Авторская программа специального курса «МХК: ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. МИФОЛОГИЯ» для учащихся 5 класса (ФГОС)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА



















Авторская программа
специального курса
«МХК: ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. МИФОЛОГИЯ»
для учащихся 5 класса


Направление внеурочной деятельности: общекультурное






Разработала:
Вальтер Олеся Алексеевна.,
учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории.







Братск 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская программа внеурочной деятельности по специальному курсу «МХК: Вечные образы искусства. Мифология» для 5 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе авторской педагогической разработки «МХК: Вечные образы искусства. Мифология», разработанной учителем МБОУ «СОШ№ 35» Крыловой Т. Н., рекомендованной МАО ЦРО (приказ № 62 от 31.08.2012), в соответствии с Федеральным законом РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС основного общего образования.
Концепция данной программы определена положениями и идеями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основные концептуальные идеи, лежащие в основе реализации настоящей программы: формирование ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории посредством изучения мировой художественной культуры, с позиций искусствоведения.
Реализация этих идей основывается на принципах:
культуросообразности - учет условий, в которых находится ребенок, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования;
гуманизации и гуманитаризации - ориентация на формирование убеждений личности, понимаемых в широком смысле как формирование ее мировоззрения и стремлений к его реализации (по К. К. Платонову): в эмоциональной (принцип гуманитаризации), интеллектуальной (принцип фундаментализации) и волевой (принцип деятельностной направленности) сферах.
педагогической поддержки - организация воспитания, которая основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: самопознание, самонаблюдение, самолюбие, саморазвитие, самопожертвование, самокритика, самопрогноз, самоорганизация, самоуправление, самоактуализация и другие. Продуктивная позиция данного принципа, выражена в формулировке М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам».
ценностно-смыслового подхода - включает общечеловеческие ценности, которые «присваиваются» сознанием и становятся личностными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе;
сотрудничества - совместная работа повышает вероятность совместной победы: «Вы можете делать то, чего не могу я. Я могу делать то, чего не можете вы».
Разработка программы обусловлена обновлением и совершенствованием содержания и качества образования, в соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в работу общеобразовательных учреждений с сентября 2015г.
Несмотря на актуальность данной проблемы, качественных учебных программ, соответствующих требованиям ФГОС: обеспечить готовность обучающихся к самообучению, самообразованию, самоорганизации, позитивной самореализации, владению ключевыми компетенциями недостаточно, существующие изданные программы, не охватывают весь спектр направлений развития личности учащегося, не могут удовлетворить все потребности обучающихся и социума.
Таким образом, выявленные выше противоречия обусловили необходимость переработки и определили актуальность, новизну и значимость данной авторской программы «МХК: Вечные образы искусства. Мифология».
Актуальность настоящей программы можно рассматривать с нескольких позиций.
Во-первых, искусствоведение способствует формированию личности с активной жизненной позицией, хранителя и созидателя мировой культуры и культуры своей малой Родины, своего Отечества.
Во-вторых, утрата тех моральных ценностей, на которых воспитывалась молодежь предыдущих поколений, может быть восполнена через привитие школьникам любви к искусству, через воспитание гордости за наследие России как части мировой культуры.
В-третьих, систематическая работа с книгой, справочной литературой способствуют ранней профориентации и успешной социализации ребёнка в современном обществе, разумной организации свободного времени, развитию эмоциональной сферы.
Новизна предлагаемой программы заключается в расширенном и углубленном содержании, в широком использовании интерактивных методов обучения, разнообразных форм освоения учебного материала, направленности на формирование универсальных учебных действий.
Педагогическая целесообразность и значимость программы:
Программа предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение воспитанников отличается практической и гуманитарной направленностью.
Главное предназначение курса, как и любого другого гуманитарного предмета, видится не только в том, чтобы снабдить учащихся новой информацией, но и в том, чтобы способствовать формированию творческой личности, развивать то доброе, что есть в каждом ребенке, помочь ему стать лучше, воспитать такие свойства, как доброжелательность, взаимопомощь, терпение и терпимость, трудолюбие, отзывчивость, а главное – ответственность за свои дела и слова.
Таким образом, данный курс, рассматриваемый как культурологический предмет решает проблемы гуманизации и гуманитаризации образования, социокультурной адаптации учащихся.
Цель курса:
Формирование у школьников потребности общения с произведениями искусства в течение всей жизни.
Задачи курса:
-расширить культурный кругозор обучающихся через формирование компетенций личностного развития;
-повысить познавательную мотивацию обучающихся через сформированность функциональной грамотности в области изучаемой программы;
-способствовать воспитанию художественного вкуса путём систематического общения с выдающимися произведениями искусства различных жанров;
-развивать творческие способности школьников через использование деятельностного подхода в обучении;
-способствовать развитию понимания друг друга через овладение коммуникационными компетенциями;

