Литературное чтение. Уроки слушания.1класс, «Начальная школа XXI века»
Утверждаю.
Директор школы:
_______ ______________
201_г.
Программа
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
1класс
Календарно – тематическое планирование
на основе программы
четырехлетней начальной школы
«Начальная школа XXI века»
под редакцией Н. Ф. Виноградовой
для 1-го класса
Авторы учебников: «Литературное чтение. Уроки слушания », Л.А.Ефросинина, Москва, «Вентана-
Граф», 2012г.
«Литературное чтение», учебник для учащихся. Л.А.Ефросинина, Москва
«Вентана-Граф», 2012г.
Составила: учитель начальных классов
Жолудева Галина Степановна,
МКОУ «Становская СОШ», Омской области
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Пояснительная записка
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного
развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов
освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Общая характеристика учебного предмета.
Литературное чтение построено с учетом следующих положений:
· изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
· в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
· дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей. Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой. Есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения.
· сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками;
· работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
· одновременная работа над языком произведения и речью детей;
· сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
· различение художественных и научно-популярных произведений;
· формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
· освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Основная цель курса литературного чтения помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текс т произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении
прочитанное произведение (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст данного произведения в разных вариантах подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
· обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
· научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
· систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
· включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
· формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
· расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования УУД.Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Место литературного чтения в учебном плане. На изучение литературного чтения с 1 по 4 класс отводится по 4 часа еженедельно.
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа, на письмо 4 часа и 1 час на литературное слушание. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».
Ценностные ориентиры содержания.
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося. Духовно- нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности. Понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе, любви к семье, к своему народу, Родине,
уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.
Результаты освоения курса. Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты
в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного уч. предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Содержание курса
На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы. Систематизация материала, информация об изучаемых произведениях: детском фольклоре, сказке, стихотворной и
прозаической речи, об их авторах.
На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также
произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.
Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, которые посвященны творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы. Рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.
В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально- чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.
Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1–4 классах? В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами. Получают начальные представления о литературоведческих понятиях: жанр, тема, фамилия автора. Заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение.
1 класс
В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится».
Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текс та от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Заголовок текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана с учителем.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров,
национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки (народные и авторские), рассказы. Стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка. Потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Творческая деятельность учащихся на основе литературных произведений:
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями.
Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Чтение: работа с информацией
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Межпредметные связи:
· с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов произведений;
· с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
· с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
Планируемые результаты обучения: 1 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
· осознанно воспринимать и различать произведения фольклора
· читать вслух произведения разных жанров, отвечать на вопросы;
· правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
· моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
· понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
· высказывать суждения о произведении и поступках героев;
· узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
· оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
· определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
· использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
· различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
· сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок;
Ученик получит возможность научиться:
· сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
· находить в тексте произведения сравнения, обращения;
· находить в тексте и читать диалоги героев;
· определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
· читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
· моделировать «живые картины» к изученным произведениям, эпизодам;
· придумывать истории с героями изученных произведений;
· пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
· иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
· инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
· создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
· получать информацию о героях, произведении или книге;
· работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
· дополнять таблицы, схемы, модели;
· сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
· находить информацию о произведении и книге;
· дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
· находить в тексте информацию о героях произведений.
Тематическое планирование
Литературное чтение. «Начальная школа ХХ1 века»
Уроки слушания в 1классе (1 час в неделю, 33 часа)
№
п/п
Тема урока
Тип урока
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ПРЕДМЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
ТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
Инструментарий
оценки достижения результатов
Характеристика деятельности учащихся
1.
Стихи о Родине.
Е.Серова «Мой дом».
Д.Павлычко « Где всего прекрасней на земле?»
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Учится слушать и слышать читаемое произведение.
Обогащать читательский опыт первоклассника.
Получит представление о пословице и стихотворении.
Научится определять тему.
