Рабочая программа обучения учащихся 1-4 классов по музыке (по Е.Д.Критской)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа обучения учащихся 1-4 классов по предмету «Музыка» разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 г.,
Примерной программой по музыке // Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.- (Серия «Стандарты второго поколения).- М:Просвещение, 2010 ,
основными положениями художественно-педагогической концепции Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, изложенными в рабочей программе по предметной линии учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской// Сергеева Г.П. Музыка.1-4 классы. Рабочие программы . Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений,-М:Просвещение,2012
учебным планом филиала МБОУ Сещинской СОШ Трёхбратской СОШ, утв. приказом № 40 от 01.09.2014 г.
Программа разработана в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически
сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа)
№ урока
№ в теме
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся
Формы контроля
Примечание
Раздел 1. Музыка вокруг нас (16 ч)
1
И муза вечная со мной!
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором),играть на детских элементарных музыкальныхинструментах (в ансамбле, в оркестре).
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре при воплощении различных музыкальных образов.
Знакомиться с элементами нотной записи.
Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Моделировать в графике особенности песни, танца, марша..
Фронтальный опрос
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека
Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский
2
Хоровод муз.
Пластическое интонирование
Композитор исполнитель слушатель.
Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова, и др
3
Повсюду музыка слышна
Индивидуальный опрос
Песни, танцы и марши основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей.
Детский альбом. П. Чайковский
4
Душа музыки мелодия.
Рисуночный тест
Дудочка, русская народная песня: Дудочка, белорусская народная песня; Пастушья, французская народная песня:Дударики-дудари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича
5
Музыка осени.
Индивидуальный опрос
Образы осенней природы в музыке.
Октябрь (Осенняя песня). Из цикла "Времена года». П. Чайковский.
6
Музыка осени
рисунок
Осень. Из Музыкальных иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель». Г.Свиридов.
7
Сочини мелодию.
Творческая работа
Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи
Пастушеская песенка. На тему ИЗ 5-Й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др.
8
Азбука, азбука каждому нужна... Музыкальная азбука
Индивидуальный опрос
Элементы нотной грамоты.
Азбука. А. Островский, слова 3. Петровой;
Алфавит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова;
Семь подружек. В. Дроцевич, слова В. Сергеева;
9
Музыкальные инструменты.
Фронтальный опрос
Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика».К-В. Глюк.
10
Обобщающий урок I четверти.
Устное тестирование
11
«Садко» (из русского былинного сказа).
Фронтальный опрос
Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Колыбельная Волховы, песня Садко «Заиграйте, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.
12
Музыкальные инструменты. Звучащие картины.
Индивидуальный опрос
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка».Н. Римский-Корсаков.
Гусляр Садко. В. Кикта.
13
Разыграй песню.
Пластическое интонирование
Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна
Почему .медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова
14
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины
Фронтальный опрос
Музыка в праздновании Рождества Христова.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1-я часть «Орнамент»). В. Кикта.
Зимняя сказка. Музыка и словаС. Крылова
15
Добрый праздник среди зимы.
Индивидуальный опрос
Музыкальный театр: балет.
Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Татаринова.
Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
16
Обобщающий урок 2 четверти
Устное тестирование
Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
Раздел 2. Музыка и ты (17 ч)
1
Край, в котором ты живёшь
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы,игры, стихи).
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам идемонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
Участвовать в подготовке и проведениизаключительного урока-концерта.
Фронтальный опрос
Образы родного края.
Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова;
2
Поэт, художник, композитор
Индивидуальный опрос
Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова краски звуки).
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина "Метель». Г. Свиридов
3
Музыка утра.
Рисунок
Музыка в жизни ребенка
Утро. Из сюиты «Пер Понт». Э. Григ.
Утро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; Солнце, грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
Наигрыш. А. Шнитке;
Утро в лесу. В. Салманов; Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Сододаря.
4
Музыка вечера
Словесное рисование
Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин;
Вечер. Из «Детской музыки». С. Прокофьев; Вечер. В. Салманов; Вечерняя сказка. А. Хачатурян.
5
Музыкальные портреты
Индивидуальный опрос
Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Симфония 2 («Богатырская»). 1-я часть(фрагмент). А. Бородин.
