Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе
Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе
«Вся гордость учителя в его учениках, в росте посеянных им семян».
Д.И. Менделеев
Сфера дополнительного образования принципиально отличается от общего по способам работы с учащимися. Дополнительное образование выступает как более «свободная», не накладывающая ограничений область учебной деятельности. Именно в сфере дополнительного образования с характерным для нее индивидуализированным подходом, гибкостью программ, разнообразием форм возможна трактовка: «талант пробьется».
Дополнительное образование учащихся в школе рассматривается как средство реализации прав ребенка на доступ к информации, отдых и досуг, свободное участие в культурной жизни и занятия искусством, участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, предусмотренных Международной Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1982 года.
Главное качество дополнительного образования – это открытость, то есть дополнительное образование не имеет государственных стандартов. Таким образом, содержание образования в учреждении определяется его общей программой, учебным планом и, что самое важное, самостоятельно разработанными педагогами, гибкими и вариативными программами той или иной студии, кружка, секции. То есть сам педагог определяет учебный план и форму работы кружка или секции.
Дополнительное образование детей в школе ведётся по 6 направлениям:
естественнонаучное, включая эколого-биологическое;
техническое творчество, включая робототехнику;
туристско-краеведческое; художественное;
социально-педагогическое (лидерство, волонтёрство /добровольчество/, работа с группами детей, имеющими особые нужды (с ограничениями здоровья), одарённые и талантливые дети);
физкультурно-спортивное.
Планирование урочной и внеурочной деятельности, моделирование формы творческого сотрудничества выявляют учащихся с высоким уровнем учебной мотивации. Одной из таких форм работы в школе становится тьюторство. Тьютором может быть учитель – предметник, классный руководитель, педагог – психолог, владеющий методологической подготовкой, коммуникативными компетентностями и интерактивными технологиями. Организуя тьюторское сопровождения учащихся, тьютор разумно использует интеллектуальный и творческий потенциал учащегося, его познавательную инициативу, диагностирует интеллектуальный потенциал ученика, выявляет психологические компоненты его способностей в сотрудничестве с родителями, школьной психологической службой, библиотекой, определяет направление и содержание индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут проектируется совместно с учащимся, родителями и при непосредственном участии педагога, следовательно: использование технологии индивидуального образовательного маршрута позволяет организовать процесс познания на основе подхода, когда учащийся может выбирать свой способ познания в соответствии со своими личностными особенностями, смыслами, познавательными и когнитивными предпочтениями.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
особенностями, интересами и потребностями самого учащегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
профессионализмом педагогического коллектива;
возможностями УДОД удовлетворить образовательные потребности учащихся;
возможностями материально-технической базы школы, УДОД;
содержанием конкурсной программы;
формы обучения учащихся в системе дополнительного образования:
индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника - специалист высокого класса);
очно-заочные школы;
каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
детские научно-практические конференции и семинары, интеллектуальные игры, интеллектуальные конкурсы, марафоны.
Актуальность разработки программ исходит из того, что учащийся и его семья начинают формулировать собственную, особую образовательную потребность и, соответственно, особый мотив, особый образовательный запрос, далеко не всегда связанный с учебной деятельностью.
Целевые группы: учителя, учащиеся, родители.
Цель - способствовать раскрытию активного опыта учащегося, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению методами самообразования, развитию творческих способностей, опыта личных побед и навыка достижения успеха, продвижение по выбранному образовательному маршруту, базы для профессионального самоопределения.
Задачи:
нахождение различных способов решения поставленных задач, преодоление сомнения на пути достижения цели и получение от этого удовольствия;
планирование учащимся свое время и эффективно действовать, используя этот ресурс;
привыкание к личной ответственности за себя и команду, видеть значимость своих поступков;
поддерживать и проявлять заботу об окружающих.
