Рабочая программа по родному (русскому) языку. 6 класс. ФГОС. Учебник под ред. Л. Г. Саяховой
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 4
муниципального района Давлекановский район РБ
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам.дир. по УВР директор МОБУ лицей №4
протокол № от _______Л.Н.Сунчалина _______Ф.К.Ахунзянова
Рабочая программа
по родному (русскому) языку
на 2015-2016 учебный год
в 6 В классе (2 ступень)
(срок реализации - 1 год)
Составил учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории Лагутина Ангелина Владимировна
Давлеканово - 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе для 6 В класса интегрированного обучения составлена на основе ФГОС ООО (Приказ от 17.12.10 № 1897), «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014, учебника «Русский язык» для 6 класса. Авторы: Л.Г.Саяхова, М.Д.Назарова. Уфа: Китап, 2013.
Цели и задачи курса «Родной (русский) язык и литература» состоят в углублении и расширении знаний по русскому языку; при этом актуализируются те аспекты его изучения, которые не представлены или представлены неполно в программе базового школьного курса «Русский язык», предусмотренного Госстандартом общего образования. При изучении данного предмета могут раскрываться, например, следующие аспекты изучения языка: язык и культура, текстоведение, жанры устной и письменной речи, риторика, филологический анализ художественного текста и т.п. Изучение родного (русского) языка в школе осуществляется в ситуации практического владения им, на основе осознания и теоретического осмысления языковых явлений, которыми учащиеся уже владеют, совершенствуются их навыки практического владения языком.
Данная рабочая программа реализуется в течение одного учебного года.
Предполагаемые результаты. К концу года ученики 6 класса должны: понимать основное содержание небольшого по объему текста, воспринимаемого на слух, уметь выделять тему, идею, структурные части исходного текста; владеть техникой чтения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, используя просмотровое чтение, определять, какая информация текста учебника является новой; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тип речи при чтении текста вслух; полно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип и стиль речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации; создавать письменные высказывания разных типов и стилей речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания на письме; пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; уметь выражать в письменной форме свое отношение к предмету речи; выделять в слове звуки речи, давать их фонетическую характеристику; уметь пользоваться упрощенной транскрипцией для фонетического письма; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить звуки, их сочетание в словах, а также наиболее употребительные слова; работать с орфоэпическим словарем; уметь правильно выделять морфемы в составе слова; подбирать однокоренные слова, чувствовать различия в значении однокоренных слов с разными приставками и суффиксами; пользоваться словарем морфемного строения слов; объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить к тексте выразительные средства; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; находить в тексте фразеологизмы и уметь их толковать; правильно указывать морфологические признаки различных частей речи; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; видеть орфограммы, уметь группировать слова по их видам; применять правила написания различных слов на практике и уметь устно объяснить свой выбор; самостоятельно подбирать слова на изученные правила; выделять словосочетание, грамматическую основу в предложении, знать разницу между ними; характеризовать предложение по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию второстепенных членов, количеству грамматических основ; опознавать предложения, осложненные обращениями, вводными словами, прямой речью; применять на практике правила пунктуации; полноценно воспринимать художественное произведение; чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; иметь хороший поэтический слух. Для детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении родному (русскому) языку ставятся те же задачи, что и в массовой школе. Особенности речи, мышления, деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья обусловливают то, что теоретические сведения о морфемном составе слова, о строении предложения сообщаются и усваиваются учащимися в связи с изучением орфографических и пунктуационных правил. При этом предусматривается формирование таких умственных умений, как сравнение, нахождение сходного и различного в сопоставляемых явлениях языка, вычленение из ряда языковых объектов искомого по определенному признаку, классификация, систематизация, обобщение материала. Учащимся необходимо помочь организовать практическую работу с понятиями и правилами, овладеть способами оперирования ими, умением опознавать определенные языковые явления, самостоятельно отбирать и конструировать материал, правильно (в соответствии с нормами литературного языка) использовать различные языковые средства в собственной речевой практике.