Воспринимать данное произведение. Различать пословицу и стихотворение. Моделировать обложку журнала.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств к её осуществлению.
Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Что любит автор?
Кто написал это стихотворение? Покажи на модели фамилию автора, произнеси её.
Слушание стихотворения, моделирование обложки, рисование иллюстрации к тексту стихотворения.
2.
Сказка о природе.
В.Белов
«Родничок»
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Учится слушать и слышать читаемое произведение.
Обогащать читательский опыт первоклассника. Моделировать обложку журнала. Научится правильно называть произведение.
Научтися выражать своё отношение к сказке. Правильно называть произведение.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.
Рассмотреть модели и назвать произведение. Все книги соотнести с моделями.
Придумать продолжение сказки.
Слушание сказки. Упражнения с книгами и моделями обложек.
3.
Сказка о природе.
М.Михайлов «Лесные хоромы».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Учится слушать и слышать читаемое произведение. Определение темы, жанра, выделение фамилии автора, заголовка. Научится сравнивать народные и авторские сказки.
Слушать читаемый текст. Определять тему и жанр, правильно называть произведение.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.
Слушать читаемый текст, определять жанр и тему.
Объяснить значение слова хоромы, кузовок. Почему все герои попали в паутину?
Слушание сказки, работа с текстом сказки, составление плана с помощью «заместителей» героев:
М – муха, К – комар. Моделирование обложки.
4.
Стихи о родной природе.
Мусса Гали «Земные краски».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Учится слушать и слышать читаемое произведение.
Обогащать читательский опыт первоклассника.
Получит представление о стихотворении.
Научится определять тему.
. Определять тему и жанр, правильно называть произведение. Выражать своё отношение к произведению.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.
Обрати внимание на разговор поэта с берёзой, сосной и цветами. Кого благодарят они?
Слушание, упражнение с произведением; определение темы, жанра, выделение фамилии автора, заголовка. Моделирование обложки.
5.
Стихи о детях.
А.Барто «В школу».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Научатся выделять фамилию автора и заголовок. Сравнивать сказки, стихотворения, рассказы.
Правильно называть произведение, выражать своё отношение к прослушанному стихотворению.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств к её осуществлению.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Что вы вспоминаете или представляете, когда слышите слово «школа»?
Чего боялся Петя?
Какое настроение вызывает это произведение?
Работа со стихотворением:
слушание, беседа по содержанию, выделение фамилии автора и заголовка, моделирование обложки.
6.
Рассказы о детях.
В.Железников «история с азбукой»
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Научатся определять жанр и тему произведения. Воспитывается доброе отношение к друзьям, к маленьким и другим людям. Отрабатывать навык чтения.
Различать рассказ и сказку, правильно называть произведение, рассказывать по готовому плану, слова читать, предложения.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Беседа: Кто помог детям?
Какой эпизод рассказа показался грустным?
Когда вы радовались? Кто из героев рассказа понравился?
Слушание рассказа, беседа, составление схематического плана, сравнение героев, рассказывание по плану.
7.
Весёлые рассказы о детях.
Л.Пантелеев «Буква «ТЫ».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Познакомятся с юмористическим рассказом. Учатся уважительно относиться к себе и детям, к взрослым.
Учатся определять тему чтения.
Выражать своё отношение к героям произведения, правильно называть произведение.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Назвать произведение, которое подходит к моделям ( «В школу», А.Барто; «История с азбукой», В.Железников).
Слушание рассказа, обучение правильному называнию произведения (фамилия автора, заголовок)
Выявление особенностей рассказа (весёлый рассказ, грустный).
8.
Стихи о дружбе.
Я.Аким «Мой верный чиж».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Определять жанр и тему прослушанного стиха.
Учатся правильно называть стихотворение.
Воспитывается доброе отношение к животным.
Правильно называть стихотворение, определять тему и жанр, высказывать своё впечатление о прослушанном произведении.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.
С кем дружил мальчик?
