Проект тьюторского сопровождения в образовательной организации
Проект «Система тьюторского сопровождения в образовательной организации»
автор: педагог-психолог Хмыз Е.В.
Обоснование проекта.
Важнейшей предпосылкой и основным ресурсом инновационного развития российской экономики и социальной сферы сегодня выступает повышение качества человеческого потенциала, что предполагает достижение нового качества общего образования. Современные требования государства к результатам образования, закрепленные в НОИ «Наша новая школа», ориентируют школы научить учащихся «изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». В документах ЮНЕСКО отмечается, что «главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов»
Достижение новых результатов образования предполагает существенную модернизацию общего образования в направлении его индивидуализации. Вместе с тем, система образования демонстрирует все большее несоответствие государственным и общественным потребностям, что ведет к потере общественно-государственной привлекательности этой системы.
Таким образом, федеральная образовательная политика, в качестве одного из приоритетов инновационной деятельности в общем образовании определяет индивидуализацию общего образования, одним из ключевых инструментов которой выступает организация тьюторского сопровождения учащихся. Потребность в реализации проекта заключается в необходимости разработки и апробации в общеобразовательном учреждении тьюторской модели эффективной индивидуализации образования, как условия достижения нового качества общего образования
Проблема проекта состоит в поиске эффективных путей и средств обеспечения выполнения новых требований к качеству общего образования в условиях индивидуализации образовательного процесса.
Нормативная база
Должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и № 11725 соответственно), внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638). Таким образом такая штатная единица может быть введена и оплачена из бюджетных средств.
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» (подготовлен Минтрудом России 15.04.2016)
Ст.79 Закона об Образовании РФ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияКонцепция ранней помощи в Российской Федерации до 2020 года
Приказ № 1014 от 30.08.2013 ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ № 1014 ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»Приказ Министерства образования №1015 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образованияФГОС для детей с умственной отсталостьюФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе, аутизмом)Требования к образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речиТребования к образовательной программе для детей с расстройствами аутистического спектраТербования к образовательной программе для детей с умственной отсталостьюМетодические рекомендации по внедрению ФГОС для детей с ОВЗ и ФГОС для детей с умственносй отсталостьюМетодические рекомендации Минобрнауки России по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской ФедерацииЕдиный квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761нИнструкция сопровождающего Дополнительное соглашение о сопровождающем:
Ответ Министерства образования руководителю правозащитного проекта Русфонда Валерию Панюшкину относительно организации спец.условий для детей с ОВЗ. Про тьюторов и ассистентов.
Цель и задачи
Цель: внедрение тьюторского сопровождения индивидуализации образования как средство достижения нового качества общего образования в свете реализации ФГОС ООО.
Задачи:
ознакомить педагогов с теорией, методологией и практикой тьюторской деятельности и индивидуализации образования;
формирование опыта разработки тьюторских практик.
Соблюдение принципов тьюторского сопровождения таких как:
Модульность – проведение воспитанника через разные способы работы, осмысление своих успехов и неудач.
Гибкость – ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе
способов деятельности.
Непрерывность – обеспечение последовательного, цикличного, своевременного
процесса в развитии познавательного интереса.
Индивидуализация – учет личностных запросов, особенностей и интересов учащихся.
Открытость – управление школьником собственной познавательной и образовательной деятельностью.
Содержание проекта
Тьюторство - деятельность, направленная на организацию процесса овладения учащимися культурными способами деятельности, на формирование навыков рефлексивно-аналитической работы и навыков разработки и реализации индивидуальной образовательной программы и насоздание условий для профессионального самоопределения выпускника.
Особенности индивидуальной образовательной программы (ИОП)
структура ИОП включает в себя:
а) анализ индивидуальной образовательной истории;
б) цели и задачи образования на предстоящий период;
в) указание на условия, возможности реализации ИОП в школе, где учится
ученик, в этом районе, городе и т.п.;
г) индивидуальный образовательный план, в том числе, индивидуальный учебный план (ИУП), план социальных и профессиональных проб, план рефлексивных ситуаций;
д) описание ресурсного обеспечения ИОП;
е) критерии оценки эффективности реализации ИОП.
