«Формирование оценочной деятельности младших школьников»
РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. ЯЛТА)
ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА МЕТОДИК ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРТ–ВЕЛИЕВА АНИФЕ РЕФАТОВНА
«Формирование оценочной деятельности младших школьников»
Пояснительная записка
на выпускную работу
образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»
специальность 6.010102 «Начальное обучение»
Евпатория, 2010
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современный этап развития украинского общества, характеризующийся социально-экономическими преобразованиями, предъявляет особые требования к личностным качествам человека. Перед системой образования стоит задача развития у индивида таких умений, которые позволили бы ему адаптироваться к быстроизменяющимся условиям, овладевать новыми знаниями в условиях непрерывного образования. К числу таких умений относятся умения оценивать и диагностировать жизненную ситуацию, событие, посторонний объект, собственные знания и умения, уровень овладения определенной деятельностью, конкретную задачу и т.д.
В государственном стандарте начального общего образования говорится о начальном образовании как составной части общего среднего образования направленного на всеобщее развитие младших школьников и полноценное овладение всеми компонентами учебной деятельности. В подборе содержания учитывается его последовательность и непрерывность, доступность и научность, потенциальные возможности для взаимосвязи обучения, воспитания и развития, реализации принципов индивидуализации, гуманизации учебно-воспитательного процесса.
В условиях сегодняшнего дня, когда объем новой информации непрерывно растет, существующие технологии сменяются более новыми и совершенными, современный школьник должен быть готов к самостоятельному приобретению знаний. Для этого он должен занять позицию субъекта учебной деятельности, способного оценивать и диагностировать уровень и качество знаний, которыми он обладает. Учащиеся младшего школьного возраста имеют потенциальные возможности для овладения оценочно-диагностическими умениями.
Результаты наблюдений за деятельностью учащихся во время урока, опроса детей показали, что 45% учащихся не умеют адекватно оценить свои знания и знания одноклассника, затрудняются в поиске ошибки, не имеют представления о возможных причинах, приведших к отрицательному результату, корректируют ситуацию методом проб и ошибок.
45% учащихся не видят необходимости в оценке своих действий и действий товарища, не задумываются над причинами неудач и ошибок, выполняют оценочно-диагностические действия только по требованию учителя, не проявляют инициативы к совершению оценочно-диагностического процесса, не видят его значимости, не связывают оценку и диагностирование с процессом обучения (овладения знаниями и умениями).
Таким образом, из вышеизложенного следует, что в настоящее время в практической педагогике, в системе образования существует спрос, на теоретически обоснованные методики формирования оценочной деятельности, начиная с младшего школьного возраста. Однако предложения науки по данному вопросу пока нельзя считать удовлетворительным. Такая ситуация обусловлена недостаточной разработанностью проблемы формирования оценочно-диагностических умений у младших школьников в педагогической теории.
Вопросы оценки и ее роли в учебном процессе нашли отражение в работах ученых Б.Г. Ананьева, Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, Л.И. Божович, Л.Ю. Гордина, В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, А.И. Липкиной, Е.И Машбиц, Т.Л. Мусеридзе, Н.А. Менчинской, В.А. Сухомлинского, Б.И. Хачапуридзе, Д.Б. Эльконина, B.C. Юркевича и других. Авторы рассматривают оценку как специфический вид активной и самостоятельной деятельности.
Изучение педагогической оценки, ее функций (Б.Г. Ананьев), объективности (Е.А. Серебрякова, Г.А. Собиева), оценки, как мотива учебной деятельности (Л.И. Божович, А.К. Маркова, Т.А. Матис, Н.Г. Морозова, А.Б. Орлов, Л.С. Славина и другие), влияние оценки на самооценку школьника (О.А. Белобрыкина, Л.И. Божович, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак и другие) имеют исключительную важность в осуществлении образовательного процесса для понимания сущности оценочного процесса (В.М. Полонский).
Особо важную роль ученые отводят оценочной деятельности, которая осуществляется самими школьниками. Оценочный компонент учебной деятельности, по мнению ряда авторов (Ш.А. Амонашвили, Н.В. Берцфаи, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной), придает ей корректирующую и мотивационную основу.
Оценочные учебные умения, способы их формирования, уровни сформированности освещены в работах Е.В. Заика, В Максимовой, Т.В. Матис, СИ. Поздеевой, Ю.А. Полуянова, Г.В. Репкиной, В.П. Симоновым и других. Сущность диагностики на философско–методологическом уровне изложена в работах Е.И. Воробьевой, П.В. Копнина, К.Е. Тарасова, В.И. Целищева и других.