Как он относился к чижу?
Как чиж относился к мальчику? Какими словами он называет чижа?
Слушание стихотворения, беседа, определение темы и жанра, моделирование, чтение отдельных строк, хоровое чтение.
9.
Произведения о детях.
Е.Ильина «Шум и Шумок».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Познакомятся с новыми рассказами о детях; понимать, что такое дружба.
Научатся сравнивать жанры (стихотворение, рассказ, сказка).
Учатся подробно и кратко пересказывать.
Научатся правильно называть произведение, выражать своё отношение к другим людям.
Составлять план и рассказывать по плану.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств к её осуществлению.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Составить модель обложки книги.
Найти и принести в класс книги о детях (по желанию).
Работа с произведением , слушание, беседа по содержанию, чтение и объяснение слов: Шум – Шумок – Шумиголова.
10.
Стихи о детях.
Е.Благинина «Тюлюлюй».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Получат представление о нравственных понятиях: лень, труд, доброе дело, жадность, любовь
Сравнивать произведения по жанру. Учатся воспринимать юмористические произведения.
Выражать своё отношение к герою,
к стихотворению. Определять тему и жанр прослушанного произведения.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств к её осуществлению.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
О каком человеке это произведение?
Соответствует ли имя героя его характеру?
Каким тоном нужно произносить слово Тюлюлюй?
Слушание стихотворения, беседа, определение темы, моделирование обложки, сравнение моделей обложек (стихи о природе, стихи о детях). Упражнение в чтении слов и отрывков из стихотворения.
11.
Народные сказки.
«Кот, петух и лиса».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Расширят круг чтения. Учатся выделять особенности народной сказки, сравнивать по темам.
Называть народные сказки, выделять её особенности. Рассказывать сказку по готовому плану.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Вспомните, какими словами начинается, а какими заканчивается это произведение? Кто из героев понравился?
Работа со сказкой, беседа, моделирование обложки. Выучивание наизусть песенки лисы.
12.
Сказка.
В.Сутеев «Дядя Миша»
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Учатся воспринимать сказочный текст, правильно определять тему, называть произведение. Рассказывать сказку по плану.
Составлять схематичный план под руководством учителя, рассказывать сказку по плану.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Можно ли назвать эту сказку поучительной? Чему она учит?
Кто из героев сказки вам понравился?
Работа со сказкой, беседа, моделирование обложки.
13.
Сказки С. Маршака,
«Тихая сказка».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Учатся оценивать поступки героев. Знакомятся с понятиями: добро, зло, ум и глупость.
Узнают сказку в стихотворной форме.
Выражать своё отношение к прослушанному произведению, правильно называть его. Называть сказки с.Я.Маршака, вошедшие в круг чтения детей.
Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Почему автор назвал это произведение сказкой?
Что в этой сказке вымысел, а что - правда?
Рассматривание книг со сказками. Слушание, беседа и моделирование обложки. Составление схематического плана. Рассказывание сказки по плану.
14.
Литературные сказки.
Шарль Перро
«Красная шапочка».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Понятие о жанре «Сказка».
Представление о сказках зарубежных писателей.
Учатся сравнивать сказки народные и авторские. Научатся сказку подробно пересказывать по плану.
Выделять фамилию автора (признак авторской сказки). Пересказывать и отдельные эпизоды по плану. Рассказывать знакомую сказку от одного лица.
Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Почему автор так озаглавил сказку? Каким вы представляете Волка?
Как внучка относилась к бабушке?
Вспомните разговор Волка и Красной Шапочки в конце сказки. Каким тоном вы бы прочитали этот разговор?
Слушание сказки, наблюдение за особенностями сказки (речь героев, язык, начало, конец, повторы). Сравнение моделей обложек и книг с народными и авторскими Понятие о героях положительных и отрицательных. Деление сказки на части, сжатое рассказывание, по ролям инсценирование.
15.
О Родине и родной природе.
