Выступление Развитие интереса и способности к обучению грамоте через игровую деятельность

Развитие интереса и способности к обучению грамоте через игровую деятельность
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес, привить любовь к чтению, книге.
Задачи обучения грамоте детей дошкольного возраста:
1) развитие слуховых функций. У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка.
2) развитие фонематического восприятия.
3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма.
4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом.
5) развитие устной речи 
6) В круг задач по развитию устной речи включается задача подготовки детей к обучению грамоте в школе, а именно формирование осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (отбирать картинки, в названии которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в предложении и т.д.), произносить слитно слово, предложение, произнесенное педагогом по слогам.
Именно игры дают нам возможность добиться положительных результатов в работе с детьми по обучению грамоте. Они с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы, с другой – решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.
Игры стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С. Макаренко о том, что “хорошая игра похожа на хорошую работу”, каждому воспитателю необходимо научиться, умело использовать игру в своей деятельности.

Например: «Накорми птиц»
Игра упражняет в употреблении предлогов, падежных окончаний, расширяет словарный запас, развивает внимание, мелкую моторику.
На картинку, где изображена кормушка, кладутся семена подсолнечника. Затем ребенок берет птичку, сажает в кормушку и говорит: «Кормлю синицу».
Ребенку предлагается посадить птиц на ветку дерева, на елку, в кормушку и т.п.
Ребенок самостоятельно рассаживает птиц, обозначая их расположение. Взрослый при этом контролирует правильность употребления предложно-падежных конструкций.
Когда все птицы побывают в «столовой», взрослый просит ребенка закрыть глаза и убирает какую-нибудь птицу. Затем просит сказать, кого нет.

Игра «Речецветик»
Цели: развивать умение детей определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять место звука в слове и характер звучания (по твёрдости, мягкости), развивать умение определять количество слогов в слове, закреплять умение правильно называть основные цвета, развивать мелкую моторику.
I Вариант
День рождения
В середине цветка прикрепляется на липучку картинка какого-либо животного, например козы. Она – именинница. Дети называют первый звук в слове коза. К лепесткам дети прикрепляют таких животных, в названии которых есть звуки
[к ] или [ кь ].
II Вариант
В гостях
В середине цветка прикрепляется на липучку какое-то животное, например баран. К барану в гости приходят животные, в названии которых столько же слогов, сколько в слове баран.



«Бусы для куклы»
Цель: развивать фонематическое восприятие;
- развивать мелкую моторику.
Описание игры.
На круглых разноцветных картонках-бусинках расположены различные картинки. В каждой бусинке два отверстия. В игре также понадобятся кукла и шнурок.
В игре участвует кукла, например, её зовут Катя. Логопед с ребёнком определяют, с какого звука начинается имя куклы, в данном случае [ к ]
Ребёнок делает бусы для куклы Кати, нанизывая каждую бусинку на шнурок, но с такими бусинками, в названии которых на картинке есть звук [ к ]

«Загадки под ударением»
Ребенок должен отвечать одним словом, выделяя голосом ударный звук. Малышу нужно показать, как нужно отвечать, не объясняя, что такое ударение:
Взрослый: Острый, железный, нужен для резки.
Ребенок: нож.
Взрослый: Бывает сильный, бывает слабый, надувает паруса и полощет флаги.
Ребенок: ветер.
Взрослый: Легкая или теплая, от холода спасает, голову укрывает.
Ребенок: шапка.
Взрослый: Может быть столовой, может быть чайной, ею едим и размешиваем чай.
Ребенок: ложка.
Взрослый: Расчесываем ею волосы и делаем прическу.
Ребенок: расчёска.
Взрослый: Наливаем в нее воду, молоко или чай и пьем.
Ребенок: чашка.

«Исправь ошибку»
Ведущий говорит с ошибками, а дети его должны исправить. Например:
– Я иду по вода.
– Заяц спит над снегом.
– Цветы стоят на вазе.
– Мальчик вышел за дома.
– Дождик идет под лесом.
– Рыбы плавают к реке.
– Девочка съела два тарелки каши.
– В магазине продают много хлеб.
– У коты пушистые усы.
– Курица зовет своих цыплятов.


«Найди свой круг»
Ведущий чертит два круга. В первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых ударение на втором слоге.

«Загадки Лесовичка»
Ведущий читает письмо: "Дорогие дети! Я, Лесовичок, живу в лесу, люблю собирать грибы. Много грибов приношу домой. Отгадайте, какие это грибы? Если в их названиях есть звук (р) (рыжики, сыроежки, боровики), звук (с) (маслята, лисички)

«Незнайка»
Незнайка обращается ко всем играющим поочередно с вопросами: кто? с кем? зачем? откуда и т. д. Играющие должны давать ему ответы с любой заданной буквы.
Например, надо отвечать только с буквы «С»: «Кто? Собака. Когда? Сегодня. С кем? Со слоном. Откуда? Со стола.- Что сделала?- Стащила. Что?- Сосиски.
Тот, кто ответит на вопрос не с той буквы или замешкается, отдает свой фант.

«Поймай рыбку»
Игра поможет автоматизировать звук в словах, закрепляет знание обобщающих понятий, знание основных и оттеночных цветов, развивает фонематический слух, мелкую моторику, зрительное восприятие, память.
В коробку кладутся «рыбки», в названии которых есть звуки, которые нужно дифференцировать, ребенок ловит «рыбку», говорит, кого она напоминает по очертаниям, определяет наличие того или иного звука, кладет «рыбку» справа или слева от коробки.
Кроме самодельных игр, которые используются на занятии, есть заводские игры (перечислить) для закрепления определенного звука. Кроме этих педагоги используют мультимедийные игры, которые помогают педагогам в работе по обучению детей грамоте. (Показ слайдов).
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть ребенок чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя.