Рабочая программа по обществознанию для 5 класса ФГОС ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ»
г. Протвино Московской области
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель руководителя
по НМР МБОУ «Лицей»
___________ //
«_____»_____________20__г.
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель научно-методической кафедры гуманитарного цикла
__________ //
Протокол №___
от «____»___________20___г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Лицей»
__________ /./
Приказ №___
от «______»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
(базовый уровень)
5 класс
основное общее образование
ФГОС ООО
34 часа (1 час в неделю)
учителя
Казарян Каринэ Александровны,
высшая квалификационная категория
2015-2016
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования (2010 год), примерной программой по обществознанию и авторской программы: Л.Н. Боголюбов, Обществознание 5 класс, сборник «Обществознание» 5-9 классы, Москва, «Просвещение», 2011 год.Используемый учебно-методический комплект:
Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание.5 класс –М: Просвещение, 2015год
Рабочая тетрадь «Обществознание. 5 класс. ФГОС» (Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова.), ООО «Просвещение» 2015 г.
Цели курса
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Задачи курса «Обществознание»:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Общая характеристика предмета «Обществознание»
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Место предмета в учебном плане МБОУ «Лицей»
В учебном плане МБОУ «Лицей» на изучение предмета «Обществознание» в 5 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования на трех уровнях – личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
Планируемые предметные результаты
Выпускник научится
Базовый уровень Выпускник получит возможность
Повышенный уровень
Человек.
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; -• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
Ближайшее социальное окружение
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества. -• формировать положительное отношение к семейным ценностям, необходимости исполнять свои обязанности в семье.
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
Труд
использовать накопленные знания об особенностях труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе.
выполнять несложные практические задания, связанные с трудовой деятельностью
характеризовать влияние деятельности на развитие личности о общества. • оценивать сущность и значение трудовой деятельности в развитии общества.
Родина.
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации.
Применять знания об основных нравственных и правовых нормах и правилах, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни;
Понимание необходимости руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
•формировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность.
Культурно-информационная среда общественной жизни
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
• распознавать и различать явления духовной культуры;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
Человек в меняющемся обществе
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем. • оценивать роль образования в современной общественной жизни;
Формировать стремление к повышению качества своей образовательной среды.
Тематический план
№ Название раздела. Количество часов
1 Человек 4
2 Семья 7
3 Школа 7
4 Труд 5
5 Родина 9
6 Повторение 2
7 Итого 34
Способы контроля и оценивания достижений учащихся.
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируе-мой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатовявляется способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам , решение исторических задач, кроссвордов и т.д.
Оценка индивидуального проекта
1.Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
2.Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
3. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции.
4. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
5.Критерии оценки проектной работы:
5.1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
5.2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
5.3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
5.4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
5.5. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.
По каждому критерию вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
Портфолио обучающегося как метод оценки
Портфолио — наиболее адекватный метод интегральной (накопительной) оценки. Портфолио (портфель достижений) сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в исторической и обществоведческой областях.
В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, входят:
1) подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, исходя из различных учебных задачиситуаций,учебных и проверочных материалов, как минимум следующие:
• выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам по истории;
2) систематизированные материалы текущей оценки:
• отдельные листы наблюдений;
• оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения отдельных видов работ;
•результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
• выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;
3) материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ.
Показатели освоения курса
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная.
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей
способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
способность выделять главное в тексте и второстепенное;
способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
способность организовывать свою деятельность и соотносить её.с целью группы, коллектива;
способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
способность оценивать и корректировать своё поведение н социальной среде.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Содержание курса
5 класс (34 часов)
Тема 1. «Человек» (4 часа)
Введение. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Учимся общаться. Практикум.
Тема 2. «Семья» (7часа)
Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Учимся помогать вести семейное хозяйство.
Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.
Практикум
Тема 3. «Школа» (7 часа)
Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Учимся дружить жить в классе.
Практикум.
Тема 4. «Труд» (5 часа)
Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Учимся трудиться и уважать труд.
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Учимся творчеству.
Практикум.
Тема 5. «Родина» (9 часа)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.
Государственные символы России. Герб России. Флаг. Гимн.
Гражданин России.. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Учимся быть достойными гражданами.
Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся уважать людей любой национальности.