Общая характеристика курса
Мировая художественная культура - курс, вызванный к жизни настоятельной необходимостью приобщения школьников к шедеврам мировой художественной культуры, что особенно актуально в маленьком городе с недавней историей и удалённом от культурных центров страны и мира настолько, что становится проблемой для многих обучающихся посещение музеев, галерей и очное знакомство с произведениями искусства. Этот курс призван помочь школьникам сориентироваться в культурном наследии человечества и научить их отличать произведения подлинного искусства от массового. В рамках курса возможно установить преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.
Курс 5 класса «МХК: Вечные образы искусства. Мифология» рассматривает основные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено их художественному воплощению и интерпретации в различных видах искусства в ходе развития мировой художественной культуры. Должное место заняла славянская мифология и её отражение в фольклоре и произведениях искусства. Отведено место и знакомству с бурятским героическим эпосом. Полученные знания позволят школьникам расширить свой культурный кругозор, на более глубоком уровне осваивать предметы гуманитарного цикла, стимулировать личностный рост каждого обучающегося, сформировать ключевые компетенции в интеллектуальной, социальной, коммуникативной, информационной сферах.
Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса могут использоваться система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. В основе лежит технология личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем возможны следующие формы и структуры учебного занятия:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикум.

Описание ценностных ориентиров содержания курса
В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность науки ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Ценность свободы и социальной солидарности как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Описание места курса в учебном плане
Данный курс «МХК: Вечные образы искусства. Мифология» для обучающихся 5 класса может реализоваться через часть, формируемую участниками образовательного процесса учебного плана или план внеурочной деятельности основной образовательной программы основного общего образования, рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю). Список группы сформирован в соответствии с заказом обучающихся.
Срок реализации программы – 1год. Список группы формируется в соответствии с заказом обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Разделы
Кол-во часов







Всего
Теория
Практика

1
Раздел № 1
Сюжеты и образы античной мифологии.
24
11
13


Как Зевс стал во главе богов-олимпийцев.
3
2
1


Окружение Зевса.
2
1
1


Двенадцать богов-олимпийцев.
16
7
9


Герои Древней Греции.
3
1
2

2
Раздел № 2
Мифология древних славян.
7
4
3

3
Раздел № 3
Знакомство с бурятским эпосом.
3
2
1

Итого
34
17
17


Виды деятельности обучающихся и учителя:
лекция;
лекция, сопровождаемая интерактивной презентацией;
учебное исследование, тестирование, написание рефератов;
практические и семинарские занятия;
защита творческой работы;
факультативно - в рамках работы над проектом создание презентаций, публикаций, буклетов,
Задачи, решаемые учащимися в разных видах деятельности
Самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
Осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
Эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, осуществляя разнообразную деятельность


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из трёх разделов:
Сюжеты и образы античной мифологии.
В первом разделе выделено 4 блока:
1) как Зевс стал во главе богов-олимпийцев;
2) окружение Зевса;
3) двенадцать богов-олимпийцев;
4) герои Древней Греции.
Мифология древних славян.
Знакомство с бурятским эпосом.

Изучение первого блока первого раздела «Как Зевс стал во главе богов-олимпийцев» рассчитано на 3 часа:1) «Сотворение мира» - 1час; 2) «Бог-громовержец Зевс»- 1 час; 3) «Традиционный образ Зевса в произведениях искусства» - 1 час. Его содержание включает следующий материал:
1.Сотворение мира. Хаос как источник жизни на Земле. Понятие Космоса. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия «Метаморфозы». Рождение первых божеств в поэме Гесиода «Теогония». Кронос (Сатурн) и Гея – родители Зевса.
Картина Ф. Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей». Рождение Зевса. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и особенности интерпретации античного мифа.

2. Бог-громовержец Зевс. Схватка богов и титанов в поэме «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме.И.С. Тургенев
«Пергамские раскопки». Миф о Зевсе, побеждающем Тифона.