М.Пришвин «Лисичкин хлеб».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Учатся видеть не обычное и удивительное в природе. Учатся слушать и слышать художественное слово.
Учатся понимать отношение автора к героям рассказа.
Выражать своё отношение к произведению, его героям. Сравнивать произведения о природе разные по жанрам и авторской принадлежности.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.
Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Какие дары леса принёс дедушка?
Нарисуйте модель обложки, запишите фамилию автора.
. Слушание, беседа и моделирование обложки. Составление схематического плана. Составление схемы «Дары леса» (подарки дедушки).
16.
Стихи о животных.
А.Блок «Зайчик».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Учатся сопереживанию и доброму отношению к природе. Получат представление о стихотворении. Учатся правильно называть его. Учатся правильно определять тему и жанр.
Научатся сравнивать стихотворение, сказку, рассказ. Правильно называть изученные произведения; определять жанр и тему произведения.
Освоение начальных форм познавательной и Формирование понимать причины успеха учебной деятельности, личностной рефлексии.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.
Как начинается произведение?
Что изменилось в природе с приходом осени? Какой стала жизнь зайчика? Как об этом сказано в произведении?
Слушание стихотворения, выявление настроения и чувств, которые передаёт поэт. Определение жанра и темы. Оформление книжки-самоделки. Рассматривание книги со стихотворением «Зайчик».
17.
Рассказы о животных.
Г.Скребицкий «Пушок».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Учатся определять жанр и тему прослушанного ими произведения. Сравнивать стихи и рассказы о природе. Учатся составлять рассказ о герое произведения.
Правильно называть произведение, определять тему и жанр (самостоятельно делать модель обложки). Выражать своё отношение к героям, рассказывать о их поступках.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.
Почему так назвали ёжика?
Как дети относились к ежу?
Что произошло с Пушком?
. Слушание, беседа и моделирование обложки. Составление схематического плана. Повторное слушание и работа с текстом. Пересказ по плану.
18.
Стихи о природе.
Е.Трутнева «Когда это бывает».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Формировать умение слышать художественное слово и чувствовать красоту родной природы.
Сравнивать произведения по темпу и интонационному рисунку. Обогащать свой читательский опыт.
Выражать своё отношение к произведению и описанию картин родной природы. Выделять слова, выражающие отношение и чувства поэта.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.
Вспомни и назови отрывки из произведений (учитель зачитывает отрывки).
Выучи отрывок о каждом времени года.
. Слушание, беседа и моделирование обложки. Составление схематического плана. Упражнение в чтении слов и отрывков стихотворения. Конструирование книжки-самоделки.
19.
Волшебные сказки.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Выявить читательский опыт (знание волшебных сказок).
Сравнивать сказки о животных и волшебные.
Закреплять «авторская» и «народная» сказка.
Определять вид сказок: волшебные сказки и о животных. Слышать «волшебное» слово сказки А.С.Пушкина.
Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Какое чувство вызывает отрывок из сказки А.С.Пушкина (радость, грусть, удивление, страх)? Какое чудо особенно удивило?
Упражнение со сказками: рассматривание, определение жанра и темы. Слушание отрывка из сказки, беседа.
20.
Сказки К.И.Чуковского. «Муха-Цокатуха».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Выявить уровень знания сказок К.И.Чуковского.
Представление: «авторская»
и « сказка в стихотворной форме».
Называть правильно знакомые сказки К.И.Чуковского, моделировать обложку.
Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
О ком повествует автор?
Как он о мухе и других героях говорит?
. Слушание, беседа и моделирование обложки. Повторное слушание и работа с текстом. Книги - сказки К.И.Чуковского.
21.
Сказки В.Сутеева.
В.Сутеев «Ёлка».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Расширят понятия об авторской сказке. Научатся сравнивать сказки детских писателей.
Научатся правильно называть произведения, формировать навыки чтения.
Выражать своё отношение к поступкам героев, называть героев положительных и отрицательных. Самостоятельно определять жанр и тему прослушанного произведения.
Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.
На выставке (книги В.Бианки, С.Маршака, В.Сутеева) назвать каждую книгу, её автора.
Нарисовать модель обложки к книге В.Сутеева. Сравни свою работу с образцом.
. Слушание, беседа и моделирование обложки. Составление схематического плана. Повторное слушание и работа с текстом. Составление плана с введением «заместителей» героев сказки: ребята – Р,
заяц – З.
22.
Сказки о животных. В.Сутеев «Палочка-выручалочка».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Научатся сравнивать сказки по темам, авторам.
Учатся составлять схематический план и пересказывать по плану.
Сравнивать героев сказки и их поступки.
Правильно называть сказку: Сутеев. «Палочка-выручалочка».
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Кто герои этой сказки?
Какие они?
Чем понравилась сказка?
Упражнение со сказками: рассматривание, определение жанра и темы. Слушание, беседа и моделирование обложки. Составление схематического плана.
23.
Рассказы о детях.
Е.Пермяк
«Пичугин мост».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Формировать понятие о жанре «рассказ».
Учатся уважительно относиться к окружающему миру. Учатся выражать своё отношение к героям рассказа.
Указывать признаки рассказа (реальная история). Выражать своё отношение к рассказу и героям.
Рассказывать по схематическому плану.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств к её осуществлению.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Почему люди дали название «Пичугин мост»?
О чём мечтали ребята?
Каким был Сёма Пичугин? Какой мостик сделал он? Почему мост носит фамилию Сёмы?
. Слушание, беседа и моделирование обложки. Упражнение в чтении слов и предложений из рассказа.
24.
Стихи о детях.
Н Саконская
«Мы с мамой»
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Учатся уважительно относиться к маме.
Формирование понятий о любви, о добрых делах, о гордости, о дружбе. Учатся выделять слова, авторское отношение.
Выражать своё отношение к произведению при чтении отдельных отрывков. Определять интонационный рисунок.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Послушай и назови 2-3 отрывка из знакомых произведений о детях.
О ком это произведение?
Какая мама у девочки?
Что умеет делать мама? О чём журчит ручей?
Рассматривание детских книг. Слушание, беседа и моделирование обложки. Иллюстрирование стихотворения.
25.
Рассказы для детей.
В.Чаплина «Мушка».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Учатся воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам. Закрепят понятие «рассказ». Учатся выделять особенности рассказа.
Выражать своё отношение к героям и их поступкам, самостоятельно определять тему и жанр. Пересказывать подробно отрывок.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств к её осуществлению.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Найди книги о дружбе детей и животных.
Придумай историю о любимом животном и сделай рисунок (по желанию).
«Выставка книг о детях». Слушание рассказа. Составление схематического плана. Повторное слушание и работа с текстом.
26.
Рассказы о детях.
С.Баруздин «Человеки»
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Учатся слушать рассказ о сверстниках.
Формирование представления о жанре «рассказ». Учатся выражать своё отношение к поступкам героев.
Выражать своё отношение к произведению и героям произведения. Составлять план и рассказывать по нему. Правильно называть произведение.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Какое настроение вызывает этот рассказ?
Какими были мальчики?
Найти в библиотеке книги о детях, рассмотреть, прочитать понравившуюся книгу.
Беседа по содержанию, выделение фамилии автора и заголовка, моделирование обложки. Составление рассказа о мальчиках. Чтение с доски слов, предложений, диалога мальчиков из рассказа.
27.
Произведения о детях.
Е.Ильина «Чик-чик ножницами».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Повторят рассказы о детях, расширят и обогатят читательский опыт первоклассников. Научатся составлять план, пересказывать текст подробно и сжато.
Правильно называть произведения о детях, составлять схематический план.
Пересказывать подробно отдельные части и сжато весь рассказ.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств к её осуществлению.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Какие советы внучке дала бабушка?
Что хотела сшить девочка?