Практикум.
Тема 6. Повторение (2 часа)
Календарно-тематический план 5 «А»
По плану По факту № урока Тема Кол-во часов Содержание Понятие Характеристика основных видов деятельности учащихся Тип урока
Тема 1. Человек (4 часа)
05.09 1 Человек родился 1 Введение в предмет.
Зачем человек рождается.
Что такое наследственность.
Человек. Наследственность. Биологическое и социальное в человеке Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни. Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.
Изучение нового материала
12.09 2 Что такое наследственность 1 Что такое наследственность.
Наследственность-биологическая сущность всех людей
Можно ли влиять на наследственность
Наследственность. Генетика Высказывать свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что – вымыслом. Определять незнакомые слова и находить их значение. Готовить проект по теме:»Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета.
Комбинированный19.09 3 Отрочество-особая пора жизни 1 Легко ли быть подростком?
Отрочество- пора мечтаний.
Отрочество. Подросток. Права. Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Описывать отрочество как особую пору жизни. Самостоятельно составлять схему правил общения. Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых. Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни. Придумывать сценки из жизни :»Общение взрослого и подростка, разделившись на группы». Изучение нового материала
26.09 4 Самостоятельность – показательвзрослости. 1 Самостоятельность- показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Самостоятельность. Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо». КомбинированныйТема 2. Семья (7 часов)
03.10 5 Семья и семейные отношения 1 Зачем люди создают семьи.
Если семья не выполняет своих обязанностей
Семья. Виды семей. Функции семьи. Составить свой кодекс семейных отношений. Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Изучение нового материала
17.10 6 Семья – ячейка общества 1 Какие бывают семьи
Виды семей. Самостоятельно выделяют и формируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. Комбинированный24.10 7 Семейное хозяйство 1 Семейные заботы
Каким должен быть хозяин дома
Хозяйство. Хозяин. Бюджет Извлекать и преобразовывать текущую информацию. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, заполняя таблицу, работая в парах.
. Составлять по плану рассказ о ценностях и традициях своей семьи. Изучение нового материала
31.10 8 Семейные заботы 1 Как хозяйствовать по правилам
Хозяйство. Обязанности Формировать свою позицию. Готовить рассказ о роли техники в быту. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства. Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах. Комбинированный07.11 9 Свободное время 1 Что такое свободное время
Свободное время и занятие физ.культурой
Свободное время:телевизор, компьютер, мобильный телефон. Свободное время. Рабочее в ремя. Определять основную мысль текста. Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах. Составлять план своего рабочего дня и выполнять его. Изучение нового материала
14.11 10 Что такое хобби? 1 Свободное время своими руками.
Что такое хобби.
Хобби. Виды. Высказывать свое мнение. Составлять на основе текста таблицу. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни. Участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Уметь самостоятельно формулировать цель деятельности Комбинированный28.11 11 Обобщение и систематизация знаний по теме «Семья»
1 Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье. Составлять вопросы к тексту, документу. Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Подготавливать рассказ по группам. Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы. Урок обобщения и систематизации знаний
Тема 3. Школа (7 часов)
05.12 12 Образование в жизни человека. 1 Школьное образование
О чем рассказала бабушка
Образование. Школа. ВУЗ.ССУЗ. Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу. Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений Изучение нового материала
12.12 13 Профессия-ученик 1 Чему учит школа сегодня
Учись учится.
Школа. Ступени школы. Высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата. Объяснять смысл пословиц о школе. Заполнять схему «Чему можно научиться» Извлекать информацию из текста. Выполнять проект «Наш класс». Составлять личный алгоритм – «Учись учиться».
Прогнозировать какой будет школа в будущем, написав сочинение. Комбинированный19.12 14 Образование и самообразование .1 Формы самообразования
Испокон века книга растит человека
Самообразование. Виды домашнего обучения. Высказывать свое мнение. Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе. Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры. Составлять таблицу» Что общего и различного в образовании и самообразовании». Размышлять на тему» Хорошо учиться – это значит», аргументируя фактами из своей жизни. Участвовать в коллективно обсуждении проблем Изучение нового материала
26.12 15 Самообразование – путь к успеху 1 Новые возможности
Самообразование и самоорганизация
Семейное обучение. Экстернат. Высказывать свое мнение. Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе. Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры. Составлять таблицу»Что общего и различного в образовании и самообразовании». Размышлять на тему» Хорошо учиться – это значит», аргументируя фактами из своей жизни. Участвовать в коллективно обсуждении проблем. Оценивать результаты работы. Комбинированный09.01 16 Одноклассники, сверстники, друзья. 1 Ты и другие ребята
Слово не воробей
Друзья. Товарищи. Высказывать свое мнение. Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями.
