Образец аналитической справки по результатам диагностического обследования готовности первоклассников к обучению в 201_-201_ учебном году
Аналитическая справка
по результатам диагностического обследования готовности первоклассников к обучению
в 201_-201_ учебном году
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе предполагает изучение предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Диагностический комплекс методик направлен на изучение:
развития внимания, памяти;
состояния моторики и зрительно-моторных координаций;
умения проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена (мыслительные операции анализа- синтеза);
овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 10), представлениями об операциях сложения и вычитания; умения сравнивать два множества по числу элементов;
общего кругозора и уровня произвольной речи;
уровня социальной зрелости.
Предложенные задания учитывают особенности и возможности 6-7 летних детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у детей реальный опыт и не зависят от уровня навыков чтения и письма.
Формирование основных показателей готовности предусмотрено всеми программами дошкольного и предшкольного образования.
В ходе анализа информации получены следующие данные .
Готовы к обучению в гимназии 1А- 56%, 1Б- 88%, 1В- 79% обучающихся.
Группу обучающихся, требующих психолого-педагогическую поддержку (снижены показатели по 2 и более параметрам) составили 44% обучающихся 1А, 12% -1Б и 21%- 1В класса.
Анализ результатов выполнения отдельных заданий позволил установить следующее.
Недостаточный уровень владения произвольной речью показали 13 обучающихся по параллели (1А- 9 обучающихся, 1Б- 3 обучающихся , 1В- 1 обучающихся).
Слабый уровень развития мелкой моторики показали 11 человек по параллели (1А- 5 обучающихся, 1Б-2 обучающихся, 1В-2 обучающихся).
Недостаточный уровень внимания показали 8 обучающихся. Низкая социальная зрелость отмечена у 9 обучающихся.Трудности с заданиями по математике у 7 обучающихся.
Выполнение диагностических заданий, помимо выявления уровня сформированности предпосылок к овладению предметными умениями и навыками, дало возможность организовать наблюдение над тем, насколько у детей сформированы такие надпредметные умения, как умение слушать и понимать инструкцию учителя, самостоятельно выполнять задания. Эти умения лежат в основе произвольности. По результатам анализа в среднем по классам у большинства первоклассников уровень произвольности соответствует возрастным нормам.
Группа обучающихся 1А класса требующих психолого-педагогическую поддержку:
Ф.И. обучающегося. (снижены показатели внимания, недостаточное владения произвольной речью)
Ф.И. обучающегося. ( недостаточное владения произвольной речью, трудности с заданиями по математике, недостаточно развита мелкая моторика)
Ф.И. обучающегося. (не достаточно развиты социальная зрелость и владение произвольной речью)
Ф.И. обучающегося. ( недостаточное владения произвольной речью, слабое развитие мелкой моторики, трудности с заданиями на определение различных мыслительных операций)
Ф.И. обучающегося. (недостаточное владения произвольной речью, трудности с заданиями по математике)
Ф.И. обучающегося. ( не достаточно развиты социальная зрелость и владение чтением)
Ф.И. обучающегося. (не достаточно развиты: социальная зрелость, владение чтением, моторика, внимание)
Ф.И. обучающегося. ( недостаточное владения произвольной речью, трудности с заданиями по математике)
Ф.И. обучающегося. (достаточно развито владение произвольной речью, несколько снижены показатели произвольного внимания и слуховой памяти)
Ф.И. обучающегося. (не достаточно развиты социальная зрелость и владение произвольной речью)
Ф.И. обучающегося. ( не достаточно развито владение произвольной речью, трудности с заданиями на определение различных мыслительных операций)
Ф.И. обучающегося. (недостаточно развита слуховая память, трудности с заданиями по математике, слабо развита мелкая моторика)
Ф.И. обучающегося. (недостаточное владения произвольной речью, слабое развитие мелкой моторики)
Ф.И. обучающегося. ( недостаточное владения произвольной речью, трудности с заданиями по математике )
Группа обучающихся 1Б класса требующих психолого-педагогическую поддержку:
1. Ф.И. обучающегося. (снижены показатели зрительной и слуховой памяти, внимания, трудности с заданиями на определение различных мыслительных операций)
2. Ф.И. обучающегося. (снижены показатели слуховой памяти, трудности с заданиями на определение различных мыслительных операций)
3.Ф.И. обучающегося. (снижены показатели зрительной памяти, недостаточное развитие произвольной речи)
4. Ф.И. обучающегося. (снижены показатели зрительной и слуховой памяти, внимания)
Группа обучающихся 1В класса требующих психолого-педагогическую поддержку:
1. Ф.И. обучающегося. (не достаточно развита социальная зрелость, внимание; трудности с заданиями по математике и чтением)
2. Ф.И. обучающегося. (не достаточно развита социальная зрелость, снижены показатели слуховой памяти)
3. Ф.И. обучающегося. (снижены показатели слуховой памяти, слабое развитие мелкой моторики)
4. Ф.И. обучающегося. (слабое развитие мелкой моторики, трудности с заданиями по математике)
5.Ф.И. обучающегося. ( слабое развитие мелкой моторики, не внимательность)
6. Ф.И. обучающегося. ( снижены показатели зрительной памяти, трудности с заданиями на определение различных мыслительных операций)
7. Ф.И. обучающегося. ( снижены показатели зрительной и слуховой памяти в связи с невнимательностью и отсутствием учебной мотивации, трудности с заданиями по математике, навык чтения развит недостаточно)
Выводы:
большинство обучающихся по результатам диагностики готовы к обучению в гимназии;
26% обучающихся по параллели требуют психолого-педагогической поддержки (снижены показатели по 2 и более параметрам);
Наибольшие трудности вызвали задания на владение произвольной речью и определяющие развитие мелкой моторики.
Рекомендации:
проанализировать количественные и качественные результаты диагностики готовности первоклассников к обучению в школе с учителями 1 классов;
Учителям 1 классов, а также учителям предметникам, работающим в данных классах, следует использовать различные приемы и формы работы, способствующие развитию навыков произвольной речи и мелкой моторики;
необходимо провести консультации с родителями и дать рекомендации по развитию основных познавательных процессов;
использовать результаты диагностики для выстраивания индивидуальных траекторий обучения и развития первоклассников (в течение года).
Рекомендации для родителей:
Рекомендации по оптимизации памяти:
Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.
Рекомендации по развитию процессов внимания:
Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:
– выкладывания узора из мозаики;– выкладывания фигуры из палочек по образцу;– исключения лишнего;– нахождения различий в двух похожих картинках;– нахождения двух одинаковых предметов среди множества;– нанизывания бусинок по образцу;– срисовывания по клеточкам;– нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.
Устраните отвлекающие факторы.
Рекомендации по развитию мыслительных операций:
Учите ребенка:
Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
Описывать различные свойства окружающих его предметов.
Узнавать предметы по заданным признакам.
Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
Находить противоположные по значению понятия.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение – все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки.
Рекомендации по развитию мелкой моторики:
Учите ребенка:
разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь;
нанизывать бусинки, пуговки на нитки;
завязывать узлы на толстой и тонкой веревках, шнурках;
заводить будильник, игрушки ключиком;
штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками;
резать ножницами (желательно небольшого размера);
конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать;
рисовать узоры по клеточкам в тетради;
заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и др.);
хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
делать пальчиковую гимнастику.
Рекомендации по развитию социальной зрелости:
Приучайте ребенка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.
Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем).
Поощряйте самостоятельность. Подчеркивайте, как важно то или иное умение ребенка. Хвалите проявления самостоятельности перед родственниками и друзьями.
Рекомендации «Как пробудить у ребенка интерес к чтению»:
Для чтения должно быть выделено специальное время, не заставляйте ребенка читать вместо просмотра любимой телепрограммы.
Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту. Усложнение материала должно происходить постепенно. Если вы видите, что книга слишком трудна или не интересна, не настаивайте. Отложите ее на время. Но не упустите момент, когда ребенок начинает «вырастать» из определенного типа книг.
Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонациям и содержанию. Учите ребенка пересказывать, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.
Чтобы чтение не воспринималось ребенком как наказание, никогда не наказывайте его чтением вместо игры, прогулки или просмотра телевизора. Можно наказать ребенка, лишив его совместного вечернего чтения, но не наоборот.
Рекомендации по развитию математических умений:
Научите ребенка:
Различать форму предметов и геометрические фигуры.
Делить геометрические фигуры на 2, 4 равные части.
Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
Обращайте внимание ребенка на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.