Наиболее целесообразно начинать формирование оценочно-диагностических умений в младшем школьном возрасте. Ш.А. Амонашвили утверждает, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для социальной подготовки ребенка.
К настоящему времени накоплен значительный объем знаний и научных положений, необходимых для исследования вопроса формирования оценочной деятельности младших школьников.
Все вышеизложенное указывает на актуальность проблемы осмысления научных основ формирования оценочно-диагностических умений у младших школьников, а недостаточная разработанность проблемы обусловливает тему бакалаврского исследования: «Формирование оценочной деятельности младших школьников».
Цель исследования: рассмотреть пути и методы формирования оценочной деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Дать характеристику учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Определить структуру учебной деятельности.
Выявить особенности оценочной деятельности и этапы ее становления.
Охарактеризовать пути и методы формирования оценочной деятельности младших школьников.
Определить критерии оценочной деятельности учащихся начальных классов.
Диагностировать оценочные умения младших школьников.
Объект исследования: оценочная деятельность младших школьников.
Предмет исследовании: педагогические условия формирования оценочной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования. Развитие личности школьника зависит от организации деятельности оценивания. Если в ходе учебного процесса осуществляется целенаправленное формирование мотивационных компонентов деятельности оценивания, то становится возможным позитивное воздействие оценки на развитие личности младшего школьника.
В исследовании использовались следующие методы:
– анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования;
– анализ передового педагогического опыта в сфере исследования оценочной деятельности младших школьников;
– определение и установление критериев и уровней развитости оценочной деятельности у младших школьников;
– педагогический эксперимент, направленный на диагностику состояния и динамики развития оценочных умений у младших школьников;
– методы математической обработки полученных данных.
Экспериментальная база исследования. Исследовательская работа охватила 40 учащихся первых классов Ромашкинской общеобразовательной школы I-III ступеней обучения.
Практическое значение исследования. Бакалаврская работа является интересным методическим исследованием, которое имеет практическое применение, может быть использована в работе учителя начальной школы.
Структура работы. Исследование объемом страниц (из них 70 стр. основного текста) состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованных источников (101 наименований), 6 приложений, работа содержит 4 схемы, 6 диаграмм.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении раскрыта актуальность проблемы, определен предмет, цель, задания исследования, охарактеризованы методы и организация исследования, аргументирована его научная новизна, практическое значение.
В первом разделе – «Теоретические основы формирования компонентов учебной деятельности при обучении младших школьников» – проанализирована значимость учебной деятельности как ведущей деятельности младших школьников.
В процессе учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте, дети воспроизводят не только знания и умения, но и те исторически возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления. Учебная же деятельность имеет свое особое содержание и строение, и ее необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми как в младшем школьном возрасте, так и в других возрастах (например, от игровой, общественно-организационной, трудовой деятельности и т. д.). Но ведущей и главной среди них является учебная – она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом.
Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все периоды жизни. В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля. Основные характеристики учебной деятельности:
– она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
– в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
– общие способы действия предваряют решение задач;
– учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке – ученике;
– происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.
В процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества. В структуру учебной деятельности входят такие компоненты как:
– учебная цель (мотивация);
– учебные действия;
– действия контроля процесса усвоения;
– действия оценки степени усвоения.
Таким образом, изучив особенности ведущей деятельности младших школьников и определив ее компоненты, необходимо отметить, что в процессе обучения важную роль играет сформированность оценочной деятельности у учащихся начальных классов, так как оценивание достижений ребенка взрослым является хорошим стимулом для улучшения своих результатов, а самооценка – мотивирует и направляет деятельность как учебную, так и трудовую.
Во втором разделе – «Процесс формирования оценочных умений у младших школьников» – раскрыты пути и методы формирования оценочной деятельности младших школьников, выявлены критерии и уровни формирования оценочных умений, а также проработана диагностика оценочных умений младших школьников.
В исследовании использовались упражнения и задания, которые приспосабливают учащихся начальной школы к разным блокам оценочной деятельности, которые основываются на выявлении и формировании у младших школьников оценочной деятельности.
Для сформированности оценочных умений у младших школьников определили следующие критерии:
осознанность (сознательная оценка и диагностика своих действий учащимися, осознание сути выполняемых действий, оценки и диагностики);
освоенность (отсутствие затруднений, четкость, точность, быстрота исполнения);
обобщенность (перенос умения на различные виды деятельности);
самостоятельность (выполнение действий без посторонней помощи);
инициативность совершение оценочно-диагностических действий по собственной инициативе, потребность в их совершении).
На основе изложенных критериев выделены и охарактеризованы четыре уровня сформированности оценочно-диагностических умений у младших школьников: очень низкий, низкий, средний и высокий.
