножками, длинные скамьи да сундуки. На стол стелили скатерть: полотно сшивали и посередине пропускали кружево. Скатерти у нас нет, а вот накомодник есть. Он был передан Крюковой Анной Григорьевной, а принадлежал её маме Климовой Ефросинье Дмитриевне. Сундук передала Калашникова Мария Павловна, учитель химии.
Бабушка:
Как из белых мховИз того ли сруба дубовогоВытекала речка тихоструйная.Как из белой-то куделиДа из долгого льнаДа с того ли донца расписногоВыпрядала девица тонкую нить,Нитку тонкую, нитку прочную.
Ванечка: Ой, вы точно моя бабушка – так же интересно рассказываете. Но вот она мне говорила, что без специальной волшебной палочки и не спрядешь ничего.
Бабушка: Это ты, наверное, Ванечка, про веретено говоришь?
Ванечка: Точно, точно.
Бабушка: Веретено, Ванечка, главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было свое веретено. Чужим пользоваться было не с руки.
Ванечка: Знаю, знаю. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки. Смастерить веретено не так просто, как кажется. Недаром приговаривали: «Как стал Ваня веретенце мастерить, все сени перестрогал».
Бабушка: Без веретена невозможно было сделать нить, полотно начать ткать.
2-ой ведущий: И не только без веретена, но и без прялки. В крестьянском обиходе на протяжении многих столетий дерево служило основным материалом, из которого делали орудия труда и предметы повседневного быта. Из них лучше всего сохранились прялки и это не удивительно. Прялка сопровождала крестьянскую женщину на протяжении всей жизни – от юности до глубокой старости. Прялку бережно передавали из поколения в поколение. Мастера, делавшие прялки, вкладывали в них все свое умение и сноровку. Существует множество разновидностей прялки – ведь не только в каждой области или районе, но порой и в каждой деревне они отличались своими неповторимыми чертами и особенностями. Эту прялку нам в музей подарила семья Сутуриных из с.Жипковщина. Прялка принадлежала их прапрабабушке Писаренко Федосье Степановне
1-ый ведущий: Полотно изготавливали сами из конопли или льна. Коноплю и лен осенью дергали, сушили и на специальном верстачке ломали. Кострица (солома) выпадала, остальное продолжали мять босиком и выминали кострицу до конца; затем оставшееся одевали на гребень, подаренный нам Анакиной Т.М. и чесали. Получалась шерсть, наподобие овечьей. Затем пряли пряжу, а из нее ткали полотно.
2-ой ведущий: Изо льна полотно получалось мягкое, а из конопли – грубое. Это полотно расстилали на солнце, сушили, затем мочили и так повторяли несколько раз. Затем полотно помещали в «жлук» - деревянную бочку без дна, которую ставили на деревянную лохань, добавляли древесную золу и заливали кипяченой водой. Так полотно замачивали и отбеливали, после чего скатывали в тюки. Тонкое полотно называлось «рядно», его сшивали, как простыни, а «рядюга» - толстое полотно, им укрывались и застилали кровати.
Чтец:
Подарил мне батюшкаЧудо-веретенышкоСеребряное донышко.Нитка белая бежит,Веретенышко дрожит.Ты вертись, моя вертушка,Дорогая мне игрушка.Мне и весело, и жарко.Я-то день-деньской кручу,Нитки тонкие сучу.
Бабушка: Замечательные стихи. Действительно, работали раньше день-деньской и даже вечером, когда на улице уже темно. Наступали холода, в печке огонь зажигали. Печь, Ванечка, в доме занимала большое место. Она и грела, и лечила, и кормила. На ней спали старики, в ней мылись, если не было бани. В ней и еду готовили (показывает, как с помощью ухвата ставили чугуны в печь, а «чаплей»-сковороду). Весело поленья трещали в печке. В переднем углу светец ставили, лучину зажигали, а позже и лампу. В нашем музее хранится керосиновая лампа, которой пользовались в 50-60-х гг. прошлого столетия. А макет этой печи был изготовлен выпускниками нашей школы. Между прочим, у русской печи есть свой день, его отмечают 19 мая
Ванечка: Помню я лучину, и лампу помню. Да, работы было в то время много. Вот только забыл, как же люди в гости ходили, с подругами и друзьями встречались? Работу ведь нельзя было бросить?
Бабушка: А работу и не бросали. Девушки брали с собой прялки, донца, веретенца и собирались вечером в одной избе. Рассаживались на лавки и принимались за рукоделие. Такие вечера назывались посиделками.
Входят девушки.
Бабушка: Ну, проходите к огню, усаживайтесь, да за работу принимайтесь. Поди работы-то матери всем надавали с собой немало.
Девушки усаживаются на лавки.
Ванечка: Бабушка, а что же на таких посиделках только девушки бывали? А парни как же?
Бабушка: И парни тоже приходили.
Входят парни:
А мы идем, идем,Земля колых, колых.А девки хитрые,А мы хитрее их
Каждая девушка подходит с частушкой к парню и усаживает его на стул.
1-ая девушка:
Не стой, милый, на порожке,Не большая тебе честь.Иди, сядь ко мне на лавку,Для тебя местечко есть.
2-ая девушка:
Не стой, милый, у порога,Проходи на лавочку.Не спесивься, пододвиньМою точену прялочку.