3.Традиционный образ Зевса в произведениях искусства. Храм Зевса в Олимпии, скульптура Фидия, голова Зевса «Отриколи». Атрибуты Зевса. Наказание Атланта, его интерпретация в скульптуре Микеланджело «Атлант».

Тема «Окружение Зевса» разбита на два учебных занятия: исполнители воли Зевса и возлюбленные Зевса. Их содержание таково:
1.Исполнители воли Зевса. Сюжет похищения Ганимеда(картины П. Рубенса и Рембрандта. Скульптура Б.Торвальдсена «Ганимед, кормящий Зевсова орла»). Крылатая богиня Ника Самофракийская.
Миф о Тантале, его литературная интерпретация. Миф о Сизифе в поэме «Одиссея».(Картина Тициана «Сизиф»). Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфозах» Овидия и в живописи.

2.Возлюбленные Зевса. Миф о Данае(Картины Тициана и Рембрандта «Даная»). Сюжет похищения Европы в картинах П. Веронезе и В. Серова. Юпитер и Фетида в картине Ж. Д. Энгра. Интерпретация мифов в стихотворении Г. Гейне«Мифология».

Блок «Двенадцать богов-олимпийцев» самый большой, он знакомит с богами-олимпийцами, с мифами о них, их деяниях и произведениями искусства, в которых они отражены. Это шестнадцать учебных занятий:
1.Визит на Олимп. Знакомство с богами-олимпийцами. Атрибуты богов.

2.Посейдон – владыка морей. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов и его отражение в «Илиаде»Гомера. Образ Посейдона в произведениях
Искусства (Скульптуры Бернини и Растрелли, картина И.К.Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю). Миф о Посейдоне и Амфитрите и его интерпретация
в картине Н.Пуссена «Триумф Амфитриты».

3.Бог огня Гефест .Миф о рождении и жизни Гефеста в интерпретации Гомера. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде»Вергилия. Миф о сетях для неверной жены Афродиты и его отражение в картине Веласкеса «Кузница Вулкана».

4. Афина – богиня мудрости и справедливой войны. Миф о чудесном рождении. Скульптурная композиция на фронтоне Парфенона в Акрополе. Прославление
культа Афины в скульптуре.(Статуи Фидия). Гомер об Афине Палладе и Марсе в «Илиаде» .Миф об Арахне изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина
Тинторетто «Афина и Арахна». Соединение реальности и античного мифа в картине Веласкеса «Пряхи». Спор Аполлона, Афины и Марсия, скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий». Сюжет посещения муз на горе Геликон в «Метаморфозах» Овидия).

5. Лики Аполлона. Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Аполлон как олицетворение силы и красоты всех олимпийских богов в скульптурах Леохара и Праксителя. Храм Аполлона в Дельфах. Миф о гибели Ниобеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Миф о состязании Аполлона и Марсия, его художественное воплощение в картинах Тициана и Х. Риберы. Возлюбленные Аполлона. Скульптурная группа Бернини «Аполлон и Дафна».


6. Аполлон и музы Парнаса. Аполлон Мусагет – покровитель искусств. Стихотворение Гейне «Бог Аполлон».
Аполлон как верный друг в картине А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис». Девять муз Аполлона. Образ Парнаса в картине «Парнас» Мантеньи, фреске
Рафаэля, картине Н. Пуссена.

7.Орфей и Эвридика. Миф об Орфее и Эвридике – миф о рождении музыки. Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров и различных эпох.


8. Диана – покровительница охоты. Особый культ богини. Храм Артемиды в Эфесе. Стих. А. Фета «Диана». Диана-охотница в скульптурах Леохара и Гудона.
Сюжет купания Дианы в картине Ф. Буше «Купание Дианы».. Легенда об Актеоне и её отражение в искусстве. Художественное воплощение мифа о любви к юноше Эндимиону в картине Н. Калмакова «Артемида и спящий Эндимион».

9. Арес – неукротимый бог войны. Изображение Ареса в «Илиаде» и «Одиссее»Гомера. Поединок Ареса и Диомеда.«Арес Людовизи»неизвестного автора. Картина Рубенса «Битва амазонок с греками». Культ Марса в рим. мифологии. Легенда о Ромуле и Реме. Решение образа в картине Веласкеса «Марс». Традиции римского скульптурного портрета. Миф о любви Марса и Венеры. Его интерпретации в искусстве.


