Формы и методы тьюторского сопровождения самостоятельной деятельности студентов


Формы и методы тьюторского сопровождения самостоятельной деятельности студентов.
Автор Мокрова И.И.
ГБПОУ Московский технологический колледж
Процессы, происходящие в современном образовании, требуют введения новых профессиональных позиций или пересмотра уже имеющихся с точки зрения процессов, происходящих в обществе. Инновационные процессы в образовании обусловлены необходимостью расширения профессиональных возможностей преподавателей колледжей города Москвы в связи с переходом системы профессиональной школы на компетентностно- ориентированное образование. На место преподавателя и мастера производственного обучения приходит «интегрированный» педагог - тьютор, обладающий новыми компетенциями, которые обеспечат качественную реализацию ФГОС. Эти компетенции в первую очередь связаны с умением организовать эффективную учебную деятельность студентов на основе: учета их индивидуальных особенностей; использования практико- ориентированных образовательных технологий; принципов совместной деятельности; совместной постановки и решения учебных и учебно-профессиональных задач; организации самостоятельной работы, доля и значение которой на основе ФГОС значительно увеличена .
Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии студента и тьютора, в ходе которого студент осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи.
Тьютор в ходе взаимодействия создает ситуации и условия, обеспечивающие:
Овладение студентами различными формами самостоятельной деятельности в(проектирование, исследование);
Эффективность, как образовательной деятельности студента, так и рефлексии этой деятельности.
Тьютор – это особая педагогическая позиция. Она отличается от традиционной позиции педагога в первую очередь взглядом тьютора на ситуацию взаимодействия с учеником, на самого ученика. В основе взаимодействия тьютора и ученика лежит субъектная активность ученика. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности ученика, т.е. цели этой деятельности определяются учеником на основе его индивидуальных интересов, направленностей. Студент самостоятельно осуществляет реальную образовательную деятельность, а тьютор обсуждает и анализирует эту деятельность вместе со студентом: зачем ему эта деятельность, каковы результаты деятельности, что они означают, к каким переменам ведут, в чем причины успеха или неудачи и т.д.
«Тьютор является консультантом учащегося, он может помочь ему выработать индивидуальную образовательную программу , самоопределиться к самому процессу и к отдельным элементам этого процесса , а с другой стороны он может ответить на вопрос , как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу , учебную деятельность в процесс индивидуального развития этого конкретного человека» (П.Г.Щедровицкий) .
Содержание понятия «тьютор» зависит от контекста его использования при описании конкретной образовательной системы. Это во многом определяет и содержание профессиональной деятельности тьютора.
Специфика обучения в среднем профессиональном образовании заключается в сочетании организационных форм обучения, применяемых как в общеобразовательной, так и высшей школе. Она более, гибка и подвижна. Это обусловлено тем, что деятельность средней профессиональной школы направлена,с одной стороны , на обеспечение среднего образования, а с другой- на профессиональную подготовку. При организации учебного процесса в технологическом колледже необходимо учесть также особенности студентов, прежде всего то, что они обладают техническими способностями, которые характеризуются: развитым пространственным воображением; способностью к комбинированию; наблюдательностью; особенностью восприятия техники; развитым логическим мышлением; математическими умениями и навыками; взаимодействием наглядно-образного и понятийно-логического мышления; навыками сенсорного манипулирования с техническими устройствами; невербальным интеллектом; для развитого технического мышления характерно сложное динамическое взаимодействие и взаимосвязь понятийных и образных компонентов.
Для профессиональной школы тьютор характеризуется как преподаватель нового типа, играющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно- профессиональному развитию. При этом тьюторство рассматривается А.Г.Чернявской как разновидность педагогической деятельности, качественное отличие которой определяется, прежде всего, выстраиванием пространства совместной деятельности тьютора и обучаемого , основанного на том, что обучающийся учится самостоятельно, а тьютор помогает ему включением в процесс обучения реального опыта обучающихся.