Придумай рассказ «Где нет терпения, нет и умения».
Слушание, упражнение с произведением; определение темы, жанра, выделение фамилии автора, заголовка. Моделирование обложки. Работа с пословицей: «Где нет терпения, нет и умения».
28.
Мир сказок
.Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Расширят круг чтения.
Научатся сравнивать сказки зарубежных писателей и
народные сказки. Учатся пересказывать сжато по плану. Определять отношение автора к героям.
Выражать своё отношение к героям и их поступкам, самостоятельно определять тему и жанр. Пересказывать подробно отрывки.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Что случилось с оловянным солдатиком? Какое путешествие он совершил? Кто мешал солдатику? Как заканчивается сказка?
Рассматривание книг со сказками. Слушание, беседа и моделирование обложки. Составление схематического плана. Рассказывание сказки по плану.
29.
Сказки о животных.
В.Бианки
«Лесной колобок – Колючий бок».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Познакомятся с понятием «авторская» сказка.
Учатся правильно называть произведение и книгу.
Сравнивать героев и содержание сказок с «бродячим» сюжетом.
Находить фамилию автора.
Выделять признаки сказки ( жили-были, повторы ).
Рассказывать по плану, сравнивать сказки с сюжетом.
Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.
Подбери сказки по темам, соотнеси с моделями обложек.
Придумай продолжение сказки.
Введение представления об авторской сказке. Сравнение обложек народных и авторских сказок. Моделирование цепочки событий. Рассказывание сказки. Игра «Наша сказка».
30.
Русские народные сказки.
«Терешечка».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Познакомятся с русскими народными сказками.
Учатся сравнивать народные сказки и авторов.
Давать понятие о положительных и отрицательных героях.
Правильно называть народные сказки и авторские.
Рассказывать о героях сказки по желанию.
Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Как у вас изменилось настроение, когда вы слушали сказку? Когда вам стало весело?
Каким был Терешечка?
Как начинается сказка?
Хороший ли конец сказки? Чему она учит?
Выставка народных и авторских сказок. Слушание сказки, выделение особенностей сказки, устаревших слов. Сравнение этой сказки с другими народными.
31.
Русские народные сказки.
«Лисичка-сестричка и серый волк».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Закрепить понятия «народная» и «авторская» сказки. Учатся выражать отношение к героям сказки и их поступкам.
Определять авторскую принадлежность сказки и её тему. Передавать голосом своё отношение к героям (чтение диалогов).
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Почему это произведение называется сказкой?
Как вы думаете, волшебная эта сказка или сказка о животных?
Кого из героев называют простофилей?
Слушание, беседа и моделирование обложки. Упражнение в чтении слов и предложений из рассказа. Пересказ текста.
32.
Мир родной природы.
Г.Скребицкий «Мать».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Воспитывать чувство сопереживания героям произведения.
Обогащать читательский опыт. Учатся определять тему и жанр произведения.
Правильно называть произведение.
Называть изученные произведения по заданной теме, жанру.
Самостоятельно делать модель обложки и проверить по образцу.
Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.
Удивили ли вас события, о которых говорится в рассказе?
Как вели себя герои рассказа?
Почему рассказ называется «Мать»?
Знакомство с рассказами о животных. Слушание, упражнение с произведением; определение темы, жанра, выделение фамилии автора, заголовка. Моделирование обложки. Рассматривание книг автора о природе.
33.
Стихи о природе.
А.Л.Барто
«Весенняя гроза».
Урок
слушания. Формирование читательских умений.
Учить воспринимать стихи о природе, сравнивать стихи разных поэтов.
Учить выражать свою точку зрения о прослушанном произведении.
Определять тему и жанр прослушанного произведения.
Выделять особенности звучания стихов А.Л.Барто (повтор слов, звуков).
Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.
Какие чувства вызывает это произведение?
Какие слова повторяются в стихотворении?
Расскажи любое стихотворение о весне.
Рассматривание книг о природе. Слушание, беседа и моделирование обложки. Упражнение в чтении отрывков из стихотворения.