Проверять и оценивать результаты работы Комбинированный16.01 17 Слово-не воробей 1 Какой, ты друг? Дружба. Товарищество. Правила Высказывать свое мнение Извлекать информацию из текста. Выбирать качества, которые ты считаешь наиболее важными для друзей. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Придумывать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений. Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.
Продумывать собственную модель поведения в конфликте и описывать ее. Комбинированный23.01 18 Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа» 1 Отношение друзей и сверстников
Организация свободного времени.
Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям. Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных. Готовить презентацию »О нас и нашем классе», распределяя задания в группах. Оценивать результаты работы.
Тема 4. Труд (5 часов)
30.01 19 Труд – основа жизни 1 Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Труд. Работа Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов». Составлять синонимы со словом «Труд». Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека. Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий.
Изучение нового материала
06.02 20 Как оценивается труд 1 Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Зарплата. Меценатство Различать материальную и моральную оценку труда. Заполнять схему «Источники богатства». Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы.
Комбинированный13.02 21 Труд и творчество 1 Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творчество. Ремесло. Давать характеристику своей трудовой деятельности. Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека. Объяснять смысл пословиц о труде. Оформлять выставку на тему «Труд и красота». Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки.
Комбинированный20.02 22 Мир профессий Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Профессии. Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека. Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий.
Комбинированный06.03 23 Практикум по теме «Труд». 1 Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству. Извлекать информацию из текста. Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд. Готовить проект «Творчество в науке и искусстве». Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.
Тема 5. Родина (9 часов)
13.03 24 Наша Родина – Россия. 1 Наша Родина – Россия, Российская Федерация.
Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Родина. Россия Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина».
Изучение нового материала
20.03 25 Что значит быть патриотом 1 Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Патриот. Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Извлекать информацию из текста. Объяснять смысл пословиц. Приводить примеры проявления патриотизма. Излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой родине. Комбинированный27.03 26 Государственные символы России. 1 Государственные символы России.
Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Символы. Герб. Флаг. Гимн. Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. Извлекать информацию из текста. Изучение нового материала
03.04 27 Гражданин России 1 Гражданин – Отечества достойный сын Граджанин. Права и обязанности Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка. Уметь слушать и вступать в диалог. Комбинированный10.04 28 Права и обязанности граждан России 1 Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения? Права и обязанности. Конституция Р.Ф. Высказывать свое мнение, что ты можешь делать сейчас, чтобы быть гражданином своей страны. Отбирать информацию из источника. Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ. Комбинированный24.04 29 Многонациональная культура России 1 Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья. Нация, этнос. Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься. Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду. Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.
Комбинированный30 Мы – многонациональный народ 1 Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья. Нация, этнос, население России. Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься. Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду. Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.
Комбинированный08.05 31 Права и обязанности граждан России 1 Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения? Права граждан. Равенство. Высказывать свое мнение, что ты можешь делать сейчас, чтобы быть гражданином своей страны. Отбирать информацию из источника. Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.
Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ.
Комбинированный15.05 32 Практикум по теме «Родина» 1 Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям. Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села. Работать с учебником и дополнительной литературой. Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства». «Главные обязанности гражданина». Урок обобщения и систематизации знаний
Тема 6. Повторение (2 часа)
22.05 33 Повторение и обобщение знаний по теме «Человек и общество» Человек. Общество. Я в обществе. Готовить проект «Человек и общество». Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.
Урок обобщения и систематизации знаний
29.05 34 Итоговое повторение по курсу обществознания в 5 классе Подготавливать рассказ по группам. Урок обобщения и систематизации знаний
Календарно-тематический план 5 «Б»
По плану По факту № урока Тема Кол-во часов Содержание Понятие Характеристика основных видов деятельности учащихся Тип урока
Тема 1. Человек(4 часа)
05.09 1 Человек родился 1 Введение в предмет.
Зачем человек рождается.