3-я девушка:
Дайте, дайте, дайте лен,Дайте сорок веретен.Буду прясть-попрядыватьДа на дружка поглядывать.
4-я девушка:
Сяду прясть-попрядывать,На дружка поглядывать.Нитки рвутся – не вяжу,На милого все гляжу.
Все усаживаются на лавку.
Бабушка: Парни тоже работу с собой приносили. Кто лапти плел, кто упряжью конской занимался. Представляешь, Яша, на таких посиделках иногда парни даже варежки вязали, а девушки вышивали.
1-ый ведущий: В конце 50-х годов 20 века по воспоминаниям старожилов стали продавать нитки для вязания и вышивания. Вышивали много: от уголков для этажерок до настоящих картин. В нашем музее есть и этажерка, подаренная Карповой Натальей Анатольевной, и полотенца, подзоры , связанные крючком, и вышивка, подаренная Бочкарниковой Раисой Сергеевной.
2-ой ведущий: Вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнаменты народной вышивки уходят своими корнями в глубокую древность. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женские фигуры как символы жизненной силы, счастья, люди верили, что они принесут в дом благополучие.
Ванечка: Вот это здорово! А что еще делали на таких посиделках?
Бабушка: Песни пели, игры играли, праздники отмечали.
Ванечка: Бабушка, а мы ведь совсем забыли про праздники.
Бабушка: Верно, Ванечка, старинные праздники обязательно чествовали. Ребята, скажите какой сейчас месяц по календарю…..Верно, март. В старину с наступлением весны, когда сама природа открывает свои объятия солнышку-Ярило, у каждого весеннего месяца были свои праздники, свои приметы и обычаи. Наши предки в эти дни водили хороводы, пели песни, играли в игры. У славян новый год начинался с весны, с марта.
1-ый Ведущий: Как называл русский народ месяц март? (протальник)
2-ой ведущий:
Будем сейчас закликать солнце-Ярилу,
Чтобы дал жизни силу.
Чтоб катилось красным колесом к теплу, к лету.
Встаём в круг, кладём руки на плечи соседу и произносим:
Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко!
Выгляни из-за горы
До вешней до поры!1-ый Ведущий:
Сейчас вам предстоит солнышку все лучи привязать
И пословицу весеннюю собрать.
Пусть оно символом весенних праздников будет
И нам в окошко посветить не забудет.
(каждой команде даётся жёлтый круг, по его краям проколоты отверстия. Нужно в
каждое отверстие пропустить ленточку и завязать лучик. Затем на обратной стороне
из слов собрать пословицу).
2-ой ведущий:
Как назывался праздник, который проходил в день равноденствия – 22 марта? Обычно
в этот день ожидался прилёт жаворонков, ребята закликали весну словами: «Жаворонки прилетите, красно лето принесите!»
( Сороки (начинался прилёт птиц «сорок птиц прилетает». По старой традиции совершали такой обряд: закликали весну быть доброй и пекли из теста вестников весны,
пряча во внутрь льняное семя).
1-ый Ведущий: Вот и мы вам хотим подарить таких жаворонков, чтобы вы с нами закликали весну. Повторяйте за нами: «Жаворонки прилетите, красно лето принесите!»
Бабушка: Но не только веселились, но и друг к другу присматривались, суженого своего искали. Парни смотрели не только на девичью красу, но и на работу внимание обращали, быстра ли, умела ли в женских делах хлопотных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая, да ровная, значит девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвется часто, то и нрав у девушки непокладистый, горячий.
Учитель:: Гончарное ремесло также издавна развивалось на Руси. Понятие «керамика» включает все виды изделий, выполняемых из белой и красной глины. Изделия из обожженной глины – очень древний вид народного художественного ремесла. Это кувшины, миски, чашки. Наши предки пользовались в основном деревянной, берестяной и глиняной посудой. Здесь представлены туесок, маслобойка из берёсты, кувшины керамические.
Заключение.
Учитель: Трудно перечислить все виды народного искусства России. Знакомясь с ними, вводя их в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные, эстетические начала, целесообразность и красота. Сегодня что-то из этих предметов прочно вошло в наш быт как необходимое, что-то вы видите впервые. Но все это опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может постоянно возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей.
Бабушка: Вот и закончились наши посиделки. Мы и кашу ели, и песни пели, и стихи читали, и кое-что на ус мотали.
До свиданья! До следующей встречи!
Рефлексия. Ведущий проводит блиц-опрос.
Что такое лен? (Растение).
Почему лен – универсальное растение? (Лен и кормит и одевает).
Из какой части льна получают волокно? (Из стебля льна).
Как наши предки убирали лен? (Убирали лен вручную, дергали лен прямо с корнями).
Какие инструменты служат для прядения волокна? (Прялка, веретено).
При помощи какого ручного инструмента создавалось домотканое полотно?(При помощи ручного ткацкого станка).
Как называется узор на домотканой одежде? (Орнамент).
Что такое рубель и скалка? (Это деревянные гладильные инструменты)
Возрождение традиций. Праздник «Сороки», проводимый
в МОУ сош с. Новая Кука.
Водим хоровод и поём веснянки
Кто быстрее соберёт пословицы о весне
Вот оно самое красивое солнышко!