10. Триумф Диониса.Культ бога Диониса. Миф о рождении и воспитании Диониса. Скульптурная группа Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом».
Скульптура «Силен с младенцем Дионисом». Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеровских гимнах. Роспись Эксекия. Миф о Дионисе и Ариадне,
его отражение в картине Тициана «Вакх и Ариадна». Образ Вакха у Микеланджело и Караваджо).
11. Дионисийские празднества. Шествия Диониса и их отражение в греческой вазописи. Свита Диониса. Сцены вакханалий в картинах Пуссена и Рубенса.
Скульптура Скопаса «Менада», Праксителя «Отдыхающий Сатир». Дифирамбы – пролог к истории греческого театра.

12. Афродита – богиня любви. Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агесандра»Венера Милосская».Миф о рождении Афродиты и его версии.
«Рождение Венеры» С. Боттичелли. Афродита Пандемос и Урания. Картина Тициана «Любовь небесная и земная». Сюжеты о Венере в произведениях
мировой живописи. Миф о Венере и Марсе в изложении Гомера. Смысл картины Веронезе «Марс и Венера». Миф об Адонисе,
его отражение в античном искусстве, возвращение к мифу в эпоху Возрождения(картины Джорджоне, Тициана, Веронезе.
Скульптура Мацуоллы «Гибель Адониса». Отзвуки мифа в творчестве А. С. Пушкина.


13. Нарцисс и Эхо. Литературная интерпретация мифа о Нарциссе в «Метаморфозах» Овидия. Картина Пуссена «Нарцисс и Эхо». Образ Нарцисса в картине К. Брюллова, литографии Домье, картине С. Дали.


14. В сетях Эрота.Изображения Эрота в образе юноши, мальчика. Образ Эрота в произведениях античной литературы и
скульптуры. Сюжет воспитания и наказания Амура Афродитой в картине Тициана. Общность и различие в трактовках образа в картинах Пармиджанино и Караваджо, скульптурах Донателло и Фальконе. Бог любви Амур в сонетах Петрарки.


15. Амур и Психея. Миф об Амуре и Психее в изложении Апулея, в картинах Фрагонара, Дени, в скульптурах А. Кановы.
Поэтическое изображение Психеи в стих. Брюсова «Психея», особенности разработки сюжета в сказке Аксакова «Аленький цветочек».


16. Богиня цветов Флора. Культ Флоры в Италии. Особенности изображения Флоры в произведениях искусства(в картинах
Тициана, Рембрандта, Пуссена).
Миф о Зефире и Флоре в поэтич. изложении Овидия. Отражение сюжета в картине С. Боттичелли «Весна».

Четвёртый блок посвящён любимым образам греческой мифологии – титану Прометею и герою Гераклу, поразившим греков силой духа и отвагой. – 3 часа.
1. Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Характер конфликта с Зевсом в «Теогонии» Гесиода. Сюжет похищения огня в трагедии Эсхила, в картине Снейдерса, Рубенса, в скульптуре Гордеева.

2. Популярность мифа о Прометее в романтическую эпоху 19века. Сравнительный анализ стихотворений «Прометей» Гёте и Байрона. Музыкальные интерпретации мифа в музыке Бетховена и Листа. Симфония Скрябина. 20 век.

3.Геракл – любимый герой древних греков. Мифы о рождении героя, его подвигах на благо людей в изложении Н. А. Куна.
Отражение мифов в искусстве и жизни. Статуя Геракла работы Гликона, «Геракл со львом» Лисиппа.

Второй большой раздел программы – «Мифология древних славян» рассчитан на 7 часов. Материал этого раздела знакомит с главными языческими богами древних славян, показывает связь мифов и фольклора, открывает параллели между античной и славянской мифологией.
1. Судьба языческой славянской мифологии в истории рус. культуры. Её связь с античной мифологией. Пантеон
славянских языческих богов.


2.Перун – бог грома и молнии. Свита Перуна. Ильин день. Связь Перуна с Зевсом и Юпитером. Упоминания в
«Повести временных лет»Нестора. Образ Перуна в поэме Хераскова и стих. В. Хлебникова. Сходство между
Перуном, Ильёй Пророком и Ильёй Муромцем.


3.Дажьбог – один из главных богов восточных славян. Версии о происхождении его имени. Дажьбог и
фольклорный образ Солнца в книге А. Н. Афанасьева «Древо жизни». Образ Дажьбога в русском народном
творчестве.


