Рабочая программа по Обществознанию (Боголюбов Л.Н.) для 8 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 8 А, Б, В, Г классов составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учетом авторской программы для общеобразовательных учреждений «Обществознание. 6-11 классы» Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.И. Матвеевой. М.: Просвещение, 2010 год.
В Федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 8 классе из расчета 2 ч. в неделю.
Изучение обществознания в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной
деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Раздел «Личность и общество» – опирается на представление о человеке как биосоциальном существе, включённом в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру, общество в целом. При этом человек характеризуется и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях. Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включён.
В теме «Сфера духовной культуры» с опорой на психологию, этику, философскую антропологию раскрываются важные сущностные признаки, отличающие человека от других живых существ. Важно, что изучение возможностей, потребностей, способностей и интересов человека совпадает у учащихся с возрастом, когда каждый ставит перед собой вопросы: кто я? Каков я? Кем я буду? и т. п. Содержание темы позволяет приобщить учащихся к вопросам самопознания, самоопределения.
В теме «Экономика» учащиеся знакомятся с одной из основных сфер общественной жизни (экономической), изучают многообразные общественные связи и отношения человека в сфере экономики, получают представление о процессах, происходящих в современном мире в данной сфере. При этом они осознают, что благополучие человека зависит не только от состояния экономики в целом, но и от собственной активности. Целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые положения на актуальных примерах.
Тема «Социальная сфера» посвящена весьма значимым для старших подростков проблемам межличностных отношений, общения. Здесь даётся взгляд на общество сквозь призму представлений различных малых групп, первичных коллективов, в которых реализует свой потенциал каждая личность. Тема не ограничивается семейным кругом, а даёт возможность обсуждать отношения и между сверстниками, и между представителями разных поколений. В данной теме целесообразно идти от житейского опыта школьников, осмысливая его в ходе дискуссий, ролевых игр и других активных форм обучения, которые помогают развивать и обогащать практику учащихся, совершенствовать их компетентность в психологии общения. Большие возможности даёт эта тема и для обсуждения актуальных молодёжных проблем – моды, культуры поведения, выбора собственной линии во взаимодействии с живущими рядом людьми.
Содержание курса
Раздел 1. Личность и общество (5 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI в., тенденции развития, Основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Раздел 2. Сфера духовной культуры (9ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры и современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность, добро и зло, главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг моральный и долг общественный. Совесть – внутренний самоконтроль человека. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука и ее значение в современном обществе. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Раздел 3. Экономика (14 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность, право собственности, защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство, товары и услуги, факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно – правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйств. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Государственный бюджет РФ. Налоги, уплачиваемы гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица, причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Раздел 4. Социальная сфера (6 ч)
Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тематический план
№ п/п Название раздела, темы Кол-во часов Результат изучения раздела (темы)
1 2 3 4
1 Раздел 1. Личность и общество 5 В результате изучения обществознания учащийся должен Знать признаки инди- видуальности, индивида и личности, типы мировоззрения, этапы социализации личности. Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Знать сущность общечеловеческих ценностей, сферы жизнедеятельности общества и государства, роль социальных норм в жизни общества. Знать суть эволюционного развития общества, закономерности общественных изменений, противоречия и перспективы в развитии человечества. Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы. Знать влияние современного общества на индивида. Уметь сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия.
2 Раздел 2. Сфера духовной культуры 9 Знать сущность понятия «культура», взгляды древних ученых о духовной сфере. Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания. Уметь сравнивать мораль и нравственность решать познавательные и проблемные задачи. Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы, участвовать в дискуссии. Знать сущность понятий долг и совесть, их роль в жизни человека. Знать сущность структуры и роль образования в современном обществе, элементы образовательной системы РФ. Знать отличительные черты науки, ее возрастающую роль в жизни общества. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Знать сущность основных сфер жизни и деятельности людей. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов.
1 2 3 4
3 Раздел 3. Экономика 14 Знать главные вопросы экономики, сущность экономики как науки. Знать сущность имущественных отношений в обществе, типы формы собственности, способы защиты права собственности. Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах. Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. Знать, что такое рынок, условия успешного функционирования рыночной экономики. Объяснять взаимосвязи изученных экономических объектов. Знать основы производства, источники экономических благ. Знать основы и сущность предпринимательской деятельности. Знать роль государства в экономике страны, способы влияния на экономику. Знать основные принципы распределения доходов в обществе, экономические меры социальной поддержки населения. Знать структуру расходов потребителей и факторы влияния на структуру расходов. Знать сущность инфляции и ее влияние на жизнь общества. Знать виды, причины и последствия безработицы. Знать основы мирового хозяйства и международной торговли.
