Презентация Формирование оценочной деятельности у младших школьников по ФГОС НОО


Бакиева Наталья Валентиновна,учитель начальных классов «Средняя общеобразовательная школа № 2» УМК «Начальная школа XXI века»- равноправный участник обучения, он в равной с учителем мере отвечает за свои успехи и недостатки. Он участвует в контроле и оценке. Он сам (конечно, при участии учителя) анализирует каждый шаг своей деятельности, определяет свое незнание, ищет причины этого и пути исправления;- предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Его участие в обучении заключается не в принятии готового образа, а в высказывании предположений, коллективном обсуждении. Умение ставить цель и добиваться ее Умение адаптироваться к ситуации Умение общаться Умение ориентироваться в миреСамостоятельно добывать и применять знанияУметь заботиться о других, быть достойным человеком Сохранить здоровье …Модель выпускника начальной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Тема: Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО Цель:Создание условий для формирования у обучающихся начальной школы устойчивой мотивации к самооценке и взаимооценке знаний, умений и навыков через анализ результатов собственной деятельности. Задачи:Познакомиться с результатами деятельности коллег по данной теме;2. Формировать у обучающихся умения и навыки оценивания результатов своей деятельности согласно заданным эталонам, оценочным критериям и алгоритмам;3. Совершенствовать навыки оценивания результатов деятельности через анализ причин, способствующих успеху или неудаче, и коррекции результатов; 7Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за выполнение полноценного задания – каждого в отдельности).Пример: Ученикам объявляется : общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за выполнение одного задания от начала до конца. Отличие отметки и оценки Оценивание – это понятие многозначноеОценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.Оценивание – это контроль качества образования.Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.Оценивание –это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности. Диагностика личностных универсальных учебных действий по показателю «Действия личностного самоопределения»выявить уровень готовности первоклассников к школьному обучению и индивидуальные особенности их деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;определить своевременно возможные проблемы первоклассников, повысить их школьную готовность;выработать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей, обеспечить решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся;обеспечить оценку динамики развития универсальных учебных достижений обучающихся. Показатели сформированности учебной мотивации первоклассников Показатели самооценки первоклассников Подготовительный этап формирования оценочной деятельности :1 класс: Оценивание своего настроенияЛист успеха по предметамРабота с эталоном Лист успеха по математике (1 класс)№ п/пПредметные уменияОценка ученикаОценка учителя1.Счёт предметов (от 1 до 10)2.Состав чисел первого десятка4.Сравнение чисел5.Сложение чисел в пределах 106.Вычитание чисел в пределах 10Ученик- _знаю, умею Иногда допускаю ошибки Испытываю затруднения Учитель – знает ,умеетДопускает ошибки Надо поработать ! Примеры эталона 2 этап – 2 класссамоанализ собственной  учебной деятельности + взаимооцениваниемногим нравится быть в роли «учителя»видят интерес к своей работеучатся критически и адекватно оценивать свою работу Формирование самооценки1 шаг. Выбираю для оценивания своей работы наиболее подготовленных учеников;2 шаг. Помогаю ученику: задаю ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорные слова );3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагаю провести по очереди всем ученикам класса; 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов я предлагаю ученикам самим, глядя на опорные слова , задавать себе эти вопросы и отвечать на них;Примечание: Помимо диалога, самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение;5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные слова можно их не использовать , а применять , по мере необходимости;Базовое умение самооценки сформировано.



17Вопросы к ученику: 1.Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Потом добавляются другие вопросы, например, «Какую ты ставишь себе отметку?».АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ



Сравнение ответовНовый год.Новый год.2 рассказ Скоро Новый год. В школе поставили елку. Она красивая.1 рассказ Новый год – самый любимый праздник. В нашей школе нарядили красивую ёлку. На пушистых ветках висят разноцветные шары. Работа со знаками + Все правильно - Задание выполнено неверноЭффективность использования этих знаков мы видим в следующем:Экономность занимаемого места и времени.Осуществление учащимися предоценивания и оценивания правильности выполнения своей работы, что является формированием навыка самооценки и взаимооценки.Отслеживание процесса формирования учебных навыков учащихся Возможность использования в дальнейшем Лист успеха по предмету «Окружающий мир» (2 класс) Усвоил, не испытывает трудности Иногда испытывает трудности Надо поработатьЛичностная оценка результата усвоения основных общеучебных знаний, умении и навыковУченикУчительНа начало изучения темыНа конец годаНа начало изучения темыНа конец годаПравила поведенияПравила дорожного движенияЖивая и неживая природаРазнообразие растенийРазнообразие грибовМногообразие животныхСезонные изменения в природеКрасная книгаПрактические работыДиагностические работыЭкскурсииКоллекции и гербарииПрочитанные книги и журналы Процедура оценивания в 3 классе1)Разработка совместно с учениками в начале урока или работы требований(критериев) к оцениванию 2)Осуществление оценивания в строгом соответствии с требованиями 3)Оценивание в листах самооценки Система самооценки и взаимооценки «Снежинки» **-2***-3****-4*****-5 Примеры оценивания придуманные детьми Отбор критериев для работы над выразительностью чтения Работа с родителями включает: формирование положительного отношения родителей учащихся к обучению; вовлечение родителей в образовательный процесс, использование культурного потенциала родителей с целью совершенствования образовательного процесса; беседы с психологом, с родителями о том, что дети пришли получать знания и формировать умения, значит, необходимо следить за этим процессом, радоваться «росту» своих детей; Сравнительный анализ самооценки (1 класс, 3 класс) Страница истории М.В. Ломоносов считал, что успехи и прилежание каждого воспитанника надо отмечать аббревиатурами, специальными записями. В.И. – все исполнил.Н.У. – не знал урока.В.И.С. - все исполнил с избытком.З.У.Н.Т. – знал урок нетвердо.Х.З. – худа задача. Но использование данных записей было не совсем удобно, и в России была применена балльная система оценивания. Наши новинки Я.З- я знаюМ.В- молодец ,выполнилН.П- надо постаратьсяО.В- обязательно выучуЯ.С- я сделалЯ.Р.З- я решил задачуВ.О- все отличноП.М- помоги мнеЯ.С.Д- я собой доволенЯ.М.С.Л- я мог бы сделать лучше Мои дети - моя гордость Детские победы- мои победы Сотрудничество и взаимодействие ЗаключениеНовые формы оценивания позволяют проследить уровень развития класса в целом и каждого ученика; дают возможность выстроить траекторию индивидуального развития ученика и корректировать свою педагогическую деятельность; Бакиева Наталья Валентиновна,учитель начальных классов «Средняя общеобразовательная школа № 2»