Конспект урока по литературному чтению на тему В.Осеева Волшебное слово


Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
Цели:
Содействовать формированию собственного отношения к прочитанному, умения передавать его при чтении; способствовать развитию умений проявлять авторскую позицию, сопоставлять героев различных произведений; создавать условия к внутреннему состоянию героя, умения пересказывать текст от его лица.
Планируемые результаты:
Предметные: воспринимают на слух художественное произведение, определяют произведённое им впечатление; выразительно читают текст, делая нужные паузы; выявляют общие черты жанра; читают по ролям, передавая состояние героев; выделяют из текста фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют состояние героев, определяют причины, совершаемых ими поступков, отношение автора к ним.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; сопереживают, внимательно относятся к переживаниям других людей.
Предметные:
Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме.
Познавательные: объединят слова, близкие по смыслу, в группы; находят значения слов в толковом словаре.
Коммуникативные: ведут диалог: выслушивают мнение оппонента, формулирую свою точку зрения.
Оборудование: Э.Э. Кац «Литературное чтение 2 класс» часть 2; презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент
- Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажем вам:
«Будет интересно!»
2. Проверка домашнего задания.
С.98- 101, выразительное чтение, вопрос 7
2. Работа по теме урока
1) Подготовка учащихся к осознанному усвоению нового материала.
а. Прогнозирование до чтения текста.
- Прочитайте название и автора произведения. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом произведении? ( О волшебных словах)
- Может ли слово быть волшебным? Почему? (слайд 2)
Какие «волшебные» слова вы знаете?
б. Речевая разминка. (слайд 3)
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
Спасибо! — говорил.
(С.Я. Маршак)
Задание:
Прочитать про себя;
Прочитать хором.
Прочитать медленно.
Прочитать быстро.
Прочитать очень тихо, а слово «спасибо» громко.
- Можно ли назвать этого мальчика вежливым? (Нет)
-Почему? (Он обижал малышей.)
-  Как мы его назовем?  (Грубым.  Злым, невоспитанным)-Почему, он ведь говорит «волшебное» слово «спасибо»?
2) Сообщение темы и цели урока. (слайд 4)
- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о вежливости и познакомимся с произведением русской писательницы Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»
- Давай вместе сформулируем цели к уроку:
1. Познакомиться …..
2. Прочитать …..
2.Проанализировать ……
3. Вырабатывать навыки выразительного …..
4.Воспитывать ……
2) Справка об авторе. (слайд 5)
- Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия) Валентина Александровна родилась 15 апреля в г. Киеве.
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой.
Но, к сожалению, мечта не сбылась, но Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им.
В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят.
Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей: «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья».
Валентине Осеевой даже была присуждена Государственная премия СССР за произведение «Васек Трубачев и его товарищи».
«Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель Анатолий Алексин Валентину Осееву.
- Сегодня мы с вами тоже познакомимся с одним из интересных рассказов этой замечательной писательницы, который называется «Волшебное слово».
3) Первичное восприятие и одновременная работа со словарными словами (чтение учителем или аудиозапись)
- Я вам прочитаю часть рассказа «Волшебное слово», а вы внимательно послушаете и ответите на вопрос: как можно назвать эту часть рассказа? (Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя).
4) Работа по содержанию I части (слайд 6)
- Как зовут главного героя этого произведения?
- Какое название вы бы дали этой части рассказа? (Встреча со старичком, Павлик узнал волшебное слово)
- Каким мы видим Павлика в первой части рассказа? Как он разговаривает с окружающими. Найдите ответ в тексте. (Ответы детей)
- Хотели бы вы быть похожими на Павлика? Почему?
(слайд 9)
- Выберите слова на слайде, которые относятся к Павлику.
(на слайде10 появляются слова: красное сердитое лицо, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды).
- Каким предстает перед нами Павлик? Нравится ли он вам? (слайды 11, 12)
- Кому можно посочувствовать: Лене, бабушке или Павлику? (Нет, старику)
- Но у этого рассказа есть продолжение. Как вам кажется, что произойдет дальше? (ответы детей)
-Давайте выясним правы ли вы и прочитаем вторую часть рассказа.
(слайд 13)
5) Вторичное восприятие (чтение учащимися).
Откройте учебник на странице 103. Читаем по одному предложению по цепочке, начиная с первого ряда, следите внимательно и прочитывайте каждое предложение про себя.
6) Работа по содержанию II части
Какое «волшебное» слово бабушке, сестре, брату сказал Павлик? (слайд 14)
- Ребята, как подействовали на окружающих, на Лену, бабушку и брата слова Павлика, найдите эти строчки в тексте. («Лена широко раскрыла глаза…», «Бабушка выпрямилась…», «За столом все сразу замолчали…», «Брат громко засмеялся…»)
- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебные слова? (хорошим, радостным)
- Почему? Как говорил «волшебное» слово Павлик сестре? Найдите в тексте. (слайд 15)
- Как говорил «волшебное» слово Павлик бабушке, брату? Найдите в тексте. (слайд 16)
- Изменился ли Павлик после того, как стал говорить волшебное слово? Что с ним хорошего произошло? (ответы детей) (слайд 17, 18)
Как вы думаете, можно ли назвать старичка волшебником? Почему? Что он волшебного сделал? (Старичок был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл эту маленькую тайну Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь)- Молодцы! Действительно, старика можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.
7) Работа с пословицей, подбором «волшебных» слов. (слайд 19)
- Ребята, в жизни очень важно быть вежливым и стараться как можно чаще говорить людям волшебные слова.
- А какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)
(слайд20)
- Подумайте, какая пословица подходит к этому рассказу: «Доброе слово путь к сердцу открывает» и «Вежливость украшает человека». (на доске) (Обе пословицы подходят, потому что доброе слово, сказанное человеку помогает, это мы увидели, когда Павлик просил у Лены краски, у бабушки пирожок, у брата – покататься, а вежливость важна для человека и украшает его)
8) Стихотворение В. Кудлачёва о вежливых словах
Слова «До свидания», « Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», « Здравствуйте»- щедро дарите.
Дарите прохожим, друзьям и знакомым
В троллейбусе, парке, в школе и дома.
Слова эти очень и очень важны . Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить . Слова эти нужно с улыбкой дарить.
(В.Кудлачев)
3. Закрепление нового материала.
1) Работа по вопросам на с. 106.
2) Чтение и работа над выразительностью, подготовка к чтению по ролям.
5. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
- Сегодня мы познакомились с еще одним произведением из раздела «Писатели о детях и для детей» и узнали, что вежливость украшает человека, помогает ему и что волшебные слова приятны всем.
- Ребята, с каким произведением познакомились сегодня на уроке? («Волшебное слово»)
- Кто его автор? (В.А. Осеева) Что вы запомнили из биографии В.А. Осеевой?
- Понравилось ли вам это произведение? Что в этом рассказе можно назвать волшебным? Какие еще волшебные слова вы знаете? (ответы детей)
- Приведите примеры из своей жизни, когда вежливость помогала, а грубость мешала добиться чего-либо.
Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда . . . . . . . .
Мне помогают правила вежливости тогда, когда  . . . . . . . .
Мне хотелось бы видеть всех вежливыми потому, что . . . . . . .
6. Домашнее задание. Прочитать рассказ с. 102-105, пересказ по плану