4.Велес и Световид. Велес – символ богатства и благополучия. Велес как противник Перуна. Черты сходства с Аполлоном. Переосмысление культа Велеса в культ святого Власия(знакомство с иконой «Святой Власий и
Спиридоний», с фрагментами «Велесовой книги»).Световид – верховный бог западных славян, хранитель рода.
Связь с Аполлоном. Святки – символические игры в честь Световида.


5.Макошь – богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Особенности изображения в произведениях декоративно-
прикладного искусства. Легенда о Матери Сырой Земле в изложении Мельникова-Печерского(«В лесах»).
Христианское переосмысление языческой богини в Параскеву Пятницу. Особенности её изображения в древнерусских
иконах.


6. Лада – богиня любви, красоты. Её общность с Афродитой. Изображение в поэме Хераскова «Владимириада».
Отражение культа богини в произведениях УНТ(русская народная песня «А мы просо сеяли, сеяли».
Сходство героини народной сказки Марьи Моревны с Ладой. Лада и её дочь Лель. Воплощение образа в стих. А. Н.
Толстого «Лель», пьесе А. Н. Островского «Снегурочка», опере Римского-Корсакова «Снегурочка» и художественном
фильме режиссёра П. Кадочникова «Снегурочка»).


7.Купало, Ярило, Кострома – персонажи весенних народных праздников, покровители земного плодородия.
Разделение функций между божествами, их родство с Перуном. Отражение языческих божеств в народных обрядах,
поверьях и праздниках. Отражение мифологических образов русалок в стихотворениях «Русалка» Пушкина и
Лермонтова, в картинах И. Н. Крамского «Русалки», В. А. Серова «Русалка». Отражение праздников Аграфены
Купальницы и Ивана Купалы в стих. С. Есенина «Матушка в Купальницу по лесу ходила», в повести Н. В. Гоголя
«Вечер накануне Ивана Купалы».


Третий раздел программы – самый маленький, но не менее важный. Он посвящён знакомству с историей, содержанием и героем бурятского эпоса «Гэсэр» и состоит из трёх занятий
1.«Гэсэр» - бурятский героический эпос(История создания эпоса. Связь с эпосом других народов. Гэсэр – персонаж
Тибетских мифов и мифов монгольских народов. Связь с образом Чингисхана.

2. Нюргай. Мифы о рождении и жизни Нюргая – героя бурятского героического эпоса.

3.Гэсэр – мифологический герой. Преображение Нюргая в Гэсэра. Подвиги Гэсэра, отражённые в эпосе бурятского народа
«Гэсэр». Связь эпоса и УНТ. Общие черты героев античных, славянских, бурятских мифов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного (знаниевого) компонента будут сформированы:
освоение национальных ценностей, традиций, культуры;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, вовнеучебных видах деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
работать с метафорами понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
творчески решать учебные и практические задачи: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы;

Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
адекватно воспринимать устную речь и передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
осознанно бегло читать тексты различных стилей и жанров, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
владеть монологической и диалогической речью, строить монологическое контекстное высказывание; вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
владеть устной и письменной речью; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять планы, тезисы, конспекты;
приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учитывать особенности различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.);

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
оценивать свои учебные достижения, поведения, черты своей личности, свое физическое и эмоциональное состояние, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей.
соблюдать нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни.
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обращение с устройствами ИКТ
Обучающиеся научатся:
осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Обучающиеся научатся:
использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
Поиск и организация хранения информации
Обучающиеся научатся:
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающиеся получат возможность научиться:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающиеся научатся:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающиеся научатся:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст:
сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
Работа с текстом: оценка информации
Обучающиеся научатся:
откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом мастерство его исполнения;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Основные умения, которыми должны овладеть учащиеся:
оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
видеть эстетическую функцию языковых средств в создании художественного текста;
умение анализировать текст с точки зрения оправданного использования лексических языковых средств;
производить отбор лексических средств языка для построения собственного высказывания;
выполнять элементарные исследовательские работы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.
В процессе реализации данной программы используются такие технологии иметоды обучения как:
1) технология дифференцированного обучения, при которой дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению;
2) информационно-коммуникативная технология, позволяющая совершенствовать практические умения и навыки обучающихся, индивидуализировать процесс обучения, повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность;
3) технология проектного обучения позволяет формировать приемы продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Образовательные пространства реализации программы
Главным образовательным пространством обучения является урок.
Урок это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Уроки основных типов в рамках традиционного обучения
Урок закрепления изученного
Урок применения знаний и умений
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Критерии результативности урока:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Для контроля и оценки достижения общеучебных результатов используется следующие система форм и видов контрольно-оценочных действий:
текущий контроль;
наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
самостоятельные работы;
текущее выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
диагностическая экспресс-работа по изучаемой теме и др.;
промежуточный контроль:
тестирование;
проверочные работы;
Предполагается диагностировать уровень обученности учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:
Тест
Самостоятельная работа

