«Предметы народного быта калмыков — бортхо».


5 класс
Тема урока: Предметы народного быта калмыков - бортхо.
Цель: - расширять знания детей о народном искусстве, познакомить детей с предметами народного быта и их декор;
развивать чувство композиции, формировать графические умения в рисованию кистью;
воспитывать чувство национального сознания, любовь к своему народу и уважение к другим народным культурам.
Наглядности: слайды, образцы рисунков. Оборудования: альбом, краски, кисти.
План урока:
I. Орг.момент.
П. Вступительное слово: - Однажды народный поэт Калмыкии Константин Эрендженов сказал «Без песен, поэзии, творчества не может быть полной радости в жизни, нет движения вперед». В этом он прав. III Сообщение темы урока: - Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение...(слайд 1-2) Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с произведениями народного искусства, которые жили вмести с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников.
IV. Беседа: - Уходят годы. Исчезают как миражи. Стремительно летит время. Дети и внуки сменяют дедов и отцов, но только великая дружба спаяла разноплеменную и разноязыковую культуру народов.
На прошлых уроках мы с вами знакомились с культурой славянского народа, начали изучать калмыцкую культуру, сравнивали их между собой. И на сегодняшнем уроке мы познакомимся с предметами быта калмыцкого народа.
Да,
У калмыка все годилось впрок: Овечья шкура и бараний рог, Копыта, шерсть на войлок и чулки, На варежки, веревки и платки, Прочнейший волос из хвоста коня, Кизяк для поддержания огня...
Ребята, что вы поняли из этого стихотворения? (ответ)
Во времена наших пробабушек и бабушек у калмыцких кочевников посуда была сделана из дерева и шкур крупных животных - верблюдов, коров и лошадей. Перед тем как изготовить какой-либо предмет шкуру сначала обрабатывали.
Например, такой предмет быта, как бортхо - мастера-умельцы делали из шкур верблюдов. Из готовой шкуры по специальному лекало (форма) вырезали две одинаковые части-половинки будущего бортхо. Затем их прочно сшивали, сшитый сосуд в тугую набивали сырой глиной и держали над дымом. Затем мастер металлическим резцом искусно наносил на его поверхность различные рисунки и узоры.
От сильного жара бортхо становилось темно-красным. Затем выбивали глину, бортхо сушили на солнце 4-5 дней, чистили, полоскали внутри, прикрепляли металлическую (серебряную) крышку с гравировкой, ременную ручку. Получался великолепный сосуд: он не бился, летом можно было держать холодные напитки. В основном в бортхо наливали кумыс. Вместимость его составляла 2-3 литра.
Также издавна калмыки использовали в хозяйских нуждах и предметы из дерева. Различные предметы домашнего обихода выдалбливали из толстых поленьев:ведра, бочки, корыта.
Большая деревянная чаша (таег)- выдолбленная из куска дерева ( клена), хорошо отделанная. Из нее угощали почетных гостей - пожилых людей, служащих культа, влиятельных однохотонцев.
Объяснение и показ выполнения работы: - На этом уроке, мы с вами
попробуем нарисовать - бортхо. Прежде чем начать работу, посмотрите
внимательно, из каких геометрических фигур оно состоит (основная частьполукруг, горлышко - прямоугольник), также ни забывайте о правильной компоновки предмета ( он должен быть расположен к центру листа).
Сначала прорисуем основную часть предмета, потом горлышко (все части в виде геометрических фигур). Затем плавными линиями прорисовываем все соединения, наносим на основную часть предмета и на крышку различные рисунки и узоры. Далее пишем предмет в цвете (красно-темное бортхо и серая крышка).
Творческая самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь учащимся.
VII. Подведение итогов урока.
Физминутка:
Раз-подняться,подтянутся
Два-согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помохать.
Шесть-за стол тихонько есть.