6
Разыграй сказку (Баба-Яга. Русскаясказка).
Ролевая игра
Баба Яга. Детская народная игра.
7
У каждого свой музыкальный инструмент.Музыкальные инструменты
Рисуночный тест
Музыкальные инструменты: клавесин, фортепиано, гитара
У каждого свои музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
Менуэт. Л.-А. Моиарт. Волынка. И.-С. Бах
8
«Музы не молчали»
рисунок
Образызащитников Отечества в музыке
Солдатушки- бравы ребятушки, русская народная песня; Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова; Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова.
9
Мамин праздник
Мелодекламация
Музыкальные поздравления
Колыбельная. М. Кажлаев;
Колыбельная. Ген. Гладков.
Спасибо. И. Арсеев. слова 3. Петровой; Праздник бабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой.
10
Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины
Рисуночный тест
Музыкальные инструменты: лютня Былины и сказки о воздействующей силе музыки
11
Обобщающий урок III четверти
Устное тестирование
Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского;
12
Музыка в цирке.
Фронтальный опрос
Музыка в цирке.
Выходной марш Колыбельная (слова В. Лебедева-Кумача).Из музыки к кинофильм) «Цирк». И. Дунаевский;
13
Дом, который звучит. Опера- сказка
Индивидуальный опрос
Музыкальный театр: опера.
Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой. Заключительный хор. Из оперы «Муха- цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
14
«Ничего на свете лучше нету...»
Решение ребусов
Кукушка. К. Дакен.
Бременские музыканты. Из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков,слова Ю. Энтина
15
Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.
Словарик
Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок».Р. Щедрин.
16
Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля,программа концерта для родителей
Рисунок
Клоуны. Д. Кабалевский.
Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татаринова
17
Обобщающий урок 4 четверти. Урок –концерт
Устное тестирование
Ты откуда, музыка?Я. Дубравин, слова В. Суслова.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ урока
№ в теме
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся
Формы контроля
Примечание
I. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ ( 3 ч )
1
Мелодия
Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности
Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).
Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.
Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.
Исполнять Гимн России.
Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.
Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Пластическое интонирование
Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов
«Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина» М.Мусоргский
2
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия
Фронтальный опрос
Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности Патриотическая песня. М.Глинка
«Здравствуй ,Родина моя», Ю.Чичков , слова К.Ибряева
«Моя Россия» Г.Струве, слова Н.Соловьевой
3
Гимн России
Индивидуальный опрос
Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн России - главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр)
Гимн России. А.Александров, слова С.Михалкова
II. ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ ( 6 ч )
1
Музыкальные инструменты (фортепиано)
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение.
Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора.
Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе).
Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.
Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.
Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.
Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках
Фронтальный опрос
Музыкальный инструмент - фортепиано, его выразительные возможности.
2
Природа и музыка. Прогулка
Рисунок
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С.Прокофьева . своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.
Детский альбом. П.Чайковский
Детская музыка. Пьесы. С.Прокофьев
Прогулка из сюиты «Картинки с выставки»
3
Танцы, танцы, танцы
Устное тестирование
Песенность, танцевальность и маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Начинаем перепляс из вокального цикла «Пять песен для детей» С.Соснин, слова П.Синявского
4
Эти разные марши.
Фронтальный опрос
Песенность, танцевальность и маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Марш Черномора
Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» С.Прокофьев
Марш из балета «Щелкунчик» П.Чайковский
5
Звучащие картины
Рисунок
Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке.
М.Мусоргский Картинки с выставки
6
«Расскажи сказку». Колыбельные. Мама.
Инсценирование песни
Колыбельные песни
Сонная песенка. Р. Паулс слова И.Ласманиса
Спят усталые игрушки. А.Островский, слова З.Петровой
Колыбельная Медведицы из мультфильма «Умка» Е.Крылатов, слова Ю.Яковлева
III. « О России петь – что стремиться в храм» ( 5 ч )
1
Великий колокольный звон.
Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.
Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.
Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.
Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.
Исполнять рождественские песни на уроке и дома.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания в рабочей тетради
Решение кроссворда
Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргский
2
Звучащие картины
рисунок
Музыкальный пейзаж
3
Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский
Индивидуальный опрос
Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский . воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата.