4 Раздел 4. Социальная сфера 6 Знать сущность социального статуса человека, особенности социального статуса подростков, основные социальные роли. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопрос. Знать сущность межнациональных отноше- ний, их сложности. Знать сущность и причины отклоняющегося поведения. Знать основы социальной жизни общества. Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов; составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ.
5 Итоговое повторение 1 итого 35 Календарно-тематическое планирование
№ урока Дата проведения урока
Тема урока, раздела Кол-во часов Контроль Практическая часть Примечания
8А 8Б 8В 8Г 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Раздел 1. Личность и общество (5 ч)
1 Введение. Быть личностью. 1 2 Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. 1 3 Входной контрольный тест. 1 Тест 4 Общество как форма жизнедеятельности людей. 1 5 Развитие общества. 1 Раздел 2. Сфера духовной культуры (9ч)
6 Сфера духовной жизни 1 7 Мораль 1 Тест 8 Долг и совесть 1 9 Моральный выбор - это ответственность 1 Эссе 10 Образование 1 11 Наука в современном обществе 1 Презентации 12 Религия как одна из форм культуры 1 Презентации 13 Обобщающее повторение «Сфера духовной культуры» 1 Тест 14 Семинар «Личность и духовная культура» 1 Семинар Раздел 3. Экономика (14 ч)
15 Экономика и ее роль в жизни общества 1 16 Главные вопросы экономики 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
17 Собственность 1 Тест 18 Рыночная экономика 1 19 Производство - основа экономики 1 20 Факторы производства 1 21 Предпринимательская деятельность 1 Эссе 22 Роль государства в экономике 1 23 Государственный бюджет РФ. Бюджет государства и семьи. 1 Пр. работа 24 Распределение доходов 1 25 Потребление 1 Тест 26 Инфляция и семейная экономика 1 27 Мировое хозяйство и международная торговля 1 28 Обобщающее повторение по теме «Экономика» 1 Тест Раздел 4. Социальная сфера (6 ч)
29 Социальная структура общества 1 30 Социальные статусы и роли 1 Эссе 31 Нации и межнациональные отношения 1 32 Отклоняющееся поведение 1 33 Диспут «Здоровый образ жизни» 1 Диспут 34 Обобщающее повторение «Социальная сфера общества» 1 Тест Итоговое повторение (1ч)
35 Итоговое повторение за курс обществознания 8 класса 1 Тест к ГИА итого 35 Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать/ понимать
Социальные свойства человека, виды его взаимодействия с другими людьми;
Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
Сущность общества как формы совместной деятельности людей.
Учащиеся должны уметь
Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
Первичного анализа и использования социальной информации.
Информационно-образовательные ресурсы
Литература
1. Обществознание 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н.Боголюбова. Москва, Просвещение, 2010 год.
2. А.Ф.Никитин «Основы обществознания». Тематическое и поурочное планирование.
3. А.В.Позднев «Поурочные разработки по обществознанию. К учебникам Л.Н.Боголюбова и А.И. Кравченко.
5. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание», 8 – 9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова.
6. Школьный словарь по обществознанию.
Ресурсы Интернет
http://www.vmoisto.narod.ru/
http://www.uznay-prezidenta.ru/ Президент России гражданам школьного возраста.
http://www.hro.org/index.php Права человека в России. Портал "Права человека в России"
http://arts.fromru.com/dav/index1.html
http://lesson-history.narod.ru/index.htm Компьютер на уроках истории, обществознания и права.
http://pravo.h10.ru/index.html Обществознание и история в школе.
http://rusfederation.narod.ru/index.html
http://www.memo.ru/prawo/ Законодательство и права человека.
Приложение №1. Выполнение практической части
Вид № Тема Кол-во час Ауд. Дом.
1 2 3 4 5 6
Тест 1.1 Входной контрольный тест 1 1 1.2 Мораль 1 1 1.3 Сфера духовной культуры 1 1 1.4 Собственность 1 1 1.5 Потребление 1 1 1.6 Обобщающее повторение по теме «Экономика» 1 1 1.7 Обобщающее повторение «Социальная сфера общества» 1 1 1.8 Итоговый контрольный тест к ГИА 1 1 Эссе 2.1 Моральный выбор - это ответственность 1 1
2.2 Предпринимательская деятельность 1 1
2.3 Социальные статусы и роли 1 1