Позиция тьютора принципиально отличается и от позиции психолога, т.к. в отличие от психолога, которого интересуют личностные изменения, происходящие в ученике, тьютор всегда держит контекст образовательного плана, решения образовательных задач, предметного содержания анализируемой деятельности.
Тьюторская позиция - это гуманитарная позиция, основанная на признании тьютором право обучающегося на самостоятельность, индивидуальность. Преподаватель, занимающий позицию тьютора, помогает учащемуся осуществить реализацию познавательного потенциала, поддерживает в самостоятельном поиске смыслов, заключенных в содержании образования через принятие на себя роли субъекта образовательного процесса. , основанного на взаимодействии преподавателя и студента , в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи. При этом имеются в виду не любые формы помощи, а такие, в основе которых лежит сохранение максимума свободы и ответственности самого субъекта за собственный выбор варианта решения актуальной проблемы.
Ниже приведена таблица различных форм и методов тьюторского сопровождения самостоятельной деятельности студентов. которые могут иметь место в педагогической деятельности преподавателей, принимающих тьюторскую позицию,
Формы и методы тьюторского сопровождения самостоятельной деятельности студентов
№п/п Виды тьюторского сопровождения Формы работы Содержание деятельности тьютора
1. Тьюторская беседа Индивидуальная
В малых группах ОбщегрупповаяВ малой группе Обсуждение со студентами значимых в образовательном отношении значимых вопросов, связанных с их профессионально – личностным развитием. Оказание помощи и поддержки средствами активизации внутренних ресурсов человека для того, чтобы он сам мог справиться со своей проблемой. Основная цель – актуализация и активизация индивидуальных особенностей студентов, их способностей, индивидуальных особенностей личности, черт характера, навыков коммутативного общения, отношения к самостоятельной деятельности и способам ее организации.
2. Тьюторский час ОбщегрупповаяВ малой группе Групповая встреча тьюторантов и тьютора для планирования учебных и событийных форм самостоятельной образовательной деятельности в рамках индивидуально- образовательного маршрута; обучение способам самооценивания учебных и образовательных результатов самостоятельной деятельности, в том числе исследовательского характера, анализа программ профессионально- личностного развития , обсуждения значимых для студентов проблем, встречающихся при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы, при выполнении самостоятельных проектов и учебных исследований. Работа по формированию самооценки обучающихся , способности к целеполаганию и планированию (использование «Портфолио», «Индивидуальных образовательных маршрутов « др.);
3. Тьюторский проект Индивидуальная
ОбщегрупповаяВ малой группе Коллективная или индивидуальная деятельность тьютора и тьюторанта по проектированию и корректировке индивидуального образовательного маршрута , разработка образовательных и социальных проектов, направленных на реализацию интереса и инициативы обучающихся , подготовка материалов с открытой защите проектов обучающихся на основе отрытой экспертизы с учатием преподавателей, представителей социальных партнёров, тьюторов, родителей.
4. Тренинг В малой группе Групповое занятие , направленное на отработку личностных навыков, связанных с возникновением проблем в обучении и выполнением самостоятельной внеаудиторной работы, в том числе исследовательского характера , решение проблемных задач командным способом.
5. ТьюториалОбщегрупповаяВ малой группе Коллективная деятельность тьютора и тьюторантов, направленная на приобретение опыта использования стандартных и нестандартных учебных ситуаций, направленных на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей , выработку или отработку умений и навыков установления деловых связей, получение обратной связи, коррекцию мотивации студентов, приобретение о обмен социальным опытом Помощь — это активизация внутренних ресурсов человека для того, чтобы он сам мог справиться со своей проблемой.
Литература :Долгоруков А.М. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе
Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска [Текст]/ Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. -Томск, 1996. - C. 15-30
Щенников, С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. [Текст]/ С.А. Щенников, А.Г.Теслинов, А.Г.Чернявская. – М: Дрофа, - 2005.- 608с. дистанционных технологий – М: ЦИТО, – 2002.