Технологии и методики,
которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, — это технологии открытого образования:
«кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций);
«портфолио» (метод презентации образовательных результатов);
«дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.
Формы тьюторского сопровождения
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа)
Это индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляющая собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
Групповая тьюторская консультация
На этих занятиях реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников со схожими познавательными интересами. Педагог-тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой — обеспечивает её продуктивность.
Тьюториал (учебный тьюторский семинар)
Тьюториал — это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний. Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии, выработке критериев оценивания результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.
Тренинг
Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. Каждый раз выбор конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональ-
ных предпочтений самого тьютора. Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.
Образовательное событие
В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации,
построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть экскурсии в природу, экспедиции,
полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.
Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т. п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).
Этапы реализации проекта
1 этап – проектировочный
1.Изучение и анализ психолого- педагогических и научно- исследовательских источников по организации тьюторского сопровождения.
2.Разработка структуры и содержания модели тьюторского сопровождения : определение цели, задач, направлений, этапов, предмета, средств, форм, методов и технологий реализации тьюторского сопровождения.
3.Подбор диагностических методик, методов, обеспечивающих мониторинг результативности тьюторского сопровождения.
4. Разработка структуры и содержания индивидуальной тьюторской консультации, групповых тьюторских консультаций, рефлексивных сессий
5. Разработка примерной схемы работы тьютора над запросом тьюторанта.
6.Разработка системы тренингов по формированию уверенного поведения, развития лидерских качеств, умения делать ответственный выбор
2 этап –практический
1. Внедрить тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы школьника.
2. Апробация групповых тьюторских консультаций с тьюторантами по проектированию собственной индивидуальной образовательной программы.
3. Организация индивидуальных тьюторских консультаций по определению индивидуального образовательного запроса ученика.
4. Реализация тьюторского сопровождения этапов индивидуальной образовательной программы.
5. Апробация тренингов личностного роста « Тренинг уверенного поведения», «Я и новые обстоятельства в моей жизни».
6. Апробация образовательных событий: образовательная картография, форум успеха, акции, конкурсы, фестивали, презентации, ролевые игры.7. Разработка рекомендаций для педагогов, учащихся, родителей по организации образовательного пространства и расширения сферы социальной активности учащихся.
3этап – обобщающий
1. Анализ результатов тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы тьюторанта.
2. Формулирование основных выводов и рекомендации по построению модели тьюторского сопровождения.
3. Опубликование результатов проекта .4.Проведение экспертизы результатов и продуктов инновационной деятельности.
5.Осуществление оценки эффективности модели тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы щкольника (анализ данных о жизненной траектории выпускников).
4. План мероприятий
Предметные недели: Реализация общешкольных проектов (примеры)
Клубная деятельность, например «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Предпрофильная подготовка: построение индивидуального образовательного маршрута, нацеленного на осознанный выбор траектории продолжения образования.
Ученические конференции: реализация индивидуальных учебных проектов.
Учебные практики в профильных классах (ситуации «погружения» в предмет)
Социальные пробы старшеклассников (опыт публичной деятельности (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов) (предложения)Участие в социально-значимых программах различного уровня (предложения)
5. Ожидаемые результаты и критерии эффективности тьюторского сопровождения
– самостоятельность как черта личности подростка;
– учебное и раннее профессиональное самоопределение;
– умение делать простой и сложный выбор;
– оформление собственных интересов;
– понимание и сознательное подчинение норме;
– опыт строительства и реализации новых норм;
– опыт работы с ресурсами различного типа;
– опыт самопрезентации в различных сообществах;
– опыт работы в команде;
– умение анализировать и корректировать собственную деятельность;
– опыт самооценки;
– опыт строительства собственной индивидуальной образовательной траектории;
– проектные и исследовательские компетентности.
–продолжение формирования и развития общекультурной компетентности, заложенной в начальной и основной школе;
–формирование допрофессиональной и методологической компетентности учащихся;
– составление вместе с тьютором своей индивидуальной образовательной программы как совокупность проектов своего образовательного и карьерного движения.