Конспект урока по литературному чтению «Валентина Осеева «Волшебное слово» (3 класс)



( урок литературного чтения в 3 классе)
Цель. Познакомить детей с произведением В.Осеевой «Волшебное слово»
Задачи:
Учить вдумчивому чтению и анализу рассказа;
Развивать речевую грамотность. Умение работать с текстом;
Содействовать воспитанию вежливости, внимательного и чуткого отношения к окружающим.
Организационный момент.
Учитель приветствует детей.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи.
Дети хором произносят приветствие: “Желаю успеха большого во всем, удачи тебе на уроке”.
Мы сегодня завершаем тематический раздел учебника, где царила Осень. В качестве домашнего задания сейчас будет звучать стихотворение “Уж небо осенью дышало…” А.С.Пушкина. прежде чем начнем читать, создадим в классе осеннее настроение. ( дети повторяют звуки и движения)
Листья шуршатш-ш-ш-ш-ш-ш-ш…
Ветер воет у-у-у-у-у-у-у-у-у…
Дождик капает кап-кап-кап…
Ветер стихает ш-ш-ш-ш-ш-ш..
И т.д.
Мы создали осеннее настроение , и сейчас будут звучать прекрасные строчки.
( проверка домашнего задания)
А сейчас попрощаемся с Осенью.
Дети встают и повторяют движения за учителем. В руках – осенние листья.
Запомните все, как земля засыпает,
А ветер листвою ее засыпает.
А в роще кленовой светлей и светлей,
Все новые листья слетают с ветвей.
Станция “Вызов”
Сегодня мы открываем новый тематический раздел. А называется он… Сейчас вы мне сами ответите, если разгадаете шифровку.ХРШ ЛХ
ООО ПОО
(хорошо) ( плохо)
Вспомните из уроков русскогот языка, как называются слова, противоположные по значению? ( антонимы)
Найдите в учебнике название раздела, прочитайте хором.
О чем будут здесь произведения? ( дети прогнозируют)
В этом разделе вы встретитесь с баснями Крылова, стихами А.Барто, рассказами С.Михалкова. Как видите, все авторы вам знакомы. А сейчас – знакомьтесь: В Осеева и ее рассказ “Волшебное слово”. Девизом всей работы Осеевой стали слова: “Мало уметь читать – надо уметь думать”.
В одной из своих книг Осеева обратилась к своим читателям с такими словами:
“Дорогие ребята! Когда я была такой как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать их без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
Понравился ли тебе рассказ?
Не знаю, я о нем не думала.
Мама очень огорчилась.
Мало уметь читать, надо уметь думать.
С тех пор , прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках мальчиков и девочек, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать”
Читать вы умеете, теперь мы будем учиться думать о том, что вы читаете.
Стадия “Разминка для ума”
Перед нами слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА
Чем они отличаются? Знаете ли вы их лексическое значение? Нет? А что нам может помочь в таком случае? Толковый словарь. Прочитаем значение.
НЕВЕЖА – грубый,невоспитанный человек.
НЕВЕЖДА – малообразованный человек, но обычно желающий научиться всему. ( например, Незнайка)
Посмотрите, какая скороговорка у меня получилась.
НЕВЕЖА- НЕ НЕВЕЖДА,
НЕВЕЖДА-НЕ НЕВЕЖА
Произнесем хором, бинарное произношение, по одному, в разном темпе.
Стадия «Осмысление»
- Мы готовы читать? Готовы.
Мы будем использовать прием «Чтение с остановками». Как услышите слово «Стоп» - анализируем прочитанное. Первую часть читает учитель.
Вопросы к первой части.
- Как вы думаете, почему старик обратил внимание на мальчика?
- Из-за кого мальчик решил убежать из дома?
- Почему Павлик рассердился на сестру?
- За что он обиделся на бабушку?
- О чем Павлик просил своего брата? Правильно ли он это делал? Как бы вы поступили на месте мальчика?
- Как вы думаете, что будет дальше?
Вторую часть текста читаем «учитель-ученик»
Вопросы:
- Как нужно произносить «волшебное слово»?
- Как вы думаете, почему «волшебное слово» надо произносить по-особенному?
- Знаете ли вы, какое слово шепнул Павлику старичок?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « Пожалуйста» (выполняем движения, услышав это слово, быть внимательными).
- А сейчас возьмите лучики и подарите их солнышку, произнося при этом другие «волшебные слова» с нужной интонацией. ( дети крепят к солнышку лучики со словами «простите», « здравствуйте», «извините» и т.д.)
- Поверил ли мальчик? Зачем побежал домой? Что будет дальше?
Третью часть текста читаем «цепочкой»
- Почему Лена сначала спрятала краски от брата?
- Как вы думаете, воспользовался Павлик советом старичка?
- Почему он вернул краску сестре?
- Как вы думаете, к кому он пойдет дальше?
(Четвертую часть читают по предложению бинарно).
- Зачем Павлик пошел к бабушке? Вы действительно думаете, что он просто хотел получить пирожок?
- Почему бабушка не прогнала внука?
- Как вы понимаете слова: «Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, улыбке»?
- Чему обрадовался мальчик?
- Как вы думаете, брат возьмет Павлика?
Читаем пятую часть.
- Оправдались ваши предположения?
- Почему сестра и бабушка попросили взять Павлика покататься на лодке?
Чем закончится рассказ?
- Как вы думаете, что подумал Павлик, увидев, что скамейка пуста?
- Подумайте, что было бы, если бы старичок не обратил внимания на Павлика?
- Давайте вспомним, с чего начинали, проверим ваши предположения. Итак, о чем рассказ?
РАБОТА НАД ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ,
- Найдите в тексте и зачитайте слова, подходящие к иллюстрациям.
ВЫВОД.
- Чему хотела научить нас В.Осеева? ( говорить вежливые слова, быть внимательными друг к другу)
- На самом ли деле творил «чудеса» Павлик?
- Хотели бы вы прочитать другие рассказы В.Осеевой? ( в классе оформлена выставка литературы)
ИГРА «Доскажи словечко»
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…СПАСИБО
Зазеленеет старый пень
Когда услышит .. ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
Мальчик вежливый и развитый
Говорит встречаясь…ЗДРАВСТВУЙТЕ
- Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА.
- И во Франции, и в Дании
На прощание говорят …ДО СВИДАНИЯ.
СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ,
Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них выражает главную мысль рассказа?
Добрый человек….добру и учит.
Сначала думай, …. А потомговори.
Вырасти вырос, …. А ума не вынес.
Век живи, …. Век учись.
За добро….добром и платят.
( дети работают в парах, обсуждают. Затем высказывают свои мысли)Дополнительное задание.
АНАЛИЗ ТЕКСТА-ситуации про Леночку.
- Мне интересно ваше мнение после услышанного.
(Учитель читает рассказ про Леночку)
«Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.
- Девочка, сиди спокойно, ПОЖАЛУЙСТА. Так нельзя себя вести, заметила Лене старушка, сидевшая напротив.
- А что я сделала? - возразила Лена. – Подумаешь, пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, смотрела в окно.
(идет обсуждение ситуации)
- Подводя итог занятию, хочется пожелать вам иметь доброе сердце для того, чтобы говорить добрые слова и совершать добрые поступки.
На память об уроке дети получают сердечки со словами.
«Слова «До свидания», « Спасибо», «простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» щедро дарите.
Дарите прохожим, друзьям и знакомым,
В троллейбусе, парке, и в школе, и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.! В.Кудлачев- Урок закончен. Спасибо всем за активность.