Экскурсия в музей древностей


Государственная бюджетная общеобразовательная учреждение Республики Крым
«Феодосийская санаторная школа – интернат»
«Экскурсия в музей древности»

Учитель:
Хамула Т.Б.
       
                                                   
2015 г.
Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся.Задачи:• закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;• развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;• воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.
Ход занятия:
- Кто из вас был в музее?
- Что означает слово «музей»?
Музе́й — ( с греч. – дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной материальной и духовной ,а также просветительской деятельностью.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов(экспонатов) по искусству и науки ,затем, с 18 века, оно включает в себя даже здание, где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов 20 века  началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).
В мире очень много музеев самой разной тематики.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)
Что такое краеведение?
Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.
- Сегодня  мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего города.
Рассказ об истории музея.
Феодосийский музей древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший городской музей в Украине. История музея - является одной из ярких страниц в летописи отечественного краеведения, исторической науки, археологии. Музей древностей (краеведческий музей) был открыт 13 (25) мая 1811 года по инициативе феодосийского градоначальника С. М. Броневского, проект которого об учреждении в Феодосии музея древностей российский император Александр I утвердил своим указом ещё 8 (20) ноября 1810 года.
Здание музея было построено по проекту И.К. Айвазовского в великолепном античном стиле на горе Митридат. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. Сегодня здание музея располагается в старинном особняке в центре города. До революции в этом доме проживал художник-маринист Л. Лагорио, ученик Айвазовского.


Однако, первое здание музея было скорее хранилищем древностей, чем собственно музеем. Постепенно собрание росло благодаря покупке древностей и дарениям, археологическим раскопкам.Музей располагался на территории турецкой мечети в центре Феодосии, но в конце 1860-х годов власти Таврической губернии передали здание феодосийской лютеранской общине. В 1871 году коллекции музея были перенесены в здание, специально построенное для музея на средства художника И. К. Айвазовского. В середине 1920-х гг. археологический музей разместился в бывшем доме великого художника-мариниста, где находился до 1988 г. Позже Феодосийскому краеведческому музею было выделено другое здание бывшего роддома (до революции гостиница «Генуэзская», здание известно как «Дом Лагорио»), памятник архитектуры конца XIX — начала XX в.Основу музейного собрания составила коллекция древностей феодосийского купца Джеварджи, приобретённая за 1000 рублей по решению городской думы, лапидарные памятники из развалин средневековой Каффы-Кефе, античные древности. Некоторые из первых экспонатов - эллинистические мраморные львы, плита с изображением грифона и много другое - представлены в современной экспозиции музея.

Со временем собрание нового музея пополнялось находками из Керчи, Тамани, Судака и других мест, дарами различных учреждений, организаций, частных лиц. С середины 19-го века начали поступать материалы археологических раскопок, в том числе экспедиций, организованных хранителями музея. Долгое время музей носил наименование "краеведческий музей".

Историческое название "Феодосийский музей Древностей" было возвращено музею в 2010 году. Сегодня музей древностей (краеведческий музей) расположен в центре города Феодосия на проспекте Айвазовского в здании бывшей гостиницы "Генуэзская", памятнике архитектуры начала 20-го века. Музейная коллекция недаром известна своими удивительными  экспонатами.
Разделы постоянной экспозиции музея, экспонаты лапидарного дворика и выставок знакомят посетителей с природой Юго-Восточного Крыма, народами края, насыщенной историей города Феодосии - Кафа - Каффа - Кефе - Феодосии. Античная Феодосия (6-ой век до нашей эры - 4-5-ый века нашей эры) была одним из крупнейших эллинских портов Северного Причерноморья, важной областью Боспорского государства.

Наследницей греческой Феодосии стала генуэзская Каффа (Кафа) - крупнейший город средневековой Таврики, важный центр международной торговли, которая была основана на месте античной Феодосии генуэзцами в 70-х годах 13-го века. В 14-15-ом веках она была столицей черноморских колоний Генуи. С 1474 по 1771 год город Кефе - административный центр турецкой части Крыма. В 1770-х и 1783 годах здесь была резиденция последнего крымского хана Шагин-Гирея.
В музее открыты восемь основных залов и разнообразные тематические выставки. В зале «Природа юго-восточного Крыма» диорамы с видами уникальных ландшафтов этой части полуострова достойны особого внимания. Наиболее яркие экспонаты зала связаны с древним вулканом Кара-Даг. Интересен и мозаичный пол с картой-схемой полуострова. В зале собрана богатейшая минералогическая коллекция.
....................
В исторических залах музея вы сможете увидеть экспонаты, охватывающие всю историю (от каменного века до наших дней) и юго-восточной части Крымского полуострова. Значительную часть коллекции музея составляют экспонаты, найденные при раскопках древних поселений и некрополей, а также предметы быта, национальная одежда, мебель, коллекции старинных видов открыток и многое другое.....................
Кто из вас знает, что такое экспозиция? ( выставление на показ предметов искусства)
- Как надо вести себя в музее?
- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?- Правильно, экскурсовод.
- Я советую вам слушать внимательно, так как после экскурсии мы с эксурсоводом спросим, что вы запомнили.
Предоставляю слово экскурсоводу. Экскурсовод:
Коллекция «Флора и фауна Крыма»
        Уникальное географическое положение создало предпосылки для сохранения на территории Крыма в естественных условиях многих видов птиц и животных.
А какие птицы остаются с нами зимовать?
- Чем питаются зимующие птицы?
Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.
- А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в Крыму.
- Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)
- У всех ли животных есть своё жилище?
Медведь – … в берлоге.
Лиса – … в норе.
Заяц – … под кустом.
Белка – … в дупле.
А волчий дом называется – логово.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем
- Слушайте загадку и подойдите к отгадке.
Загадки.
Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы …                (Лису)
Что за зверь зимой холодный
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.        (Волк)
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается,
Да на зуб волку попадается.   (Заяц)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?         (Белка)
2.Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию
Музей краеведения богат изделиями прикладного искусства. В музейной коллекции много образцов вышивки, ткачества.
За годы работы собрано много мебели: столов, стульев, зеркал, диванов, тумбочек, буфетов с декоративной резьбой, а так же изделия из металла с чеканкой и гравировкой.

3.Феодосия в годы войны.


На этом наша экскурсия подходит к кону.III. Подведение итогов.- В каком году основан наш краеведческий музей? (.1811)- Кто водил нас в музее? (экскурсовод)- О чём рассказывал экскурсовод?- С каким разделом музея нас познакомили.
Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой? (Исторический)- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).- Что за мебель находиться в зале?- Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?