Рабочая программа по обществознанию для 7 класса ФГОС 2016-2017 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Скородумовская средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Скородумовской СОШ:
___________ Л.И.Курдюмова Приказ от «___» _______ 2016 г. № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 7 класс
Учитель Балякина Вера Анатольевна
Программа разработана на основе программы по обществознанию
Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой,Л.Ф.Ивановой, М.: Просвещение, 2014.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
1 Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016)
2 Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС)
3 Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643)
4 Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)
5 Устав МБОУ Скородумовской СОШ
6 Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Скородумовской СОШ на 2016-2017 учебный год
7 Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Скородумовской СОШ на 2016-2017 учебный год;
8 Учебный план МБОУ Скородумовской СОШ на 2016-2017 учебный год
9 Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.) Просвещение, 2014.
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), фундаментального ядра содержания общего образования.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми раз- личных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Курс «Обществознание» изучается в 7 классе с недельной нагрузкой 1 час.
Реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Средства мониторинга усвоения программ – контрольные работы, тестирование.
3. Содержание учебного предмета "Обществознание" в 7 классе
Содержание первого этапа курса (7 класс), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
№ Модуль (глава) Примерное количество
часов Сроки изучения
7 класс 1 Регулирование поведения людей в обществе 14 2 Человек в экономических отношениях 13 3 Человек и природа 8 Итого 35 Формы организации учебных занятий - урок, основные виды учебной деятельности - работа в группах, проектные формы работы, работа с экранно-звуковыми пособиями, работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации, в том числе ресурсы Интернета , участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, защита проектов, тестирование и иные.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/пДата проведения
урока Тема урока Количество
часов
по плану по
факту Тема I Регулирование поведения людей в обществе (14 часов)
1-2 Что значит жить по правилам 2
3-4 Права и обязанности граждан 2
5-6 Почему важно соблюдать законы 2
7-8 Защита Отечества 2
9-10 Для чего нужна дисциплина 2
11-12 Виновен - отвечай 2
13 Кто стоит на страже закона 1
14 Повторение темы: «Регулирование поведения людей в обществе» 1
Тема II Человек в экономических отношениях (13 часов)
15-16 Экономика и ее основные участники 2
17 Мастерство работника 1
18-19 Производство: затраты, выручка, прибыль 2
20-21 Виды и формы бизнеса 2
22 Обмен, торговля, реклама 1
23-24 Деньги, их функции 2
25-26 Экономика семьи 2
27 Повторение темы: «Человек в экономических отношениях» 1
Тема III Человек и природа (7 часов)
28-29 Воздействие человека на природу 2
30-31 Охранять природу – значит охранять жизнь 2
32-33 Закон на страже природы 2
34-35 Повторение темы: «Человек и природа» 2
5. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Обществознание"
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической комуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к чело веку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
6. Критерии оценки учебной деятельности обучающихся по истории
Отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено») - достижение обучающимся базового уровня. Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.
Отметка «хорошо» (отметка «4») - достижение обучающимся повышенного уровня - усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также кругозор, широта (или избирательность) интересов.
Отметка «отлично» (отметка «5») - достижение обучающимся высокого уровня достижения планируемых результатов .
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
( обществознание)
1.Печатные пособия:
Дополнительная литература
1 О.А.ЧернышоваОбществознание. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА – 9. 2011 Ростов - на –Дону, Легион
2 О.В.КишенковаГИА-2014. Обществознание: сборник заданий: 9 класс 2013 Эксмо3 Т.А.Альхова, И.И.Сидоренкова Обществознание. 7 класс. Тематические контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников. 2014 Ростов - на –Дону, Легион
4 Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. 2010 М.: Интеллект-Центр
5 Чернышова О.А. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. 2011 Ростов н/Д
Легион
6 Котова О.А.
Лискова Т.Е. ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. 2015 Национальное образование
2. Экранно-звуковые пособия
2.1.Электронные учебники по обществознанию
2.2.Коллекция мультимедийных презентаций и тестирующих систем
3. Технические средства обучения (средства ИКТ)
3.1.компьютер
3.2. интерактивная доска
3.3. проектор
3.4. принтер
4. Цифровые образовательные ресурсы:
4.1. Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/
4.2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования.
http://school-collection.edu.ru 4.3. История и обществознание: электронные образовательные ресурсы http://hi-electres.ru 4.4.Мировая экономика и экономика России http://www.ereport.ru 4.5.Культура России http://www.russianculture.ru 4.6. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры
http://www.voopik.ru/ 4.7.Российская государственная библиотека в Москве
http://www.rsl.ru 4.8.Третьяковская галерея в Москве http://www.tretyakovgalleru.ru
4.9.http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные
ресурсы Интернета — обществознание.