оформление учебных и образовательных инициатив;
вовлечение в социальное проектирование;
организация адекватной возрасту образовательной среды в школе, в том числе во второй половине дня, для обеспечения социальной успешности подростка;
сопровождение образовательного заказа семьи;
включение учащихся в конкурсы, олимпиадное движение школы, города, региона, а также национального и международного масштабов;
формирование навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
формирование навыков учебной самоорганизации, сопровождение формирования портфолио;
Планируемые результаты обучения: учащийся применит изученный материал в учебной ситуации (на практических работах, семинарах, деловых играх, тренингах, итоговой аттестации) и оценит целесообразность использования этого материала в практике профессиональной деятельности.
Принципы работы:
ориентация на получение учениками опыта личностного развития: социального, познавательного, коммуникативного;
системно – деятельностный подход (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающей опыт взаимодействия и отношений).
Методы, приемы и технологии тьюторского сопровождения в системе дополнительного образования в школе: олимпиады, творческие мастерские, мастер-классы, пробные экзамены, интеллектуальные игры, предпрофильные пробы, соревнования и конкурсы, конкурс социальных проектов, дебаты, образовательные путешествия, выездные лагеря, проектирование, исследования, работу с портфолио, работу с картами интереса, образовательная картография, информационные технологии, чтение и письмо через критическое мышление и т.д.Формы деятельности тьютора :индивидуальные и групповые тьюторские консультации
тьюториалы (семинары)
тьюторские проекты
образовательные события
Виды тьюторства различны по направленности предоставляемого сопровождения, способу взаимодействия участников образовательного процесса и роду деятельности вовлеченных: онлайн-тьюторство, стратегическое, тактическое, тьюторство группы, индивидуальное тьюторство, тьюторинг проблемных ситуаций, домашнее, частное тьюторство.
Модель тьюторского сопровождения дополнительного образования в школе
Деятельность по тьюторскому сопровождению на любой возрастной ступени необходимо разделить на несколько взаимосвязанных друг с другом этапов:
I этап – Аналитико-диагностическая деятельность. Выявление способных учащихся. Определение познавательного интереса тьюторанта (продолжительность 3 месяца). На этом этапе проводятся:
тестирование;
анкетирование;
микроисследования;
осуществление мониторинга состояния здоровья учащихся.
Предоставляются следующие услуги:
обучение учащихся навыкам общения и сотрудничества;
поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;
проведение психологических тренингов;
развивающие игры для учащихся;
индивидуальное консультирование для учащихся, педагогов, родителей.
В современных условиях для успешного освоения программ дополнительного образования в школе учащийся должен быть самостоятельным, активным, иметь собственную жизненную позицию, стремиться и иметь способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать, и прогнозировать результаты деятельности и отношений. Его деятельность должна быть направленна на реализацию самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, саморазвития, самоопределения, самоидентификации, т. е. учащийся должен стать активным субъектом образовательного процесса, чтобы успешно использовать ресурсы школы.
Входная диагностика предполагает анкетирование с целью определения знаний обучающихся в области основных понятий, связанных с осуществлением деятельности по развитию детского творчества, выявлению и поддержки одарённых и перспективных учащихся, педагогических и управленческих проблем, которые необходимо обсудить в ходе подготовки; ожиданий относительно кружковой деятельности.
На основе психолого-педагогических рекомендаций планируется работа с учащимися. Документально она представлена «Картой индивидуального образовательного маршрута учащегося». В ней дается характеристика ученика, отражены цель индивидуального подхода, основное теоретическое содержание самообразования учащегося, освоение практических умений и навыков, источники дополнительной информации и планируемые результаты. Учащиеся выбирают свою форму ведения документации. Это может быть «Портфолио личных достижений» или «Папка олимпийца».
Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута:
постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели подготовки),
самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям конкурса, олимпиады);
выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
конкретизация цели (выбор курсов, студии, кружка),
оформление маршрутного листа.