Что такое наследственность.
Человек. Наследственность. Биологическое и социальное в человеке Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни. Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.
Изучение нового материала
12.09 2 Что такое наследственность 1 Что такое наследственность.
Наследственность-биологическая сущность всех людей
Можно ли влиять на наследственность
Наследственность. Генетика Высказывать свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что – вымыслом. Определять незнакомые слова и находить их значение. Готовить проект по теме:»Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета.
Комбинированный19.09 3 Отрочество-особая пора жизни 1 Легко ли быть подростком?
Отрочество- пора мечтаний.
Отрочество. Подросток. Права. Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Описывать отрочество как особую пору жизни. Самостоятельно составлять схему правил общения. Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых. Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни. Придумывать сценки из жизни :»Общение взрослого и подростка, разделившись на группы». Изучение нового материала
26.09 4 Самостоятельность – показательвзрослости. 1 Самостоятельность- показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Самостоятельность. Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо». КомбинированныйТема 2. Семья (7 часов)
03.10 5 Семья и семейные отношения 1 Зачем люди создают семьи.
Если семья не выполняет своих обязанностей
Семья. Виды семей. Функции семьи. Составить свой кодекс семейных отношений. Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Изучение нового материала
17.10 6 Семья – ячейка общества 1 Какие бывают семьи
Виды семей. Самостоятельно выделяют и формируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. Комбинированный24.10 7 Семейное хозяйство 1 Семейные заботы
Каким должен быть хозяин дома
Хозяйство. Хозяин. Бюджет Извлекать и преобразовывать текущую информацию. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, заполняя таблицу, работая в парах.
. Составлять по плану рассказ о ценностях и традициях своей семьи. Изучение нового материала
31.10 8 Семейные заботы 1 Как хозяйствовать по правилам
Хозяйство. Обязанности Формировать свою позицию. Готовить рассказ о роли техники в быту. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства. Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах. Комбинированный07.11 9 Свободное время 1 Что такое свободное время
Свободное время и занятие физ.культурой
Свободное время:телевизор, компьютер, мобильный телефон. Свободное время. Рабочее в ремя. Определять основную мысль текста. Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах. Составлять план своего рабочего дня и выполнять его. Изучение нового материала
14.11 10 Что такое хобби? 1 Свободное время своими руками.
Что такое хобби.
Хобби. Виды. Высказывать свое мнение. Составлять на основе текста таблицу. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни. Участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Уметь самостоятельно формулировать цель деятельности Комбинированный28.11 11 Обобщение и систематизация знаний по теме «Семья»
1 Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье. Составлять вопросы к тексту, документу. Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Подготавливать рассказ по группам. Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы. Урок обобщения и систематизации знаний
Тема 3. Школа (7 часов)
05.12 12 Образование в жизни человека. 1 Школьное образование
О чем рассказала бабушка
Образование. Школа. ВУЗ.ССУЗ. Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу. Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений Изучение нового материала
12.12 13 Профессия-ученик 1 Чему учит школа сегодня
Учись учится.
Школа. Ступени школы. Высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата. Объяснять смысл пословиц о школе. Заполнять схему «Чему можно научиться» Извлекать информацию из текста. Выполнять проект «Наш класс». Составлять личный алгоритм – «Учись учиться».
Прогнозировать какой будет школа в будущем, написав сочинение. Комбинированный19.12 14 Образование и самообразование .1 Формы самообразования
Испокон века книга растит человека
Самообразование. Виды домашнего обучения. Высказывать свое мнение. Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе. Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры. Составлять таблицу» Что общего и различного в образовании и самообразовании». Размышлять на тему» Хорошо учиться – это значит», аргументируя фактами из своей жизни. Участвовать в коллективно обсуждении проблем Изучение нового материала
26.12 15 Самообразование – путь к успеху 1 Новые возможности
Самообразование и самоорганизация
Семейное обучение. Экстернат. Высказывать свое мнение. Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе. Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры. Составлять таблицу»Что общего и различного в образовании и самообразовании». Размышлять на тему» Хорошо учиться – это значит», аргументируя фактами из своей жизни. Участвовать в коллективно обсуждении проблем. Оценивать результаты работы. Комбинированный09.01 16 Одноклассники, сверстники, друзья. 1 Ты и другие ребята
Слово не воробей
Друзья. Товарищи. Высказывать свое мнение. Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями.
