Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте
С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику. Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно. Задача формирования каллиграфических умений выступает как одна из проблем в образовании. Е изучением занимались и занимаются многие уч ные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: письмо с секретом; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определ нную систему принципов, методов и приемов (Нелли Георгиевна Агаркова, Вера Алексеевна Илюхина, Елена Николаевна Потапова). Проблема обучения письму была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты, т.к. для того чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму, необходимо знать процесс письма на разных этапах его формирования, влияние формирования навыка письма на развитие ребенка, его возрастные особенности и состояние здоровья. Данная тема достаточно широко освещается как в методической педагогической литературе, так и в периодических изданиях, особенно в журнале «Начальная школа». Эта проблема заинтересовала и меня. Практическая значимость и актуальность данной проблемы для методически грамотного обучения письму и определило выбор темы самообразования «Формирование каллиграфических умений в период обучения грамоте». Актуальность проблемы обучения первоклассников каллиграфическому письму обуславливается прежде всего и тем, что в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего и возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются именно в начальной школе. Систематическое использование методов и при мов обучения каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности, изучения русского языка и других школьных дисциплин. Объектом исследования является учебный процесс, направленный на формирование каллиграфических умений у учащихся 1 класса. Предметом исследования являются при мы и упражнения обучения письму на разных этапах формирования каллиграфического навыка. В связи с проблемой исследования выдвигается гипотеза: в процессе обучения первоклассников письму необходима поэтапная работа по формированию каллиграфического навыка с использованием различных при мов и упражнений. В соответствии с выдвинутой гипотезой, объектом и предметом определена цель исследования: выявить методические при мы и упражнения, необходимые для отработки навыка письма на разных этапах формирования каллиграфического навыка. Из названной цели вытекают следующие задачи: 1) Изучить методику работы формирования каллиграфических умений у первоклассников в период обучения грамоте (на примере УМК «Школа России»). 2) Проанализировать прописи для учащихся (УМК «Школа России») с точки зрения направленности на формирование каллиграфических умений. 3) Выявить уровень сформированности каллиграфических умений учащихся 1 класса. 4) Рассмотреть эффективные при мы и упражнения на разных этапах формирования каллиграфических умений. 5) Доказать важность поэтапного формирования каллиграфического навыка с использованием разнообразных при мов и упражнений. В работе используются следующие методы исследования: 1. теоретические: анализ психолого – педагогической и научно – методической литературы;( анализ формирующей деятельности;( 2. практические: наблюдение;( беседа;( диагностирование;. Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого реб нка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию. Длительный опыт сформировал у грамотного взрослого человека навык, автоматизм письма. Взрослый редко обращает внимание на начертание и соединение букв, на орфографию, даже строчки он придерживается автоматически и переносит слова, почти не задумываясь над соблюдением правил. Тем более он не задумывается над тем, как держать ручку, как положить бумагу и т. п. Иными словами, ему не приходится затрачивать сознательных усилий на графическую, техническую сторону письма. Совершенно по-иному протекает процесс письма у первоклассника. Этот процесс распадается для него на множество самостоятельных действий. Он должен следить за собой, чтобы правильно держать ручку, положить тетрадь. Учась писать букву, школьник должен вспомнить ее форму, элементы, разместить ее на строчке в тетради, учитывая разлиновку, вспомнить, как будет двигаться ручка по строке. Если он пишет целое слово, он дополнительно к тому должен вспомнить, как соединяется одна буква с другой, и высчитать, поместится ли слово в строчке. Он должен помнить, как следует сидеть, не приближая глазок тетради. Ребенок еще не привык выполнять эти задачи, поэтому все названные действия требуют от него сознательных усилий. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически. Когда первоклассник пишет, у него напрягается все тело, особенно мускулы кисти и предплечья. В течение 33,5 месяцев первоклассники овладевают одновременно с чтением элементарным навыком письма. За это время школьники научатся: а) правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки; соблюдать поля; б) писать в соответствии с прописями все буквы русского алфавита, строчные и заглавные, а также соединять их в словах; переводить печатный текст в письменный; в) записывать слова и предложения из трех-четырех слов после их звукобуквенного анализа с помощью учителя и без помощи; 7 г) списывать, а также писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное, сравнивая с образцом, а также способом проговаривания; д) записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа. Согласно Основной образовательной программе начальной школы, основными требованиями к знаниям и умениям учащихся 1 класса по каллиграфии являются: - Правильное, без искажений письмо строчных и заглавных буквы, соединение букв в слова. - Правильное списывание слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом. - Письмо под диктовку предложений из 3-5 слов без пропусков и искажений букв. Согласно принципам звукового аналитико-синтетического метода, соблюдается единство письма и чтения. Это значит, что последовательность обучения письму букв принимается та же, что и в обучении чтению: на уроке чтения дети усваивают букву, читают тексты, а на уроке письма пишут эту букву и слова с ней. Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа над каллиграфией начинается с первых дней поступления ребенка в I класс и продолжается в последующих классах. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы. Целью занятий по письму является формирование навыка графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений. Особенности графического навыка в том, что это, с одной стороны, двигательный навык, т. е. такое действие, которое опирается на первый взгляд лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка). Это придает письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма как специфической человеческой деятельности и составляет главное в навыке письма. Сознательный характер письма состоит в следующем: во-первых, в правильном соотнесении звука и буквы, во-вторых, в соблюдении ряда правил графических и орфографических; наконец, в использовании письменного навыка для передачи собственных мыслей, чувств, намерений. Как видим, третье является наиболее важным, так как составляет единственную цель письма, тогда как первое и второе лишь вспомогательные задачи пишущего человека, лишь средства, а не цели. Следовательно, чем скорее дети будут в состоянии осознать и осуществить эту цель, передачу на письме собственных мыслей, тем правильнее будет у них формироваться навык письменной речи. Однако в период обучения грамоте дети пишут еще очень медленно, и передача на письме собственных мыслей становится возможной лишь на третьей-четвертой неделе обучения грамоте. На втором месяце дети могут записать предложение из двух- трех слов, взятое из их собственных рассказов, а на третьем месяце два - три небольших предложения. Цели и задачи формирования каллиграфического навыка в период обучения грамоте теснейшим образом связаны с формированием навыка письма в целом. Сначала необходимы ознакомление с правилами посадки и владение инструментами, ориентировка на страницах прописей, тетрадей, первоначальное ознакомление с начертанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений. Затем закрепление и совершенствование этих умений на уроках чистописания. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах.
В современной методике обучения письму "каллиграфия" понимается как умение писать четким, устойчивым, удобочитаемым почерком. Вместе с "чисто техническим навыком" (начертанием букв на бумаге) идет формирование представления о буквенной записи слова, отражающей связь между значением и формой, то есть формируется автоматизированный способ действия - графический навык.
В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Современному обществу требуется всесторонне развитая личность. Многие ученые, такие, как Подласый Иван Павлович выделяют структурные компоненты всестороннего развития личности и указывают на важнейшие его составные части. В этой роли выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением её в производительный труд. Как видим, это личность интеллектуально мыслящая, владеющая необходимыми видами и формами деятельности, направленной на решение насущных задач общества. Но это личность и грамотная, владеющая формами устной и письменной речи.
В своей работе я делаю акцент на письменную речь, которой должен владеть любой грамотный человек.
Под письменной речью в научной литературе принято понимать cамую многословную, точную и развёрнутую форму речи. “В письменной речи передаётся словами то, что в устной речи передаётся с помощью интонации”. Письменная речь появляется в результате специального обучения. На ранних этапах её формирования предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько техническая сторона написания букв, а затем слов и предложений. На данном этапе происходит формирование двигательных навыков письма.
По отношению к школе задача формирования каллиграфического навыка выступает как одна из проблем в образовании. Данная проблема остаётся актуальной, как для учителей, так и для методистов, учёных. Её изучением занимались и занимаются многие учёные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: “Письмо с секретом”; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов; (Агаркова Нелли Георгиевна, Илюхина Вера Алексеевна, Потапова Елена Николаевна).
Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, не аккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается точно такое же впечатление о пишущем, как о не грамотном и небрежном ребёнке. Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается. Трудности, которые связаны с обучением письму: овладение формой букв, их безотрывное письмо и способы соединения, наклонное письмо, всё это теряется из-за отсутствия постоянных упражнений в письме.
Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.
Данная проблема в настоящее время не решена в полном аспекте. При овладении письмом дети испытывают не только физические, но психологические трудности.
Как решить эту проблему, как помочь детям преодолеть трудности, стало мотивом выбора темы моей работы: “Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте”.
Я поставила в своей работе такую цель: определить содержание этапов формирования каллиграфического навыка в период обучения грамоте.
И определила такие задачи:
Провести анализ литературы по теме.
Определить условия, необходимые для формирования каллиграфического навыка.
Выявить современные методики работы над формированием каллиграфического навыка и их содержание.
Определить и апробировать содержание этапов формирования каллиграфического навыка.
Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: уровень сформированности каллиграфического навыка письма будет возрастать, если:
Организовать поэтапный процесс формирования каллиграфического навыка с учётом психофизиологических особенностей процесса.
Будут созданы необходимые условия и подобраны эффективные приемы, виды работ, соответствующие содержанию каждого из этапа формирования каллиграфического навыка.
Современные подходы к формированию каллиграфического навыка
Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыка письма. В своей работе сделала попытку сравнить методику данных авторов с тем, чтобы определить степень эффективности данных подходов.
Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся “Письмо с секретом” Веры Алексеевны Илюхиной. Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма, говорит автор. Вера Алексеевна Илюхина пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует “овал”. Учёной было предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы.
Вера Алексеевна Илюхина. выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, "Поворот на месте" (закруглить), "Крючок до середины", "Секрет", "Закрыть секрет", "Рельсы". Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради. Вера Алексеевна Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, "поворот на месте", "крючок до середины", "секрет"- встречаются часто, и дети легко усваивают. Каждый последующий урок - новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети "отправляются в поиск" самостоятельно. На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок, который не всегда еще может дать полный ответ на другой вопрос учителя! Например: "Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем "поворот на месте", поднимаемся по "крючку" до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, выполняем "поворот на месте", поднимаемся по "крючку" до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, "поворот на месте". То есть дети объясняют написание каждой буквы и в итоге получают целое слово- школа. Эта методика очень эффективна. Она имеет много своих плюсов: во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения; во-вторых, положительная мотивация в действиях детей; в-третьих, развитие внимания, памяти.
Также рассмотрела технологию обучения письму Елены Николаевны Потаповой. Она основывается на трёх этапах.
развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами), над данной проблемой также работала Н.А.Федосова.
развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода);
закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками).
Многие размышления по данному вопросу соединились затем с размышлениями В.А.Илюхиной. Методика В.А.Илюхиной “Письмо с секретом” дает теоретическую разработку данной проблемы. Она как бы поднимает методику Е.Н.Потаповой на обновленный уровень, дополняя ее новым подходом к технике письма.
Данная методика - творческое переосмысление идей Е.Н.Потаповой, дополненная собственными приемами, дающими высокий образовательный эффект, оригинальным подходом к решению данной проблемы:
Я подробнее остановилась на том, как говорит Е.Н.Потапова, что является собственным пониманием и решением проблемы каллиграфического письма в начальной школе, привносящие элементы новизны в традиционную методику обучения письму поэтапно.
Первый этап обучения письму.
Основная цель: постановка пальчиков, руки в целом.
Второй этап обучения письму.
Основная цель - развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев) через карточки из наждачной бумаги, карточки для обвода букв пальчиками. Но кроме этого вида памяти есть и другие (зрительная и слуховая). Особенно большое значение отдается зрительной памяти. Объем памяти должен постоянно увеличиваться. Предлагается вырезать буквы из наждачной бумаги индивидуально для каждого ученика. С точки зрения Е.Н.Потаповой, развитие тактильной памяти - основа при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс - как писать.
Третий этап обучения письму.
Основная цель: закрепление знаний, умений с помощью вкладыша букв и карточками – кальками, которые представляют собой элементы, соединения, буквы, слова.
По данной методике работают многие учителя, если не используют её полностью, то берут элементы и вставляют их в свои уроки.
Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), то есть письмо под счет. Обучение письму по системе Д.Б.Эльконина, автор М.М.Безруких, основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. Авторами разработано обучение тактированному письму, состоящее из трех этапов.
Первый этап включает выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку.
На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох).
Третий этап включает следующие упражнения: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.
Рассматривая альтернативные технологии по методике обучения письму, необходимо также остановиться на методике Н.Г.Агарковой.
Так, Н.Г.Агаркова отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирования каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге [1].
Это, прежде всего, принципы:
поэлементного изучения;
одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов;
принцип логической группировки буквенных знаков.
Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию буквы должно предваряться формированием в памяти ребенка четко зрительного образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять, из каких зрительных элементов состоит буква, и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных. Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательной образ каждой буквы. Это составляет необходимую основу для выработки каллиграфического навыка.
Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это, прежде всего круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения.
Логические принципы группировки письменных букв позволяют в довольно короткий срок послебукварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности каллиграфического навыка.
Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, закрывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: зрительных и двигательных. Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй – закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности каллиграфического навыка.
На основе изученной мной литературы можно определить, что методики, предложенные Е.Н.Потаповой, Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной базируются на опыте многих учителей-предметников. Например, в методике Е.Н.Потаповой прослеживается генетический способ письма, копировальный и другие, используемые ещё в XIX веке. Тактовый, а также шрифтовой метод мы встречаем у В.А.Илюхиной и Н.Г.Агарковой. Методики Е.Н.Потаповой и Н.А.Федосовой позволяют развивать не только мелкую моторику рук, но и все виды памяти: тактильную, зрительную и слуховую. Методика В.А.Илюхиной позволяет исправить уже сложившийся почерк. Это, пожалуй, единственная методика, по словам учителей, применение которой действительно приносит видимые результаты по исправлению почерка учащихся на протяжении всего периода обучения в школе.
Изученные мною методики Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной, Е.Н.Потаповой, позволили сделать выводы:
В основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендованные себя исторически;
Методики, направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком.
Имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер;
Предложенные авторами методик приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.