Критерии оценивания результативности обучения

При оценке деятельности обучающихся предполагается оценивать по типу «зачёт/незачёт», т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач.
А также применять следующую шкалу при оценивании тестов:расчет тестового балла проводится путем суммирования баллов за каждый ответ, пересчет результата проводится в процентном взаимоотношении по следующей схеме:

Оценка
Работа выполнена

5
100-85

4
84-70

3
69-50

2
49 и менее

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебно-методический комплекс:
Г. И. Данилова. «Мировая художественная культура. Мифология» 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Дрофа», 2008г.
2. Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
видеомагнитофон/видеоплеер;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер для учителя;
Экранно-звуковые пособия:
видеофильмы по тематике программы;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
4. Материалы и инструменты:
иллюстративный справочный материал;
5. Помещение для занятий:
кабинет русского языка литературы;
6. Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература, использованная при подготовке программы
Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной
школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. С.158.
Программа курса Мировая художественная культура: Факультативный курс «Вечные образы искусства. Мифология».5 класс. Составитель Г. И. Данилова. Мин. Образования РФ, «Дрофа», 2002г.
Э. Н. Абрамов. «Разработка рабочих программ», «Физическая культура в школе», 2007, №5.
Положение «Об авторских и адаптированных(индивидуально-разработанных, модификационных) учебных программах учреждений общего и дополнительного образования», утверждено на заседании областного экспертного Совета 23 января 1997г.
Памятка учителю, разрабатывающему программу авторского элективного курса.
В. Н. Петрова. «Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учиться и учить». М., «Сентябрь»,1999г.
В. М. Лизинский. «Приёмы и формы в учебной деятельности». М., «Педагогический поиск», 2002г.
Г. И. Данилова. «Мировая художественная культура. Мифология» 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Дрофа», 2008г.
О. Н. Шахерова. «Писатели Восточной Сибири», Иркутск, 2007г.

Литература, рекомендованная для обучающихся
А. Кеннель. «Древние греки. Мифы и легенды «. П/М., «Ашетт»/ «Диалог», 1997г.
Энциклопедия для детей «Аванта»: «Русская литература», «Религии мира», «Искусство».
Е. Н. Бахтина. «Книга звёзд». М., 1997г.
Н. А. Кун. «Мифы и легенды Древней Греции». М., 2005г.
В. И. Калашников. «Русь легендарная». М., 2002г.
Н. Н. Попова. «Мифологический словарь». М., 2004г.
С. П. Красиков. «Легенды о цветах». М., 1997г.
В. Н. Брянцева. «Мифы Древней Греции и музыка». М., 1988г.
Гомер. «Илиада», «Одиссея».
Овидий. «Метаморфозы».
Н. В. Гоголь. «Вечер накануне Ивана Купалы».
А. Н. Островский «Снегурочка».

Интернет-ресурсы
Российский образовательный портал – [электронный ресурс].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – [электронный ресурс].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов– [электронный ресурс].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русский язык школа 35 Братск– [электронный ресурс].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» – [электронный ресурс].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1. Вальтер Олеся Алексеевна
2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35» муниципального образования города Братска, 665726, Иркутская область, г. Братск, ул. Курчатова, д.54
3. Учитель русского языка и литературы
4. Стаж работы-9 лет
5. Г. И. Данилова. «Мировая художественная культура. Мифология» 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Дрофа», 2008г.
6. Сот. тел. 89642223949, voa82@mail.ru

Ѓђ Заголовок 1Ѓђ Заголовок 2Ѓђ Заголовок 3Ѓђ Заголовок 4Ѓђ Заголовок 5Ѓђ Заголовок 6Ѓђ Заголовок 7Ѓђ Заголовок 8Ѓђ Заголовок 915