Проверять и оценивать результаты работы Комбинированный16.01 17 Слово-не воробей 1 Какой, ты друг? Дружба. Товарищество. Правила Высказывать свое мнение Извлекать информацию из текста. Выбирать качества, которые ты считаешь наиболее важными для друзей. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Придумывать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений. Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.
Продумывать собственную модель поведения в конфликте и описывать ее. Комбинированный23.01 18 Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа» 1 Отношение друзей и сверстников
Организация свободного времени.
Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям. Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных. Готовить презентацию »О нас и нашем классе», распределяя задания в группах. Оценивать результаты работы.
Тема 4. Труд (5 часов)
30.01 19 Труд – основа жизни 1 Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Труд. Работа Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов». Составлять синонимы со словом «Труд». Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека. Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий.
Изучение нового материала
06.02 20 Как оценивается труд 1 Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Зарплата. Меценатство Различать материальную и моральную оценку труда. Заполнять схему «Источники богатства». Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы.
Комбинированный13.02 21 Труд и творчество 1 Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творчество. Ремесло. Давать характеристику своей трудовой деятельности. Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека. Объяснять смысл пословиц о труде. Оформлять выставку на тему «Труд и красота». Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки.
Комбинированный20.02 22 Мир профессий Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Профессии. Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека. Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий.
Комбинированный06.03 23 Практикум по теме «Труд». 1 Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству. Извлекать информацию из текста. Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд. Готовить проект «Творчество в науке и искусстве». Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.
Тема 5. Родина (9 часов)
13.03 24 Наша Родина – Россия. 1 Наша Родина – Россия, Российская Федерация.
Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Родина. Россия Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина».
Изучение нового материала
20.03 25 Что значит быть патриотом 1 Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Патриот. Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Извлекать информацию из текста. Объяснять смысл пословиц. Приводить примеры проявления патриотизма. Излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой родине. Комбинированный27.03 26 Государственные символы России. 1 Государственные символы России.
Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Символы. Герб. Флаг. Гимн. Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. Извлекать информацию из текста. Изучение нового материала
03.04 27 Гражданин России 1 Гражданин – Отечества достойный сын Граджанин. Права и обязанности Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка. Уметь слушать и вступать в диалог. Комбинированный10.04 28 Права и обязанности граждан России 1 Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения? Права и обязанности. Конституция Р.Ф. Высказывать свое мнение, что ты можешь делать сейчас, чтобы быть гражданином своей страны. Отбирать информацию из источника. Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ. Комбинированный24.04 29 Многонациональная культура России 1 Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья. Нация, этнос. Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься. Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду. Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.
Комбинированный30 Мы – многонациональный народ 1 Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья. Нация, этнос, население России. Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься. Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду. Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.
Комбинированный08.05 31 Права и обязанности граждан России 1 Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения? Права граждан. Равенство. Высказывать свое мнение, что ты можешь делать сейчас, чтобы быть гражданином своей страны. Отбирать информацию из источника. Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.
Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ.
Комбинированный15.05 32 Практикум по теме «Родина» 1 Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям. Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села. Работать с учебником и дополнительной литературой. Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства». «Главные обязанности гражданина». Урок обобщения и систематизации знаний
Тема 6. Повторение (2 часа)
22.05 33 Повторение и обобщение знаний по теме «Человек и общество» Человек. Общество. Я в обществе. Готовить проект «Человек и общество». Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.
Урок обобщения и систематизации знаний
29.05 34 Итоговое повторение по курсу обществознания в 5 классе Подготавливать рассказ по группам. Урок обобщения и систематизации знаний
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическая литература
Л.Н.Боголюбов,Л.Ф.Иванова.Обществознание.5 класс –М: Просвещение,2013год
Рабочая тетрадь «Обществознание. 5 класс. ФГОС» (Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова.), ООО «Просвещение» 2014 г.
Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2014.
Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная литература для учащихся:
"Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С. Белокрыловой, Ростов, 2013.
Дополнительная литература для учителя:
Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 .
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.: Русское слово, 2009.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе дистанционное обучение
http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.
http://www.hpo.opg — Права человека в России.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
Технические средства обучения
Технические и электронные: компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, принтер лазерный, классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления постеров и таблиц.