Тематическое планирование курса литературного чтения
Раздел программы
Программное содержание
Характеристика деятельности учащихся
1 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений фольклорных и авторских. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.
Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой
Чтение вслух и молча (про себя)
Чтение вслух слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами.
Знакомство с правилами чтения (что [што], чтобы [штобы], - ого -о[ва]).
Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу).
Чтение молча (про себя) отрывков и небольших произведений.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое
Работа с текстом
Текст и набор предложений.
Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
Структура текста: абзац, начало и концовка текста.
Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения.
Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.
Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие. Абзац, часть текста, тема (о чём произведение?), жанр (что это?)
Иллюстрация к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания.
Выявление отношения автора к героям и их поступкам
Работа с текстом научно-популярного произведения
Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении
Библиографическая культура
Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены).
Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме
Говорение (культура речевого общения)
Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений).
Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения))
Письмо (культура письменной речи)
Произведение как пример письменной речи.
Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением
Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение.
Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка).
Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности.
Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности.
Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему).
Сравнивать модели обложек
Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога).
Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя).
Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки.
Осваивать умение читать молча (про себя) под руководством учителя
Отличать текст от набора предложений.
Определять абзацы и части текста.
Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте.
Сравнивать произведения разных тем и жанров.
Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану
Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения
Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения.
Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения.
Высказывать своё суждение о героях и их поступках.
«Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою
Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях
Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке.
Определять жанр и тему.
Сравнивать модели обложек книг.
Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности
Находить в тексте произведения диалоги героев.
Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью.
Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках.
Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений
Выражать своё отношение к литературному произведению. Что нравится? Почему? и обосновывать его.
Находить в произведении описания героев, предметов или явлений
Круг чтения
Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей.
Виды детских книг: художественные и научно-популярные.
Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка.
Темы чтения: о Родине, о природе, о детях, о животных; юмористические произведения
Сравнивать произведения разных жанров.
Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности
Сравнивать книги с художественными произведениями, с книгами с научно-популярными произведениями.
Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены).
Классифицировать книги по темам и жанрам
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная). Рассказ, стихотворение. Пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка. Загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог
Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора.
Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение).
Использовать в речи литературоведческие понятия
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Чтение по ролям и инсценирование
Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты).
«Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения).
Пересказ от лица одного из героев произведения.
Рассуждение о героях изученного произведения.
Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений
Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты).
Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям.
Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам.
Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения.
Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения.
Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений
Чтение: работа с информацией
Представление об информации
и сбор информации
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге
Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы.
Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книге.
Заполнять таблицы, схемы. Переводить табличную информацию в текстовую. Делать выводы (суждение, аргументация, вывод)
Материально-техническое обеспечение
учебного предмета «Литературное чтение»
Книгопечатная продукция.
Учебно-методический комплект для 1класса:
1. Стандарты 2 поколения «Примерные программы по учебным предметам», Москва, «Просвещение», 2011г.
Программа «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»,
Москва, «Просвещение», 2011г.
2. Авторы учебников: «Литературное чтение. Уроки слушания », Л.А.Ефросинина, Москва, «Вентана-
Граф», 2011г.
«Литературное чтение», учебник для учащихся. Л.А.Ефросинина, Москва
«Вентана-Граф», 2011г.
Печатные пособия.
Демонстрационный материал – таблицы, по программе обучения.
Книги для внеклассного чтения.
Информационно-коммуникативные средства
Диски с программным материалом по чтению.
Демонстрационные пособия
Таблицы по внеклассному чтению.
Таблицы по развитию речи для учащихся 1-4 классов.
Альбомы с демонстрационным материалом.
Технические средства обучения
Компьютер, (компьютерный класс).
Магнитофон.
Оборудование класса
Ученические столы, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Учительский стол.
Шкафы для хранения учебников, дидактического материала, пособий.
Настенная доска, держатели для карт.
15