СПЕЦИФИКАЦИЯ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1 КЛАССА


Спецификация
комплексной итоговой работы для выпускников начальной школы
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Назначение КИМ
Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметным областям «Филология: Русский язык. Родной язык», «Литературное чтение»,«Математика и информатика», «Окружающий мир»
Основной целью работы является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные в процессе изучения русского языка, математики, окружающего мира знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами данных учебных предметов.
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработаны на основе следующих документов:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)
Планируемые результаты начального общего образования (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.; с. 22-26)Примерная программа начального общего образования образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 119-125)Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 36-44)Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1, 2; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 1, 2, 3 изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 96 с.
Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ. Структура КИМ
На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметным областям «Филология. Русский язык. Родной язык», «Математика и информатика», «Окружающий мир» для проведения процедур оценки качества начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении).
В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится».
Содержание заданий итоговой работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение четвероклассником обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.).
Необходимо отметить, что достижения по русскому языку (раздел «Правописание») кроме данной работы, будут проверяться еще одной работой, включающей в себя диктант. Данная форма проверки более адекватно оценивают основные планируемые результаты по разделу «Орфография»: писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Именно с этим и связан представленный в описываемой работе не слишком большой объем заданий по орфографии.
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Цель итоговой работы определила её структуру и уровень сложности заданий. Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки.
Из 20 заданий проверочной работы 16 заданий относятся к базовому уровню сложности, 4 задания – к повышенному уровню. Такое соотношение заданий продиктовано необходимостью включения в работу не менее 75% заданий базового уровня от общего числа заданий. Информация об уровне сложности задания приведена ниже в плане работы.
В работе используются несколько видов заданий: с выбором верного ответа из нескольких предложенных, с выбором нескольких верных ответов из ряда предложенных, задания на определение последовательности, с кратким ответом, с развернутым ответом.
Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. Задания с выбором нескольких правильных ответов из ряда предложенных оцениваются по дихотомической шкале, за их выполнение учащийся может получить 1 или 0 баллов. За задания с кратким или развернутым ответами можно получить от 3 до 0 баллов, разница в оценивании зависит от полноты и точности выполнения задания. Подробные сведения об оценивании заданий и критериях выставления баллов приведены в руководстве по оцениванию.
При оценивании выполнения работы в целом целесообразно использовать несколько параметров. Один из параметров – соотношение балла, полученного учеником за выполнение работы, и максимального балла за работу, т.е. подсчет процента балла, набранного учеником за всю работу, от максимального балла (процент от максимального балла). Второй параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий базового уровня, и определение процента выполнения базовых заданий по отношению к максимальному баллу за задания базового уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником базового уровня предметной подготовки. Третий параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий повышенного уровня, и определение процента выполнения заданий повышенного уровня по отношению к максимальному баллу за задания повышенного уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником повышенного уровня предметной подготовки.
При желании можно провести более дифференцированную оценку выполнения работы, просчитав отдельно балл, который учащийся получил за задания по представленным в работе основным блокам содержания.
На этапе введения ФГОС в апробационных работах используются 2 критерия достижения базового уровня:
Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более);
Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более).
Как указано выше, критическим значением достижения базового уровня считается 50% от максимального балла, который может получить ученик за выполнение заданий базового уровня. Если ученик продемонстрировал результаты выполнения заданий базового уровня ниже 50%, то для данного ученика необходимо организовать специальные дополнительные занятия практически по всему курсу математики, русского языка или окружающего мира начальной школы.
С точки зрения освоения предметного содержания не всегда выполнение 50% заданий базового уровня является достаточным для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Данному требованию более соответствует критерий 2, когда учащийся выполняет 65% или более заданий базового уровня.
Время выполнения варианта КИМ
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут;
Работа рассчитана на 2 академических часа с перерывом (40 минут + 15 минут + 40 минут). В процессе выполнения заданий рекомендуется через каждые 15 минут проведение физкультминутки.
План варианта КИМ
Подробная информация о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий и по уровню сложности приведена в плане работы.
План демонстрационного варианта работы
№№ Блок содержания Объект оценивания Код проверяемых умений Тип задания Уровень сложности Максимальный балл за выполнение
1 Понимание и преобразование информации Умение найти заданную информацию из текста, грамотно её списать 2.3 РО Б 2
2 Фонетика и графика Знание алфавита. Нахождение алфавитной последовательности слов. 1.3 РО Б 2
3 Понимание и преобразование информации Умение составлять простой план текста 2.2 РО Б 2
4 Понимание и преобразование информации Интерпретация и обобщение информации: интегрирование содержащихся в разных частях текста деталей сообщения; 2.4 РО Б 2
5 Лексика Определять значение слова по тексту 3.2 РО Б 2
6 Орфография Умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». 6.1 РО Б 3
7 Состав слова (морфемика) различать родственные (однокоренные) слова и синонимы, 2.4 РО Б 3
8 Состав слова (морфемика) находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс 2.3 РО Б 4
9 Числа и величины переходить от одних единиц измерения к другим, используя следующие основные единицы измерения величин и соотношения между ними 1.1.4 РО Б 2
10 Работа с текстовыми задачами анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи,
3.1.1 РО Б 2
11 Работа с текстовыми задачами планировать ход решения задачи, оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи 3.1.2 ВО Б 2
12 Числа и величины читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона 1.1.1 РО Б 2
13 Земля – планета солнечной системы Умение устанавливать последовательность понятий 1.3 КО Б 2
14 Земля – планета солнечной системы Форма и размеры Земли. Моделирование на основе прочитанного текста 1.3.3 КО Б 2
15 Земля – планета солнечной системы Звёзды и планеты 1.3.1 ВО Б 3
16 Получение, поиск и фиксация информации Ориентирование в соответствующих возрасту словарях и справочниках 1.4 ВО Б 1
1 Морфология находить в перечне слов или в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы 4.4 РО П3
2 Применение и представление информации представлять одну и ту же информацию разными способами 3.3 РО П3
3 Числа и величины читать, различать, записывать и сравнивать величины: время (час, минута, секунда); 1.1.4 РО П4
4 Времена года Вращение Земли как причина смены дня и ночи. 1.4 РО П2
ИТОГО 48 баллов
Условные обозначения:
Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень.
Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развернутым ответом.