Конспект урока по литературному чтению по теме: В. А. Осеева. Волшебное слово. (2 класс)
Тема : В. А. Осеева «Волшебное слово»
Цели: познакомить учащихся с рассказом В. А. Осеевой, развивать навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста, находить главную мысль текста; воспитывать вежливость, доброжелательность к окружающим.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев.
Оборудование: портрет и выставка книг В. Осеевой, пословица, задания для игры «Да или нет».
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Чтение рассказа Ю. Ермолаева «Два пирожных» по ролям
- Чему учит рассказ? В чем его главная мысль?
Объясните смысл пословицы: «Сердце матери лучше солнышка греет».
Речевая разминка. Постановка целей урока.
- Послушайте стихотворение.
Добрые слова
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
- Какие еще добрые слова вы знаете и часто говорите?
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня читать?
- Чему будем учиться? (Предположения детей).
4. Работа по теме
А) Биография В. А. Осеевой.
- Валентина Александровна Осеева родилась 15 апреля 1902 г. в Киеве в семье инженера. После окончания средней школы училась на актерском факультете Киевского института им. Н. В. Лысенко, однако не закончила учебу. После семья переехала в Москву. В 1924-40 г. работала педагогом и воспитателем в детских коммунах и приемниках для беспризорных детей. Во время Великой Отечественной войны работала воспитателем в детском саду. В 1937г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка». В 1940г. вышла ее первая книга «Рыжий кот». Затем были написаны сборники рассказов для детей «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ». В 1959г. вышла повесть «Динка».
Б) Словарная работа.
Чуть не поддал хорошенько – чуть не ударил
Стряпает – готовит пищу
5.Физминутка.
В) Чтение рассказа учителем и учащимися с. 87 - 91
- Что случилось с Павликом?
- Почему старичок расспрашивал мальчика?
- Чем старичок помог Павлику?
- Как произошла встреча с бабушкой?
- Как брат отреагировал на просьбу Павлика?
Г) Игра «Да или нет». Если утверждение верное - поставьте +, если неверное – ставьте - .1. Старичок был маленький, с длинной бородой.
2. Лицо мальчика при встрече со старичком было красное и сердитое.
3. Павлик не хотел убегать из дома.
4. Бабушка за одну морковку прогнала мальчика из кухни веником.
5. Говорить волшебное слово надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
6. Лена дала брату зеленую краску.
7. Бабушка выбрала самый лучший румяный пирожок.
8. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
6. Рефлексия
- Выберите и продолжите предложения.
Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за …
Самым интересным было …
7. Подведение итогов урока
- С каким рассказом познакомились?
- Кто его автор?
- Какую силу имеют волшебные слова?
8. Домашнее задание
Прочитать рассказ по ролям.