Выявить уровень сформированности оценочной деятельности у учащихся 1-го класса. Оценочная деятельность состоит из 6-ти блоков, каждый из которых определяет одну из сторон умения оценивать деятельность младшими школьниками. Таким образом, данную задачу констатирующего этапа педагогического эксперимента разделили на шесть блоков:
– умение определять объект оценки и диагностирования;
– устанавливать критерии оценки;
– установление факта ошибки;
– определение и характеристик;
– установление причины ошибки;
– устранение и исправление ошибки.
Анализ результатов исследования выявили уровни сформированности оценочных умений учащихся первых классов. Для фиксации использовалась диаграмма и таблицы наблюдений динамики показателей определенного компонента оценочной деятельности младших школьников.
Низкий уровень оценочных умений показали 15%. Ученики этого уровня не умеют и не испытывают потребности в оценке и диагностике; действия не выполняются даже по рекомендации учителя; принимает и ориентируется только на оценку учителя; отсутствуют умения диагностировать процесс.
Средний уровень 25% – учащиеся понимают необходимость оценки и диагностирования, однако, осознанность действий ограничена; умения не освоены до конца: осуществляет, но затрудняется в осуществлении оценочно–диагностического процесса, допускает ошибки; испытывает затруднения при переносе умения в отличную от исполняемой ситуацию; затрудняется осуществлять оценочно–диагностический процесс самостоятельно; работает только по шаблону.
К достаточному уровню относится 50% учащихся первых классов. Их действия в основном осознаются; учащиеся выполняет оценочно-диагностический процесс без затруднений, достаточно четко, точно и быстро, в основном переносят умения в новую ситуацию; в действиях самостоятельны; выполняют задание без посторонней помощи; пытаются вносить изменения в ход процесса, но в основном действует по шаблону.
Высокий уровень показали 25% учащихся начальных классов. Действия первоклассников этого уровня полностью осознаны; в их осуществлении соблюдается логическая последовательность; осознанность устойчивая. Полностью отсутствуют затруднения, действия исполняются четко, точно, быстро, характеризуется высокой освоенностью; имеет место обобщенность умения: перенос в новые условия на отличные виды деятельности; действия выполняются самостоятельно, осуществляется поиск оригинальных решений
Результаты проведенного эксперимента позволяют утверждать, что задачи исследования рассмотрены и цель – достигнута.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для формирования оценочной деятельности детей младшего возраста –
В научной литературе существует множество подходов к определению учебной деятельности младших школьников. Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. Но по всем определениям можно сказать, что учебная деятельности – прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике, это деятельность по самоизменению. Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.
Учебная деятельность имеет свое особое содержание и строение, и ее необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми как в младшем школьном возрасте, так и в других возрастах. Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного обучения только начинает складываться. Структура учебной деятельности включает такие элементы:
– учебная задача - это то, что ученик должен освоить.
– учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.
– действие контроля - это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.
– действие оценки - определение того, достиг ли ученик результата или нет.
3. На основе анализа психолого-педагогической литературы, обобщая различные подходы к оценке, диагностике, определению умений полагаются, что под оценочно-диагностическими умениями следует понимать совокупность действий субъекта, которые обеспечивают установление соответствия результата деятельности ее целям, определение и анализ причин сложившейся ситуации, разработку и реализацию системы мер по коррекции ситуации. Оценочно-диагностические умения представляют собой интегрирование оценочных и диагностических учебных умений.
4. Основными критериями для определения уровней сформированности оценочно-диагностических умений целесообразно считать: осознанность, освоенность, обобщенность, самостоятельность, инициативность. На их основе с учетом возрастных особенностей нами выделяются четыре уровня: низкий, средний, достаточный и высокий.
5. Теоретически обосновано и экспериментально доказано, что оценочная деятельность находится на пути развития, этому свидетельствуют данные констатирующего эксперимента. Педагогическое исследование предполагало определение и описание критериев и уровней состояния и динамики развития оценочных умений младших школьников, подбор соответствующих теме бакалаврской работы путей и методик, заданий и упражнений. По результатам педагогического исследования выявлено, что у учащиеся начальных классов есть все возможности для совершенствования уровня оценочных действий, так как они находятся на таком возрастном периоде, когда еще все впереди и мир только открывает свои двери перед ними. Этот возраст только и решает задачи обучения, воспитания и развития личности школьника.
Результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили убедиться в эффективности разработанной нами блоков упражнений формирования оценочно-диагностических умений у младших школьников.
В заключении считаем необходимым отметить, что формирование оценочно-диагностических умений является одним из способов развития и формирования самостоятельной, самоценной, имеющей свою индивидуальность, личности.
13PAGE 15
13PAGE 14215