Спецификация итоговой контрольной работы по русскому языку для учащихся 4 класса

СПЕЦИФИКАЦИЯ
ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 4 КЛАССА
1. Цель и содержание итоговой работы по русскому языку
Определить уровень сформированности предметных результатов у учащихся 4 класса по итогам освоения программы по русскому языку.
Итоговая работа по русскому языку состоит из двух частей: диктант и грамматическое задание.
2. Общая характеристика итогового диктанта
2.1. Особенности итогового диктанта
Первая часть работы направлена на оценку достижения планируемых результатов освоения содержательной линии «Орфография и пунктуация». Принятой формой проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков в начальной школе является диктант.
Итоговый диктант представляет собой связный текст, тематика которого соответствует возрасту учащихся 4 класса. Лексическое наполнение текста не превышает уровень актуального словарного запаса выпускника начальной школы. Синтаксически текст характеризуется достаточно простыми по структуре предложениями. Орфограммы и правила постановки знаков препинания, встречающиеся в тексте, определяются программой по русскому языку в 4 классе. В тексте диктанта встречаются слова на изученные орфограммы. Подробно информация о количестве слов на орфографические и пунктуационные правила представлена в таблице 1.
В тексте диктанта встречаются орфограммы, которые не изучаются в 4 классе начальной школы, эти орфограммы выделены в тексте диктанта подчеркиванием (3 орфограммы). В зависимости от принятой в таких случаях в классе формы работы учитель либо чётко проговаривает написание этих орфограмм, либо записывает данные слова на доске (зарница, долина, из-за). Сообщается о знаках препинания в предложении, отмеченном звёздочкой.
Уровень сложности диктанта по наличию в нём орфограмм и общего количества слов (76 слов) может быть охарактеризован как средний, что обеспечивает возможность его написания всеми учащимися.
Информационная характеристика диктанта
Таблица 1
Орфограмма/правило постановки
знаков препинания
Количество орфограмм

Перечень слов


1.Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением
13
Поднялась, полоска, разлилась, небосклону, порозовели, вода, капельки, росы, на траве, взлетел, поет, осветило, высоко

2. Слитное написание приставок
5
Разлилась, порозовели, взлетел, осветило, выплывет

3. Прописная буква в
начале каждого предложения
11


4. Знаки препинания
в конце предложения: точка
11


5. Мягкий знак - показатель мягкости согласного в середине слова
2
Капельки, маленькие

6. Перенос слов
Количество определяется индивидуально в
соответствии с записью
текста диктанта


7. Раздельное написание предлогов с
другими словами
12
За другой, на небе, на востоке, от горизонта, по всему небосклону, в эти минуты, в пруду, на траве, в долине, в небо, из-за горизонта, о том

8. Безударные падежные окончания имён
существительных
5
На небе, на востоке, в долине, в небо, солнце

9. Безударные падежные окончания имён
прилагательных
4
Синее (небо), розовая (полоска), розовый (туман), маленькие (крылышки)

10. Безударные личные окончания глаголов
2
Выплывет, видит

11.Буква соединительного гласного в сложном слове
1
Небосклон

12. Парный звонкий-глухой согласный в середине и на конце слова
3
Полоска, жаворонок, крылышки

13. Словарные слова
4
Восток, потом, горизонт, скоро

14.Наличие\отсутствие непроизносимого согласного в корне слова
1
Солнце

15. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
1



2.2. Время выполнения итогового диктанта
На выполнение диктанта и грамматического задания отводится 45 минут. Это время включает предварительное прочтение диктанта учителем, запись под диктовку текста диктанта учащимися, повторное прочтение учителем текста диктанта перед проверкой учащимися и осуществление ими проверки собственной работы, выполнение грамматического задания.
2.3. Рекомендации по оценке выполнения итогового диктанта
При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:
1. Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Например, в тексте диктанта встречается 8 примеров на орфограмму «Прописная буква в начале каждого предложения», если ученик допустил ошибки в трех словах с данной орфограммой, то они приравниваются к одной ошибке.
2. Незначительные исправления, допущенные учеником, не учитываются и не влияют на оценку работы.
3. Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения итогового диктанта.

Информационная характеристика грамматического задания
Объект оценивания
Код

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова
2.1.1

Различение главных и второстепенных членов
5.5

Способы определения I и II спряжения глаголов
4.5.7


Итоговая контрольная работа по русскому языку для 4 класса
Утренняя зарница
Одна за другой гаснут на небе звёзды. Синее небо на востоке стало голубым. Потом от горизонта поднялась розовая полоска и разлилась по всему небосклону. В эти минуты всё стало розовым. Порозовели вода в пруду и капельки росы на траве. И туман в долине розовый. Высоко в небо взлетел жаворонок и поёт, поёт. Его маленькие крылышки уже осветило солнце. И крылышки стали розовые. Скоро из-за горизонта выплывет солнце. Жаворонок поёт о том, что он уже видит солнце.*
Грамматическое задание.
Выпиши из текста родственные слова. Надпиши над словами, какими частями речи они являются.
10-е предложение разбери по членам предложения.
Подчеркни в тексте глагол-исключение. Выпиши его в начальной форме. Укажи над ним спряжение.










15