Песня об Александре Невском, Вставайте, люди русские Из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьев
Народные песнопения о Сергии Радонежском
4
Молитва
Пластическое интонирование
Жанр молитвы, хорала.
Утренняя молитва. В церкви. П.Чайковский
5
С Рождеством Христовым!
Инсценирование песни
Праздники русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.
Вечерняя песня. А Тома, слова К.Ушинского
Добрый тебе вечер. Рождественское чудо, народные славянские песнопения
IV. « Гори, гори ясно, чтобы не погасло» ( 4 ч )
1
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.
Разыграй песню.
Разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песни-хороводы.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.
Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.
Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России.
Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов
Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора.
Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Инсценирование песни
Фольклор – народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив. Напев, наигрыш Светит месяц. Камаринская , плясовые наигрыши
Наигрыш. А.Шнитке
Песня-диалог, песня- игра, песня-хоровод «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли», русские народные песни
2
Музыка в народном стиле. Сочини песенку
Игра в композитора
Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования Ходит месяц над лугами, С.Прокофьев
Камаринская, П.Чайковский
Прибаутки . В.Комраков, слова народные
Реченька, А.Абрамов, слова Е.Карасева
3
Проводы зимы
мелодекламация
Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица)
Масленичные песенки
4
Встреча весны
Выразительное чтение наизусть
Обряды и праздники русского народа: встреча весны. Народные песенки, заклички, потешки Песенки-заклички, игры, хороводы,
V. В музыкальном театре ( 5 ч )
1
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр
Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов.
Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Выявлять особенности развития образов.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Фронтальный опрос
Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет.
Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты) М.Коваль.
2
Театр оперы и балета. Волшебная палочка
Игра в дирижера
Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера , режиссера, художника в создании музыкального спектакля.
Золушка . Балет (фрагменты) С.Прокофьев
Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» С.Прокофьев
Марш из балета «Щелкунчик» П.Чайковский
3
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы
Выразительное чтение
Сцены из оперы Руслан и Людмила . Опера (фрагменты)
·
4
Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал
Индивидуальный опрос
Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Музыкальные темы- характеристики главных действующих лиц. Финал. Руслан и Людмила . Опера (фрагменты)
Песня-спор из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити » Ген.Гладков, Слова В.Лугового
VI. В концертном зале ( 5 ч )
1
Симфоническая сказка «Петя и волк»
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.
Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.
Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.
Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
Выполнять творческие задания
Инсценирование музыки
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. партитура
Петя и волк. Симфоническая сказка. С.Прокофьев
2
Картинки с выставки.
Фронтальный опрос
Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М.Мусоргского. жанры симфонической музыки: увертюра, симфония Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М.Мусоргский
3
Музыкальное впечатление
Рисунок
Выразительность и изобразительность образов музыки Моцарта, Мусоргского Песня о картинах. Ген.Гладков, слова А.Кушнера
4
«Звучит нестареющий Моцарт!» Симфония
№ 40.
Индивидуальный опрос
Симфония № 40 соль минор В.А.Моцарта. взаимодействие тем образов: повтор, контраст Симфония № 40. Экспозиция 1 части. В.А.Моцарт
5
Увертюра
Решение кроссворда
увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарт
Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.Глинка
VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» ( 6 ч )
1
Волшебный цветик- семицветик. Музыкальные инструменты. И всё это – Бах!
Понимать триединство деятельности композитора исполнителя слушателя.
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально- поэтического творчества.
Оценивать собственную музыкально-творчес- кую деятельность и деятельность одноклассников.Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.
Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.
Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.
Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.
Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками
Рисунок
Композитор- исполнитель- слушатель. Интонационная природа музыки. музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган).
Волынка. Менуэт. Из нотной тетрадиАнны Магдалены Бах.
Менуэт из Сюиты № 2
За рекою старый дом, русский текст Д.Тонского
Токката ре минор для органа.
Хорал . Ария. Из сюиты № 2 И.С.Бах
2
Все в движении. Тройка. Попутная песня
Инсценирование песни
Попутная. Жаворонок. М.Глинка, слова Н.Кукольника. Песня жаворонка. П.Чайковский
3
Музыка учит людей понимать друг друга
Фронтальный опрос
Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки Весенняя. В.А.Моцарт, слова И.Ф.Овербек, пер.Т.Сикорской
Колыбельная. Б.Флис- В.А.Моцарт, русский текст С.Свириденко
4
Два лада. Легенда. Природа и музыка.