Технология индивидуального образовательного маршрута включает в себя четыре части:
перечень обязательных учебных предметов, включая часы для углубленного изучения;
перечень курсов по выбору (выбранные часы обязательны для посещения в течение учебного года);
перечень предметных кружков и факультативных занятий (эти занятия не обязательны для посещения);
дополнительное образование в школе и вне школы (в этой части указываются учреждение и форма организации дополнительной деятельности: студия, индивидуальная подготовка к олимпиадам, разработка проекта, занятия в центре дополнительного образования учащимися и пр.).
II этап – Мотивационный. Формулирование цели познавательной деятельности (продолжительность 3 месяца). Целью второго этапа является ознакомление учащихся с принципами деятельности тьютора, особенностями проведения занятий тьюторов с тьюторантами, вооружение будущих тьюторов различными методическими материалами, призванных оказать помощь на первых этапах тьторского сопровождения.
В функции входит:
создание банка инновационных идей, технологий по работе с учащимися;
разработка, совершенствование, корректировка программ по работе с учащимися;
наблюдение, изучение, отслеживание динамики развития учащимися (уровень знаний, мотивация, самооценка);
своевременное выявление проблем, возникающих в процессе работы с учащимися;
организация персональных выставок, презентация работ учащихся;
обобщение и предъявление опыта по работе с учащимися;
педагогическое просвещение родителей учащихся с учетом современной науки и практики;
III этап – Реализационный. Определение средств достижения цели (выбор источников и форм познания, видов познавательной деятельности), планирование познавательной деятельности (продолжительность 1,5 года). Этот этап делится:
диагностический - тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности; демонстрирует значимость интереса и перспективы совместной работы в этом направлении; выясняет планы обучающегося и образ желаемого будущего.
проектировочный - организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьютор помогает выбрать ведущий образовательный стиль (модуль) и спланировать его освоение. Собирается тематическое портфолио, посвященное данной теме.
В функции тьтора входит:
изучение новых методик, приемов, технологий по работе с учащимися;
организация и проведение семинаров по проблемам работы с учащимися;
координация действий учителей, работающих с учащимися;
подбор заданий повышенного уровня сложности для учащихся;
обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся;
подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с учащимися;
создание условий для презентации, рекламы, результатов детских творений (организация персональных выставок. Рисунков, моделей, изделий, выпуск брошюр со стихами), где демонстрируется творческая индивидуальность каждого, его неповторимость.организация открытой защиты собственных проектов по работе с учащимися;
организация и проведение творческих отчетов по результатам работы элективных курсов, предметных кружков, студий, секций и т.д.
разработка и введение карт индивидуального развития учащихся;
Содержание индивидуального образовательного маршрута зависит от поставленной цели и основано на выборе предметов:
обязательные предметы, входящие в инвариантную часть образования;
обязательные предметы, входящие в инвариантную часть образования по выбору обучаемого (в рамках стратегии углубления или расширения);
факультативные занятия;
кружки, секции, НОУ в школе…;
кружки, секции, семинары, студии в учреждениях ДОД, культуры и спорта;
индивидуальные занятия со специалистами и др.
Реализационный этап может включать в себя (в зависимости от вида индивидуального образовательного маршрута) следующие действия:
выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности.
составление индивидуального учебного плана;
разработка индивидуальной учебной программы
предоставление ресурсов (материальных, технических, информационных, кадровых и пр.) для реализации индивидуального образовательного маршрута по согласованному расписанию;
создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой;
организация и проведение мероприятий по повышению квалификации работников образовательных учреждений, входящих в сеть;
занятия по свободному выбору — факультативные, организация малых групп;
организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете;
совместная работа с педагогами над проектом.
отбор учащихся для участия в конкурсных мероприятиях областного, федерального и международного уровня;
реализация дополнительных образовательных программ для подготовки участия одаренных детей в конкурсных мероприятиях федерального и международного уровня;
организация и проведение конкурсных мероприятий, олимпиад;
продвижение одаренных детей через обеспечение участия победителей и призеров областного уровня в конкурсных мероприятиях федерального и международного уровня.
