Технологическая карта урока по теме: «Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова»(3 класс)

Резниченко Алевтина Викторовна
Предмет: Русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: изучение нового материала

Технологическая карта урока по теме: «Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова»

Предмет
Русский язык
Класс – 3

Тема
Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова


Цель
Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по «открытию» способа определения написания гласных о, ё после шипящих в корне слова, на основе анализа и сравнения слов




Образовательные: Создать условия для понимания правописания букв о, ё после шипящих в корне слова. Совершенствовать умение объяснять написание слов с изученными ранее орфограммами.
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Развивающие: Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.




Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные


умение применять правило правописания гласных о, ё после шипящих в корне слова; получит возможность научиться подбирать примеры с орфограммой «Правописания гласных о, ё после шипящих в корне слова».


Регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;
Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация.
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.



Личностные УУД: Ценностное отношение к умению определять гласный после шипящего в корне слова. Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.


Методы обучения
Проблемно – диалогическое обучение, технология оценивания образовательных результатов.
Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, работа в парах

Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение


Ресурсы:
- основные

- дополнительные


Иванов С.В. «Русский язык. 3 класс», М., «Вентана-Граф», 2014

- электронная презентация, карточка «Поезд» для проведения рефлексии.

Организационная структура урока

Этапы
Деятельность
учителя

Деятельность
учеников
Методы обучения / технологии обучения / формы организации деятельности учащихся
Планируемые результаты





Предметные
УУД

Этап 1. Мотивация к деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Приветствие. Оценка готовности к уроку
- Здравствуйте. Сейчас урок русского языка. Для успешной работы на уроке нам необходимы: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, ручка и карандаш. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Оцените готовность к уроку.





Выполняют самооценку готовности по критериям:
правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок.(оценивание готовности знаком «Большой палец вверх»)
Учитель обращает внимание на ценность любого развивающего задания


-Уметь слушать собеседника
(Коммуникативные УУД)
-Мотивация учебной деятельности.
(Личностные УУД)



Этап 2. Учебно-познавательная деятельность(10 мин)

Цели:
-повторить сведения о второстепенном члене предложения, о дополнении;
-повторить правила работы с толковым словарём;

-формирование и развитие учебно-познавательного интереса к получению новых знаний.

























Создание проблемной ситуации:
Цель: подвести детей к формулированию темы и постановка задач урока.





Задание 1 (в тетради)
Дома вы списывали отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке», ставя дополнения в нужную форму. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сделайте взаимопроверку. Оцените работу знаком. Передайте тетради с домашним заданием на первую парту по вариантам.
Откройте тетради, запишите число и вид работы.
(смена динамической позы6 «Ручеек течёт, с собой тетрадь и ручку берёт Алина,Даниил, Настя)
Задание 2 Чистописание
На доске записаны буквы
вождшитещль
- Назовите буквы, обозначающие шипящие звуки?(ш, ж, ч, щ)
- Какие орфограммы знаете с этими буквами?
- Давайте запишем их следующей строчке.
- Какие буквы остались? Давайте соберем слово из оставшихся букв.
- Подберите синоним к слову водитель, запишите это слово вместе со мной. Это словарное слово, его написание необходимо запомнить.
- Полина подготовила для вас запоминалку для ещё одного словарного слова на сегодняшнем уроке. Послушайте, запомните и запишите слово. (учитель вывешивает новые словарные слова на сенсорный крест) Оцените свою работу. (смена динамической позы6 «Ручеек течёт, с собой учебник, тетрадь и ручку берёт Влад,Дима, )


Задание 3 (работа по слайду1)
Обратите внимание на обозначение звука [o] после шипящих в корнях слов:
[ч’О рный’]- чёрный
[шОрты]-шорты
[шОлк]- шёлк
[крыжОвн’ик]- крыжовник [жОлтый’]- жёлтый

-Поможет ли нам ударение в словах?
- Почему? Ведь это орфограмма-гласная в корне слова?



Выполняют взаимопроверку домашнего задания в тетради, оценивают работу, передают тетради учителю.





Записывают в тетради «18 ноября. Классная работа» (тема урока закрыта на доске)





Называют буквы ш, ж, ч, щ.


Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Записывают буквы по образцу учителя.

Составляют слово водитель.

Подбирают слово шофёр, записывают его. Ставят в слове ударение, подчёркивают опасное место.

Чтение стихотворения подготовленным учеником.
Шоколад я очень уважаю,
Шоколад я просто обожаю.
В нём какао есть и молоко, в слове шоколад две буквы о.
Записывают слово в тетради.










Не можем точно определить о или ё нужно писать в корне слова.




Нет.

Проблема!


После шипящих.
«Учимся писать буквы о,ё после шипящих в корне»

-Выяснить, «Открыть» способ определения гласной о-ё после шипящих в корне слова.
(«Я должен узнать какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих, научиться определять какую букву писать»).


Работа в парах (выполняют взимопроверку)







Индивидуальная работа












Работа в группах





















Фронтальная работа














Уметь правильно писать окончания имён существительных.



































Создать ситуацию затруднения при выявлении затруднений (определении границы «знания-незнания)

Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные УУД:
Уметь находить нужную информацию, соотносить результат своей деятельности с образцом



Регулятивные УУД:
Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности анализировать собственную работу.




Этап 3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

1. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися.













2. Решение учебной задачи(7 мин)

Цель: направить на поиск гипотез решения проблемы






















































3. Первичное закрепле
·ние
(Применение полученных знаний на практике)10 мин

Цель:
- Научиться применять знания на практике, обозначать орфограмму, отличать ее от других;










-Ребята, после каких звуков стоит гласная о или ё в корне?
Давайте сформулируем тему нашего урока. (отрывается тема урока на доске)

Значит, какие задачи мы можем поставить на уроке?















Давайте подумаем, как будем решать учебную задачу.
Какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих.
- Давайте изменим слова. Что вы заметили?(работа в парах по карточкам)
Чёрный-чернеть шов
Жёлтый-желтеть шорты
Шёл-вышел шорох
Жёлуди-желудей
- Какую букву написали в словах 1 столбика. Какую в словах 2 столбика?
-Какой вывод можно сделать?
-Как можем проверить наши предположения?

(смена динамической позы «Ручеек течёт, с собой тетрадь и ручку берёт Алина,Даниил, Настя)

-Работа по учебнику. Откройте учебник на странице
112.Читайте рубрику «Тайны языка» А сейчас вы получите задания в группах. Попробуйте составить алгоритм правильного подбора гласных о и ё после шипящих в корне слова.( раздаётся алгоритм на разрезных листах)
-Если ваш алгоритм составлен верно, то цвета будут чередоваться в определённом порядке.(голубой, жёлтый, зелёный)


Группы защищают свой алгоритм у доски.

Физкультминутка для глаз (Презентация)

(смена динамической позы «Ручеек течёт, с собой тетрадь и ручку берёт Алина,Даниил, Настя)














Проверяем работу алгоритма на практике.
-Найдите упражнение 1 на странице 113. Выполните упражнение по вариантам.(2 человека работают у доски )
-Работа в парах.(стр.113упр.2). Работа по рядам.


Физминутка «Коты»
(смена динамической позы «Ручеек течёт, с собой тетрадь и ручку берёт Алина,Даниил, Настя)
-Работа в тетради на печатной основе. Упражнение «Чёрная кошка»

-Итак, мы решили учебную задачу?
Вы теперь знаете, какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих,
Что нужно сделать, чтобы определить, о или е?
(смена динамической позы «Ручеек течёт, с собой тетрадь и ручку берёт Алина,Даниил, Настя)


-Я думаю, всем интересно, что за гость сегодня у нас на уроке? (выходит ребёнок в костюме шотландца под шотландский танец)
Попробуйте угадать из какой он страны?( вывешиваются слова на сенсорный крест)









С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.


После шипящих.

«Учимся писать буквы о,ё после шипящих в корне»

-Выяснить, «Открыть» способ определения гласной о-ё после шипящих в корне слова.
(«Я должен узнать какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих, научиться определять какую букву писать»).





-Нет. Может записываться буквой о и буквой ё






Анализируют материал для наблюдений




-К словам 1 столбика смогли подобрать пару, а к словам 2 столбика пару подобрать нельзя.


-В первом случае букву ё, во втором- букву о.

- Если можно подобрать родственное слово для проверки, то пишем ё, если нельзя, то пишем букву о.








Чтение рубрики учеником.
Дети собирают алгоритм и наклеивают его на листы А4



1.Подбираем родственные слова, выделяем корень.
2.Орфограмма в корне после шипящего.
3Подбираем родственные слова и формы слова, где звук о не слышится.
4.Такое слово есть- пишу ё.
5.Такого слова нет- пишу о.
-Да.
Оценивают работу групп знаком.





















Выполняют работу в тетради, проверяют работу учеников у доски. Оценивают знаком.



Проверка работы. Один ученик с каждого ряда читает получившиеся группы слов.






Проверка работы учителем(фронтально)


-Да. Я узнал какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих
Воспроизводят алгоритм.
Те, кто не запомнил, не может воспроизвести, читают алгоритм.






- Это шотландец. Страна Шотландия.
- Я принес заимствованные слова,написание которых нужно запомнить. (жонглёр, лечо, шоссе, Шотландия)
- А ещё я принёс стихотворение -запоминалку для быстрого запоминания изученной орфограммы.
В корне проблема – не унываю-
-Ё- поскорее на – е – заменяю:
Жёрдочка-жердь, щёлочка – щель-
Здесь чередуется в корне Ё//Е.
Жонглёр и обжора, шов и шоссе-
В корне здесь –о- , нет пары на –Е.

















Фронтальная работа








Индивидуальная






















Работа в парах









































Работа в группах











Знать условия выбора букв о-ё после шипящих в корнях
Уметь находить слова с данной орфограммой








































































Уметь находить слова с изучаемой орфограммой, отличать их от слов с другими орфограммами, обозначать орфограмму на письме.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем . Регулятивные УУД).












Уметь находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).


Этап 3.
Контроль и оценка результатов деятельности

3 мин.


Просит учащихся оценить свою работу
- Я согласна с вашими оценками.



Самооценка: учащиеся ставят себе оценку.(пальчиками руки)


Индивидуальная

Коммуникативные УУД:
*уметь отвечать на вопросы учителя в письменной форме,
*слышать и понимать речь других.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Этап 4. Подведение итогов

3 мин.
-Какое возникло затруднение в начале урока?
-О чем мы договаривались узнать на уроке, какие знания получить?
-Чему научиться?
-Какие знания получили? Чему научились?




-Раньше об этом знали?
-Умели? Вы стали грамотнее, чем раньше?
Мы достигли цели урока?

-Не знали какую букву о или ё вставить в слова.
- Какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих,

-Научились определять, какую букву, о или ё, писать в корне слова после шипящих

-Нет.
-Да, такие слова встречаются часто теперь мы знаем, как их писать.
-Мы наблюдали за словами, сравнивали их, делали предположения, выводы, строили алгоритм деятельности, действовали по алгоритму, классифицировали слова.
Ответы детей.

Умение обобщать информацию по теме.


успешность
применения правил, алгоритмов при решении орфографических задач.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).


Этап 5. Информирование о домашнем задании

Рефлексия

2 мин.
Рабочая тетрадь. На выбор:
1. стр.30 упр. 1,3
2. стр. 30 упр.2,4.
Творческое задание: написать, почему вредно есть много шоколада.
Выходя с урока вставьте свою фотографию в тот вагончик поезда, где вам работалось лучше всего.


Задают вопросы по дом. заданию

Индивидуальная

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).



Список используемой литературы:
«Русский язык», учебник для 3 класса, С.В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова «Вентана-Граф»; С.В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова «Вентана-Граф», 2012;
«Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 3 класса, С.В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова «Вентана-Граф»;
«Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, Стандарты второго поколения
«Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
«Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
«Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
«Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007








13PAGE 15


13PAGE 141015




15