Пластическое интонирование
Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия – рисунок, лад- цвет)
Кавалерийская. Клоуны. Карусель. Слова И.Рахилло, Д.Кабалевский
5
Весна. Осень. Печаль моя светла
Выразительное чтение наизусть
Музыкальные пейзажи
Тройка. Весна . Осень . Из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г.Свиридов.
6
Первый. Мир композитора
Могут ли иссякнуть мелодии?
Индивидуальный опрос
Международный конкурс исполнителей имени П.Чайковского в Москве. Темы, сюжеты, образы музыки С.Прокофьева, П.Чайковского Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1.(фрагменты). П.Чайковский
Заключительный урок-концерт
Концерт
Пусть всегда будет солнце. А.Островский, слова Л.Ошанина
Большой хоровод. Б.Савельев, слова Лены Жигалкиной и А.Хайта.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ урока
№ в теме
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Формы контроля
Примечание
Раздел 1. Россия Родина моя (5 часов)
1
1. Мелодия душа музыки
Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений
Петь мелодии с ориентацией на нотную запись
Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
Выполнять творческие задания.
Пластическое интонирование
Песенность музыки русских композиторов.
Главная мелодия 2-ой части из симфонии № 4 П.Чайковского
Жаворонок . М.Глинка, слова Н. Кукольника
2
Природа и музыка (романс). Звучащие картины
Словесное рисование
Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки
.Благословляю вас, леса. П.Чайковский, слова А.Толстого.
Звонче жаворонка пенье. Н.Римский-Корсаков, слова А. Толстого
Романс . из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г.Свиридов
3
Виват, Россия! (кант). Наша слава русская держава
Тестирование
Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня.
Радуйся, Росско земле. Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы 18 в.
Славны были наши деды. Вспомним , братцы, Русь и славу! Русские народные песни.
4
Кантата «Александр Невский»
Индивидуальный опрос
Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кантата.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С.Прокофьев
5
Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна...
Индивидуальные сообщения
Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: опера. Особенности музыкального языка
Иване Сусанин. Опера (фрагменты). М.Глинка
Раздел 2. День, полный событий (4 часа)
1
Утро
Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке , движении.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга.
Выразительно и интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре , оркестре.
Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.
Выполнять творческие задания.
Музыкальный анализ
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э.Григ
Заход солнца. Э.Григ, слова А.Мунка, пер. С.Свириденко
2
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек
Фронтальный опрос
Портрет в вокальной и инструментальной музыке
Болтунья. С.Прокофьев, слова А.Барто
Золушка. Балет (фрагмент). С.Прокофьев
Джульетта –девочка. Из балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьев
3
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке.
Инсценирование музыки
Выразительность и изобразительность музыки разных жанров и стилей композиторов (Чайковский, Прокофьев, Мусоргский, Григ)
С няней. С куклой. Из цикла «Детская» Слова и музыка М.Мусоргского.
Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргский
Детский альбом. Пьесы . П.Чайсковский
4
Вечер
Рисунок
Образы природы в вокальной и инструментальной музыке
Вечерняя песня. М.Мусоргский, слова А.Плещеева
Колыбельная. П.Чайковский, слова А.Майкова
Раздел 3.
·О России петь что стремиться в храм
· (4 часа)
1
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!
Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись)
Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей
Выполнять творческие задания
Фронтальный опрос
Образы Богородицы, Девы Марии в музыке, поэзии, изобразительном искусстве Богородице Дево, радуйся!, № 6 из «Всенощного бдения» С.Рахманинов.
Тропарь иконе Владимирской Божией Матери
Аве, Мария. Ф.Шуберт, слва Ф.Скотта, пер. А.Плещеева
2
Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Пластическое интонирование
Образы матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Прелюдия № 1 до мажор. Из 1 тома «Хорошо темперированного клавира» И.С.Бах
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля» В Гаврилин, слова В.Шульгиной
3
Вербное Воскресенье. Вербочки.
Выразительное чтение наизусть
Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988г.)
Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус-Христос - суперзвезда» Э.Л.Уэббер
Вербочки. А Гречанинов, Стихи А.Блока. Вербочки. Р.Глиэр, стихи А.Блока
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир
Индивидуальные сообщения
Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь и величание) и молитвы в церковном богослужении, Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
Баллада о князе Владимире. Слова А.Толстого
Раздел 4.
·Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
· (4 часа)
1
Настрою гусли на старинный лад... Былины.
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Выполнять творческие задания.
Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.
Выразительно интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Индивидуальный опрос
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре.
Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н.Римского-Корсакова
2
Былина о Садко и Морском царе
Разыгрывание песни
Особенности повествования (мелодика и ритмика былин)
Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина)
3
Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель мой Лель...
Пластическое интонирование
Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов – музыкантов (Лель)
Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка
Песни Садко . Хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко» Н.Римский-Корсаков
Третья песня Леля. Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н.Римский-Корсаков.
4
Звучащие картины. Прощание с Масленицей
Выразительное чтение
Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.
Веснянки. Русские , украинские народные песни
Раздел 5. В музыкальном театре (6 часов)
1
Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра.
Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника- постановщика в создании музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Рассуждать о смысле и значении вступления , увертюры к опере и балету
Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи
Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах
Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов
Индивидуальный опрос
Путешествие в музыкальный театр.
Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М.Глинка
2
Опера «Орфей и Эвридика»
Фронтальный опрос
представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк
3
Опера
·Снегурочка
·.
Инсценирование
Сравнительный анализ музыкальных тем- Снегурочка. Опера (фрагменты). Н.Римский-Корсаков
4
Волшебное дитя природы. Полна
чудес могучая природа... В заповедном лесу
рисунок
характеристик действующих лиц , сценических ситуаций,
5
«Океан море синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу
Музыкальный анализ
драматургии в операх и балетах.
Океан-море синее. Вступление к опере «Садко»
Спящая красавица. Балет (фрагменты) П.Чайковский
6
В современных ритмах (мюзиклы)
Инсценирование произведения
Мюзикл –жанр легкой музыки (Р.Роджерс, А.Рыбников). особенности музыкального языка, манеры исполнения
Звуки музыки. Р.Роджерс. русский текст М.Цейтлиной.
Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А.Рыбников, сценарий Ю.Энтина
Раздел 6. В концертном зале (6 часов)
1
Музыкальное состязание (концерт)
Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов
Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных инструментов
Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей
Индивидуальный опрос
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П.Чайковский
2
Музыкальные инструменты (флейта).
Тестирование
Музыкальные инструменты: флейта. Ее выразительные возможности Шутка . из сюиты № 2 для оркестра. И.С.Бах
3
Звучащие картины
рисунок
Мелодия . из оперы «Орфей и Эвридика». К.В.Глюк
Мелодия. П.Чайковский.
4
Музыкальные инструменты (скрипка)
Муз.анализ
Музыкальные инструменты: скрипка. Ее выразительные возможности. (Бах, Глюк, Паганини, Чайковский).
Каприс № 24. Н.Паганини
Волшебный смычок. Норвежская народная песня
Скрипка. Р.Бойко, слова И.Михайлова
5
Сюита
·Пер Гюнт
·. Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная
Тестирование
Контрастные образы программной сюиты. Особенности драматургии
Пер Гюнт. Сюита № 1 (фрагменты). Сюита № 2 (фрагменты). Э Григ
6
·Героическая
· Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии.
Финал симфонии. Мир Бетховена
Индивидуальный опрос
Контрастные образы программно симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная.) темы , сюжеты и образы музыки Л.Бетховена Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты) Л.Бетховен.
Соната № 14 («Лунная») Л.Бетховен
Контрабас. К Элизе. Л.В.Бетховен
Сурок . Л.В.Бетховен. русский текст Н.Райского
Раздел 7.
·Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...
· (5 часов)
1
Чудо-музыка. Острый ритм джаза звуки
Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.
Разбираться в элементах музыкально (нотной) грамоты.
Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.
Различать характерные черты языка современной музыки.
Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.
Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.
Участвовать в подготовке заключительного урока- концерта.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания.
Индивидуальное сообщение
Джаз – искусство ХХ века. Особенности мелодики, ритма, тембров, инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж.Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты- исполнители.