В планировании предусмотрена следующая система оценки достижений обучающихся: разнообразные виды и формы контроля: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста. Для детей с ОВЗ контрольные работы подбираются с учетом уровня усвоения ими материала. Для некоторых детей с ОВЗ диктант может быть заменен контрольным списыванием, грамматическое задание также может быть облегчено. Практикуется составление рейтинга успеваемости после прохождения каждого тематического блока. Как вариант можно использовать сравнение качества усвоения материала, например, с параллельным классом. По окончании каждой четверти подводятся итоги качества и успеваемости обучающихся и определяется индивидуальный рост или спад ученика. Также для определения личностных результатов очень подходит технология РОСТ, которая автоматически диагностирует уровень знаний обучающегося по определенной теме при помощи тестирования. Для детей с ограниченными возможностями здоровья проводится индивидуальная диагностика в соответствии в требования, предъявляемыми к данной группе обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
Предмет «Родной (русский) язык»: 1) реализуется как курс углубленного изучения русского языка по дополнительной программе, выходящей за рамки обязательного минимума содержания образования по русскому языку; 2) записи по этому предмету оформляются на отдельной странице классного журнала, отдельно от основного курса «Русский язык»; 3) итоговая отметка по «Родному (русскому) языку» выставляется суммарно с отметкой по русскому языку.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации (этот статус был определен 25 октября 1991 года), а следовательно, и государственным языком РБ как субъекта Федерации. Русский язык в статусе государственного функционирует параллельно с башкирским государственным в условиях наличия собственной языковой среды 13 этносов (татары, чуваши, мари, удмурты, мордва и др.), т.е. в условиях многоязычия, выполняя и роль языка межнационального общения народов Башкортостана. Если роль государственного языка предполагает общение в официальных сферах, то язык межнационального общения пронизывает все сферы общения, включая межличностные. Русский язык как родной в формировании личности играет основополагающую роль. Родной язык – основа формирования ребенка как национальной языковой личности, основа его социализации, приобщения к культуре родного народа. Родной язык – это первая целостная система, которая становится объектом изучения в школе, теоретическим введением не только в мир языка, но и в мир культуры и в мир научного познания в целом.
Содержание курса родного (русского) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В 6 классе учебный предмет «Родной (русский) язык и литература» предполагает более углубленное изучение языковых явлений, изучаемых на уроках русского языка. Помимо этого акцент делается на развитие не только лингвистической и языковой компетенций, но достаточное количество часов отводится для развития речи, что формирует коммуникативную и лингвокультурологическую компетенции. Так как содержание выбранного нами учебника «Слово» Л.Г.Саяховой местами совпадает с материалами основного курса русского языка, оно намеренно дано в сокращении в курсе родного (русского) языка и дополняется информацией о той или иной части речи из других справочников и учебных пособий по русскому языку (см. Список литературы). Также делается ставка на опережающее обучение при обзорном изучении таких частей речи, как причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие. В содержание учебного предмета «Родной (русский) язык и литература» включены также разделы учебника «Русская словесность. От слова к словесности. 6 кл.» Р.И. Альбетковой, которые расширяют знания учащихся в области литературы.
Формы организации учебного процесса: классно-урочная система, индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.
Методы и приёмы обучения: обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; выборочная проверка упражнения; взаимопроверка; самоконтроль (по словарям, справочным пособиям); различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический); виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой; составление учащимися авторского текста в различных жанрах; наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения; написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке: анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический); лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка; смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; продолжение текста; редактирование; конспектирование; участие в диалогах различных видов; аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей); создание собственных письменных текстов; составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; составление опорных схем и таблиц; работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета; работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей; создание портфолио для подготовки к ГИА.