IVэтап – Аналитический. Обсуждение хода и промежуточных итогов познавательной деятельности - анализ совершаемых познавательных действий, эффективности используемых средств, достигнутых образовательных эффектов, внесение необходимых коррективов в план деятельности (продолжительность 1 год).
Результативность освоения учащимися содержания программы отслеживается по каждому блоку. Промежуточный контроль проводится в вариативных формах: эссе; выполнение практических и самостоятельных работ; презентация и защита портфолио. Продукты промежуточного контроля могут быть выполнены как в группе, так и индивидуально (заочная/дистанционная форма обучения).
Данный этап также можно разделить на два периода:
собственно реализация образовательного поиска и демонстрирование найденных сведений, полученных результатов. Предполагается что на втором этапе тьюторского сопровождения у учащихся сформировались необходимые качества, позволяющие учащемуся-тьюторанту осуществлять роль тьютора. Тьютор-модератор не вмешивается в процесс тьюторского сопровождения учащихся учащимися и консультации проводит «по требованию».
аналитический период (условно завершающий) направлен на самоанализ учащимся-тьютором пройденного пути, достигнутых результатов. Это способствует развитию самооценки, умению рефлексировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения. Удачен ли был опыт тьюторского сопровождения? Как учащийся оценивает эффективность тьюторства для выбранной деятельности.
Vэтап - Рефлексия продуктов и образовательных эффектов реализованного плана познавательной деятельности, их соответствие поставленной цели, их роль и значение в образовании подопечного (продолжительность 1 год). На отдельной встрече учащихся-тьюторов и тьюторов-модераторов организуется тьюторская консультация по итогам представления результатов - презентации. Анализируются трудности, возникшие во время сопровождения, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией.
Контроль за выполнением индивидуального образовательного маршрута возлагается на тьютора и администрацию образовательного учреждения. Тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. В конце учебного года тьютор отчитывается о выполнении индивидуального образовательного маршрута учащимися. Изменения в маршрут могут вносить учащиеся только по согласованию с классным руководителем и родителями. В процессе реализации индивидуально-образовательного маршрута решаются задачи, которые объективно встают перед учащимся на каждом возрастном этапе: естественно-культурные, познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, и социально-психологические.
Насыщение образовательного пространства достигается: разновозрастным составом обучающихся; наличием разнообразной литературы (а не только учебников), возможность работы с экспертами (совсем не обязательно профессиональными педагогами), с телекоммуникационными сетями (интернет, локальные электронные ресурсы); организация предметно-практической деятельности (работа с лабораторным оборудованием, с артефактами культуры, реальная продуктивная деятельность).
Инструментами для отслеживания индивидуального прогресса являются: портфолио; результаты проб; рефлексивные техники (оценочные листы, эссе, сочинения, рисунки, отзывы учителя, одноклассников и родителей о проделанной работе, о том, как ребенок продвигается к намеченной цели и т.д.); мониторинг индивидуальных достижений в различных областях; собеседования, индивидуальные и групповые консультации; индивидуальные образовательные программы и рефлексивные записи и др.Тьюторское сопровождение наиболее эффективно может использоваться в рамках дополнительного образования в школе. Благодаря тьюторскому сопровождению учащиеся осваивают различные виды деятельности. Главное, чтобы формы работы, предлагаемые детям, давали результат. Результатом тьюторского сопровождения учащихся являются знания, опыт и победы ребят.
Список литературы
1. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
3. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об инди-видуальном маршруте обучения и попытке составить норматив-ный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm
4. Бобиченко Е. В. Тьюторство в дополнительном образовании
5. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования // Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика. М., 2004.
6. Ковалёва Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» : лекции 5–8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 64 с.
8. Сердюкова Н.С. Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении. // Методическое пособие. Авторы- составители Сердюкова Н.С., Посохина Е.В., Серых Л.В. Изд – во., БелРИПКППС -г. Белгород., 2011 122с.
9. Ковалева Т. М. Профессия «тьютор». Авторы – составители: Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. М.-Тверь: «СФК-офис». – 246 с.