Острый ритм. Дж.Гершвин, слова А.Гершвина, русский текст В.Струкова
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж.Гершвин
2
Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева
Пластическое интонирование
Образы природы в музыке Г.Свиридова. музыкальные иллюстрации. Мир музыки С.Прокофьева Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С.Прокофьев
Весна. Осень. Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» Г.Свиридов
Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г.Свиридов, стихи Б.Пастернака.
Запевка . Г Свиридов, стихи И.Северянина
3
Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский)
рисунок
Певцы родной природы : Э. Григ, П. Чайковский. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э.Григ
Мелодия. П.И.Чайковский
4
Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет
Решение ребусов
Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна.
Слава солнцу! Слава миру! Канон. В.А.Моцарт.
5
Заключительный урок-концерт
Тестирование
Музыка – источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов.
Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Симфония № 40. Финал. В.А.Моцарт.
Симфония № 9 . финал. Л.В.Бетховен
Мы дружим с музыкой. Й.Гайдн, русский текст П.Синявского
Музыканты, немецкая народная песня
Камертон, норвежская народная песня
Календарно – тематическое планирование
4 класс
№ урока
№ урока в теме
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Формы контроля
Примечание
Раздел 1. Россия Родина моя (3 часа)
1
Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.
Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании.
Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.
Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.
Импровизировать на заданные тексты.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Подбирать ассоциативные ряды художественным проведениям различных видов искусства.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Пластическое интонирование
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Концерт 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов; Вокализ. С. Рахманинов; Песня о России. В. Локтев, слова 0. Высотской: Родные места. Ю. Антонов, слова М. Плянковского
2
Как сложили песню.-Звучащие картины, «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»
Инсценирование песни
Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций. ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Ты, река ль моя, реченька, русская народная песня; Колыбельная в обраб. Д. Лялом: У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева.
3
Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь!
Ролевая игра
Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).
Н. Римского- Корсакова: Александр Невский Кантата (фрагменты). С. Прокофьев; Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Раздел 2.
·О России петь что стремиться в храм
· (4 часа)
1
Святые земли Русской. Илья Муромец
Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.
Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.
Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.
Сочинять мелодии на поэтические тексты.
Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пенни и разного рода импровизациях.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Фронтальный опрос
Нравственные подвиги святых земли Русской (равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир. Илья Муромский и др.). Их почитание и восхваление.
Земле Русская. стихира; Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых; Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин; Богатырские ворота. Из сюиты "Картинки с выставки». М. Мусоргский
2
Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий
Индивидуальные сообщения
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий создатели славянской письменности.
Величание святым Кириллу и Мефодию. обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков. слова С. Михайловски; Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова Л. Толстого
3
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше
Мелодекламация
Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви (Пасха).
Тропарь праздника Пасхи; Ангел вопияше. Молитва. П. Чссноков; Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощной». С. Рахманинов; Не шум шумит, русская народная песня:
4
Родной обычай старины. Светлый праздник
Индивидуальный опрос
Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии №1 для двух фортепиано. С. Рахманинов.
Обобщающий урок 1 четверти
Фронтальный опрос
Раздел 3. День, полный событий (5 часов)
1
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.
Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.
Распознавать их художественный смысл.
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.).
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради
Выризательное чтение наизусть
Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны.
В деревне. М. Мусоргский; Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский; Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
2
Зимнее утро. Зимний вечер
рисунок
Зимнее утро. Зимний вечер
Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский; У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни. Зимняя дорога. В. Шебалин, стихи Л. Пушкина; Зимняя дорога. Ц. Кюи. стихи А. Пушкина; Зимний вечер М. Яковлев, стихи Л. Пушкина
3
«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда
Индивидуальное сообщение
Музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. И. Римский-Корсаков. Г. Свиридов и др.).
Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». И. Римский-Корсаков.
4
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь
Инсценирование песни
Музыкально-литературные вечера в Тригорском; романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт).
Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку. хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
5
«Приют, сияньем муз одетый...»
Пластическое интонирование
Музыкальность поэзии А. Пушкина.. Приют, сияньем муз одетый.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Раздел 4.
·Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
· (3 часа)
1
Композитор имя ему народ. Музыкальные инструменты России
Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.
Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.
Исследовать историю создания музыкальных инструментов.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты.
Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения.
Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.
Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Индивидуальные сообщения
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность. импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.
Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни; Солнце, в дом войди; Светлячок; Сулико. грузинские народные песни; Аисты, узбекская народная песня; Колыбельная, английская народная песня; Колыбельная, неаполитанская народная песня; Санта Лючия. итальянская народная песня; Вишня, японская народная песня.
2
Оркестр русских народных иструментов.
·Музыкант-чародей
·.
инсценирование
Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке.
Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский; Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский; Ты воспой, воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни". Г. Свиридов; Светит месяц, русская народная песня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков;
3
Народные праздники. «Троица»
Фронтальный опрос
Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица» А. Рублева Троицкие песни.
Обобщающий урок 2 четверти
тестирование
Раздел 5. В концертном зале (5 часов)
1
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации
на тему рококо
Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов
Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сальная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.
Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.
Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании. импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.
Корректировать собственное исполнение.
Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Индивидуальный опрос
Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка.
Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин; Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой;
2
Старый замок. Счастье в сирени живет...
Тестирование
Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена).
Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко;
3
Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы...
пластическое интонирование
Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота).
Полонез ля мажор; Вальс си минор; Мазурки ля минор, фа мажор, си- бемоль мажор. Ф. Шопен; Желание, Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского;
4
Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония
оркестра
Фронтальный опрос
Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы Соната № 8 («Патетическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова; Арагонская хота. М. Глинка. Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Раздел 6. В музыкальном театре (6 часов)
1
Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим...
Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.
Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности.
Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.
Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках.
Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Фронтальный опрос
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц.
Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из III действия, Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка;
2
Сцена в лесу
Индивидуальный опрос
Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере.
сцена из IV действия.
3
Исходила младешенька
Устное тестирование
Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Песня Марфы ("Исходила младёшенька»);
4
Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы
Пластическое интонирование
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.
Пляска персидок из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Колыбельная; Танец с саблями из балета «Гаянэ». Д. Хачатурян.
5
Балет
·Петрушка
·
Индивидуальный опрос
Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.
Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский
6
Театр музыкальной комедии
Инсценирование
Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Вальс из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Песня Элизы («Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
Звездная река. Слова и музыка В. Семенова; Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Острый ритм Дж. Гершвин, слова Л. Гершвина.
Обобщающий урок 3 четверти
Фронтальный опрос
Раздел 7.
·Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...
· (7 часов)
1
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.
Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.
Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.
Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений.
Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.
Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.
Оценивать свою творческую деятельность.
Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.
Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.
Индивидуальный опрос
Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.).
Л.В.Бетховен
2
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)
Фронтальный опрос
Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.).Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные обриты гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация.
3
В интонации спрятан человек
Пластическое интонирование
Интонационная выразительность музыкальной речи
4
Музыкальный сказочник
инсценирование
Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова.
5
Рассвет на Москве-реке
рисунок
Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
6
Обобщающий урок 4 четверти
Заключительный урок-концерт
Концерт
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
программно - методическое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт Начального Общего Образования 2009 г., утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями, внесёнными приказом от 26.11.2010 года № 1241; а также приказом от 22.09.2011 г. № 2357.
Рабочие программы. Музыка. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской 1-4 классы авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина 3-е издание: М. Просвещение 2012
2. УМК: 1. Е.Д.Критская . Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка». 1 класс. Тетрадь-учебник. М: Просвещение,2011
Е.Д.Критская «Музыка» 2 класс . Учебник. М:Просвещение,2012
Е.Д.Критская «Музыка» 3 класс . Учебник. М:Просвещение,2013
Е.Д.Критская «Музыка» 4 класс . Учебник. М:Просвещение,2014
2. Фонохрестоматия к учебникам Е.Д. Критской
3. Методическое обеспечение:
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева Уроки музыки. Поурочные разработки 1-4 класс – М.: Просвещение,2012
4. Дополнительная литература.
М.А.Давыдова. Уроки музыки. 1-4 классы.-М:Вако,2010
Ю.Никитин. Музыка. Книга для учителей и учащихся (Серия «Веселый урок»).-Смоленск:Русич,2000
Энциклопедический словарь юного музыканта.-М:Педагогика,1985
Марк Зильберквит. Мир музыки.-М:Детская литература,1988
5. Интернет-поддержка::
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Техническое обеспечение:
Музыкальный центр
ПК
Мультимедийный проектор