В системе школьного образования учебный предмет «Родной (русский) язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Настоящая программа составлена на 105 часов из расчета 3 часа в неделю в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
Родной (русский) язык как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры. Учебный предмет подразумевает развитие таких ценностных ориентиров, как воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике; формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей; формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции; воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов; развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности; приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения русского языка как учебной дисциплины. В программе специально выделены часы на развитие связной речи и текстоведение, которые равномерно распределены по четвертям.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
Личностные результаты освоения русского языка как родного подразумевают:
воспитание через язык российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения предмета русский язык должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения предмета русский язык:
Филология
Изучение предметной области «Филология» языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Предметные результаты изучения предметной области «Филология» должны отражать:
Русский язык. Родной язык:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
«РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
Содержание
Кол-во часов
Всего по разделу
Теория
Практика
Сочинения
Изложения
Иные формы развития речи
Контрольные работы
Практикумы
Введение
3
3
-
-
-
-
-
Слова, обозначающие предметы, - имена существительные
12
9
1
-
1
-
1
Слова, обозначающие признак предмета, - имена прилагательные
11
7
2
-
1
-
1
Слова, обозначающие количество и порядок предметов, - имена числительные
9
6
2
-
-
-
1
Слова, употребляемые вместо имени, - местоимения
12
6
-
2
2
1
1
Слова, обозначающие действие предмета, - глаголы
14
11
1
-
1
-
1
Причастие
6
5
-
-
1
-
-
Деепричастие
8
6
2
-
-
-
-
Наречие
8
5
2
-
-
1
-
Предлог
3
3
-
-
-
-
-
Союз
3
3
-
-
-
-
-
Частица
3
3
-
-
-
-
-
Междометие
3
2
-
-
-
1
-
Русская словесность
7
7
-
-
-
-
-
Повторение
3
2
-
-
-
1
-
Всего часов
105
78
10
2
6
4
5
Слово как часть речи. Грамматика. Сопоставление грамматики русского и башкирского языков
Морфология. Части речи.
Имя существительное как часть речи. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Род имени существительного. Число имени существительного. Падежи, склонение имени существительного. Несклоняемые имена существительные. Разносклоняемые имена существительные. Значение и употребление падежных форм существительных.
Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные. Склонение имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Употребление прилагательных в речи.
Имя числительное как часть речи. Количественные числительные. Порядковые числительные. Собирательные числительные. Дробные числительные. Правописание и употребление имен числительных в речи. Количество рек, озер в Башкортостане (1 120 рек, 2 720 озер, 3 водохранилища). Газетная заметка «Башкортостан в цифрах».
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Употребление местоимений в речи.
Глагол как часть речи. Инфинитив. Возвратные глаголы. Виды глагола. Наклонения глагола. Время глагола. Лицо и число глагола. Спряжение глагола. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Безличные глаголы. Словообразование глаголов. Правописание глаголов. Употребление глаголов в речи.
Понятие о причастии. Действительные и страдательные причастия, их образование. Полные и краткие причастия. Правописание причастий. Знаки препинания при причастных оборотах. Употребление причастий в речи.
Понятие о деепричастии. Образование деепричастий. Правописание деепричастий. Выделение запятыми деепричастных оборотов.
Наречие как часть речи. Образование и правописание наречий. Употребление наречий.
Служебные части речи. Понятие о предлоге. Понятие о союзе. Понятие о частице. Междометие.
Русская словесность. Стилистические возможности слов и выражений. Средства художественной изобразительности. Юмор в произведениях словесности. Произведения устной народной словесности. Эпическое произведения, его особенности. Лирическое произведения, его особенности. Драматическое произведения, его особенности.
Формы контроля и контрольно-измерительные материалы
«С березовый листок величиной»: Тексты для диктантов по русскому языку краеведческой тематики (5-9 класс) / Отв. ред.: д.п.н. Т.Н.Дорожкина. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2010. – 40 с.
Интерактивная система мониторинга и оценки качества знаний Votum
Тематические тесты по русскому языку и литературе с учетом специфики учебного предмета «Родной (русский) язык и литература»;
Вопросы для итогового контроля
Слова, обозначающие предметы, - имена существительные
Слова, обозначающие признак предмета, - имена прилагательные
Слова, обозначающие количество и порядок предметов, - имена числительные
Слова, обозначающие действие предмета, - глаголы
Слова, обозначающие признак предмета по действию, - причастия
Слова, обозначающие добавочное действие при основном, - деепричастия
Возможные виды самостоятельной работы обучающихся: 1. Задания, связанные с поиском информации (найти в тексте ответ на вопрос, найти в тексте предложение, соответствующее иллюстрации, найти и выписать определение, прочитать отрывок и выделить главную мысль, найти и выписать требуемые факты, по ходу чтения выполнить тестовые задания); 2. Задания, связанные с развитием устной речи (прочитать и ответить на вопрос, рассказать о прочитанном, сжать и развернуть информацию, рассказать о впечатлениях прочитанного, составить предложения с новыми терминами); 3 Задания, развивающие умения анализировать (ознакомившись с текстом, причины явления, сопоставлять несколько текстов) и т.п.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№
п/п
Тема
Кол-во час.
Личностные УУД
Метапредметные УУД
Предметные УУД
Дата
пров. прим.
Дата пров. факт.
Примечание
I четверть
Введение
1
Слово как основная единица языка
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
2.09
2
Для чего нужна грамматика?
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
3.09
3
Части речи как объект изучения морфологии
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
5.09
Имя существительное
4
Слова, обозначающие предметы, - существительные
1
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения учебной задачи
9.09
5
Лексико-грамматические группы имен существительных
1
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения учебной задачи
10.09
6
Категории одушевленности/неодушевленности и собственности/нарицательности имен существительных
1
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения учебной задачи
12.09
7
Трудные случаи употребления имен и фамилий
1
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения учебной задачи
16.09
8
Трудные случаи употребления рода имен существительных
1
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения учебной задачи
17.09
9
Трудные случаи употребления числа имен существительных
1
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения учебной задачи
19.09
10
Падеж и склонение имен существительных
1
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения учебной задачи
23.09
11
Р.Р. Составление статьи-концепта «Вода» на языковом материале русской и башкирской культур
1
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения учебной задачи
24.09
12
Словообразование имен существительных
1
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения учебной задачи
26.09
13
Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению по одной из башкирских пословиц о языке и слове
1
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения учебной задачи
30.09
14
Систематизация орфографических правил по теме «Имя существительное»
1
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения учебной задачи
1.10
15
Практикум по орфографии по теме «Имя существительное»
1
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения учебной задачи
3.10
Имя прилагательное
16
Слова, обозначающие признак предмета, - прилагательные
1
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения учебной задачи
7.10
17
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных
1
Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Анализируют условия и требования учебной задачи
9.10
18
Синонимия полных и кратких форм прилагательных
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
10.10
19
Р.Р. Подготовка к сочинению по заданным началу и концовке
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
14.10
20
Р.Р. Сочинение по заданным началу и концовке
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
17.10
21
Категория субъективной оценки имен прилагательных
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
21.10
22
Три типа склонения имен прилагательных
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
22.10
23
Словообразование имен прилагательных
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
24.10
24
Систематизация орфографических правил по теме «Имя прилагательное»
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
28.10
II четверть
25
Практикум по орфографии по теме «Имя прилагательное»
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
6.11
26
Р.Р. Анализ стихотворений «Родная сторона» С.Юлаева и «Учись, моя душа» М.Сиражи (на выбор)
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
7.11
Имя числительное
27
Слова, обозначающие количество и порядок предметов, - числительные
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
9.11
28
Склонение числительных
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
12.11
29
Сочетание количественных числительных с существительными
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
14.11
30
Употребление собирательных числительных
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
18.11
31
Имена числительные в речи
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
19.11
32
Систематизация орфографических правил по теме «Имя числительное»
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
21.11
33
Практикум по орфографии по теме «Имя числительное»
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
25.11
34
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения-статьи «Башкортостан в цифрах»
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
26.11
35
Р.Р. Сочинение-статья «Башкортостан в цифрах»
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
28.11
Местоимение
36
Слова, употребляемые вместо имени, - местоимения
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
2.12
37
Группы местоимений по семантической соотнесенности
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
3.12
38
Разряды местоимений по значению
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
5.12
39
Употребление личных местоимений
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
9.12
40
Р.Р. Анализ стихотворений «Песня родному городу» Н.Наджми
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
10.12
41
Местоимения в речи
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
12.12
42
Р.Р. Особенности речевого этикета русского и башкирского народов
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
16.12
43
Систематизация орфографических правил по теме «Местоимение»
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
17.12
44
Практикум по орфографии по теме «Местоимение»
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
19.12
45
Р.Р. Подготовка к изложению с элементами сочинения
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
23.12
46
Р.Р. Изложение с элементами сочинения
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
24.12
47
К.Р. Контрольная работа по теме «Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, имя числительное»
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
26.12
III четверть
Глагол
48
Слова, обозначающие действия предметов, - глаголы
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
13.01
49
Инфинитив. Основы глагола
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
14.01
50
Синонимия возвратных и невозвратных глаголов
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
16.01
51
Образование видовых пар глаголов
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
20.01
52
Залоги глагола
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
21.01
53
Особенности образования форм глаголов повелительного и условного наклонений
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
23.01
54
Значение форм времени глаголов
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
27.01
55
Личные и безличные глаголы, их спряжение
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
28.01
56
Особенности образования некоторых личных форм глагола
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
30.01
57
Р.Р. Анализ стихотворения «Книги в красном переплете» М.Цветаевой
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
3.02
58
Словообразование глаголов
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
4.02
59
Систематизация орфографических правил по теме «Глагол»
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
6.02
60
Практикум по орфографии по теме «Глагол»
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
10.02
61
Р.Р. Сочинение-миниатюра «Книга в мир открывает двери»
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
11.02
Причастие
62
Причастие как самостоятельная часть речи или особая форма глагола
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
13.02
63
Действительные и страдательные причастия
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
17.02
64
Правописание причастий
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
18.02
65
Употребление причастий в речи
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
20.02
66
Обобщение по теме «Причастие»
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
24.02
67
Р.Р. Анализ стихотворения «Родному краю» Р.Гарипова
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
25.02
Деепричастие
68
Деепричастие как самостоятельная часть речи или особая форма глагола
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
27.02
69
Образование деепричастий
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
3.03
70
Правописание деепричастий
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
4.03
71
Употребление деепричастий в речи
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
6.03
72
Обособленные определения и обстоятельства художественных текстах
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
10.03
73
Обобщение по теме «Причастие»
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
11.03
74
Р.Р. Подготовка к сочинению на морально-нравственную тему
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
13.03
75
Р.Р. Сочинение на морально-нравственную тему
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
17.03
IV четверть
Наречие
76
Наречие как часть речи
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
18.03
77
Образование наречий
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
20.03
78
Правописание наречий
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
31.03
79
Употребление наречий в речи
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
1.04
80
Обобщение по теме «Наречие»
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
3.04
81
К.Р. Контрольная работа по теме «Глагол, причастие, деепричастие, наречие»
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
5.04
82
Р.Р. Подготовка к написанию сценки по тексту
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
7.04
83
Р.Р. Сочинение - сценка по тексту
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
8.04
Предлог
84
Понятие о предлоге
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
10.04
85
Правописание предлогов
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
14.04
86
Употребление предлогов в речи
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
15.04
Союз
87
Понятие о союзе
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
17.04
88
Правописание союзов
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
19.04
89
Употребление союзов в речи
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
21.04
Частица
90
Понятие о частице
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
23.04
91
Правописание частиц
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
25.04
92
Употребление частиц в речи
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
27.04
Междометие
93
Понятие о междометии
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
29.04
94
Употребление междометий в речи
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
3.05
95
К.Р. Контрольная работа по теме «Служебные части речи»
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
5.05
Русская словесность
96
Стилистические возможности слов и выражений
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
7.05
97
Средства художественной изобразительности
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
10.05
98
Юмор в произведениях словесности
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
12.05
99
Произведения устной народной словесности
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
14.05
100
Эпическое произведение, его особенности
1
Знакомятся с компонентами речевой ситуации
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Осваивают правильное построение диалога
16.05
101
Лирическое произведение, его особенности
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
18.05
102
Драматическое произведение, его особенности
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
20.05
Повторение
103
Итоговая контрольная работа
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
22.05
104
Комплексное повторение самостоятельных частей речи
1
Выделяют количественные характеристики объектов.
Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
24.05
105
Комплексное повторение служебных частей речи
1
Выделяют и формулируют познавательную цель
Выделяют и осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
26.05
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебный комплект
«Русский язык» для 6 класса. Авторы: Л.Г.Саяхова, М.Д.Назарова. Уфа: Китап, 2013
Цифровые образовательные ресурсы
Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 классы: диск. – Изд-во «Учитель», разработка, издание, 2007.
Демонстрационный материал
Тестовые задания по всем темам (печатный и электронные варианты)
Технические средства обучения
Компьютер, проектор
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные источники
Закон об образовании п.5, ст. 32. Компетенция органов государственного управления образованием
Закон об образовании п.5, ст.14. Общие требования к содержанию образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014
Основная литература
Родной (русский) язык в школах Республики Башкортостан: Сборник программ / Составители Т.Н.Дорожкина, Ю.В.Ошеева, Л.Р.Першина; отв.редактор д.п.н. Т.Н.Дорожкина. – Уфа: Учебно-методический центр «Эдвис», 2012. – 152 с.
Саяхова Л.Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и учебники нового поколения. Методическое руководство для учителей русского языка (5-11 классы). – Уфа: Китап, 2006. – 224 с.
Саяхова Л.Г. Программа и методическое руководство к учебнику «Слово» (Русский язык. 5-9 классы). – Уфа: Китап, 2010. – 184 с.
«Русский язык» для 6 класса. Авторы: Л.Г.Саяхова, М.Д.Назарова. Уфа: Китап, 2013
Дополнительная литература
«С березовый листок величиной»: Тексты для диктантов по русскому языку краеведческой тематики (5-9 класс) / Отв. ред.: д.п.н. Т.Н.Дорожкина. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2010. – 40 с.
Башкирский образ жизни в русской литературе: Пособие по развитию речи / Сост. Л.М.Вырыпаева, Л.Г.Саяхова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. – 86 с.
Борисова В.В., Дорожкина Т.Н. Сочинения по законам текста и жанра: Пособие для учащихся, абитуриентов и студентов. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. – 72 с.
Журнал «Бельские просторы» (электронный вариант): [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Павлова Т.И., Раннева Н.А., Василенко Н.Н. Учимся писать сочинение-рассуждение: рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы / Т.И. Павлова, Н.А.Раннева, Н.Н.Василенко. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 172 с.
Розенталь Д.Э. Лексика и стилистика: Правила и упражнения / Д.Э.Розенталь. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Изд-во «Мир и образование», 2010. – 96 с.
Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников: Учеб. пособ. – М.: «Дрофа», 2006. – 368 с.
Русский язык: Полный справочник школьника и абитуриента / Сост. М.Е.Булаева. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 640 с.
13PAGE \* MERGEFORMAT142015
Заголовок 1Заголовок 2‰ђЗаголовок 315