Системно-деятельностный подход на уроке русского языка «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных» (УМК «Начальная школа XXI века», 3класс)
Тема «Системно-деятельностный подход на уроке русского языка «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»
(УМК «Начальная школа XXI века», 3класс)
Выполнила: Синекова Е.В.
Содержание
1.Введение....3
2.Урок русского языка.....5
3.Заключение..11
4.Список литературы.........12
Введение
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвигает новые требования к системе школьного обучения. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов.
Системно-деятельностный подход выбран в качестве ведущего не случайно – условия жизни в XXI веке значительно изменились, объем информации, с которой сталкивается современный человек, огромен. Следовательно, запомнить всю информацию невозможно, поэтому традиционная формула «послушай – повтори – выполни – получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию в обществе. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю – не знаю, могу действовать – не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем.
Так, меняется роль учителя - теперь он организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями. Он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его практике способы действий.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
В процессе изучения русского языка учащиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
В моей творческой разработке представлен проект урока русского языка в 3 классе в системно-деятельностном подходе.
Урок русского языка в 3 классе
Тема: правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.
Цели: 1) формирование представлений о способе проверки правописания имён существительных с шипящим звуком на конце и создание графической модели правила проверки написания слов;
2) развитие умений наблюдать, анализировать, делать выводы,
3) способствовать воспитанию культуры при работе в парах, группах.
Ход урока.
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний.
2.1. Чистописание.
Образец написания буквы «е», коррекция каллиграфических ошибок учащихся в написании буквы е и в соединениях с другими буквами.
е е е ме бе ед ен ел че ем
Учен.е без умен.я – не пол.за, а беда.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Оценка каллиграфических умений.
- Как понимаете эту пословицу?
- Какую букву вставили?
- Какова роль Ь в русском языке? (1) ь – показатель мягкости согласного, 2) ь – разделительный).
- Пользуясь схемами, давайте вспомним в каких случаях пишется разделительный ь?
ь ь
- Когда пишется ь - показатель мягкости?
ь
- Докажите выбор написания мягкого знака. (Ученье – разделительный, уменья – разделительный, польза – смягчающий)
Оценка работы класса.
Выполните следующее задание.
Прочитайте слова.
Друзья, меб..ль, листья, в..робьи, м..рковь, зв..рьки, ручьи.
- Что общего в этих словах? ( это имена существительные с мягким знаком)
- По какому признаку можно разделить слова на 2 группы?
( Первая группа - существительные единственного числа, вторая группа – множественного числа. Или: первая группа – существительные с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных, а вторая – с разделительным мягким знаком).
- Самостоятельно запишите 2 группы:
Разделительный ь ь – показатель мягкости
- Не забудьте и о других орфограммах. Выделите их.
- Проверим. Прочитайте слова, записанные в 1 столбике, во 2 столбике.
- Проверьте, у всех ли так выполнено задание?
Оценка работы класса. Почему все ребята успешно справились с заданием? (знаем правило написания Ь)
2.3. Наблюдение. Проблемная ситуация.
- Я хочу вам предложить записать в наши столбики ещё два существительных с мягким знаком: мышь, вещь. К какой группе отнесём? (затрудняются с ответом)
- Какая проблема у вас возникла?
- Почему не смогли записать слова ни в один столбик? (не знаем, что показывает ь знак в слове)
- Дайте характеристику последнему звуку ( шипящий)
- Нужен ли Ь для обозначения мягкости? (нет, звук «щ» всегда мягкий, звук «ш» всегда твёрдый)
- Он выполняет функцию разделения звуков?(нет)
- Что обнаружилось при выполнении этого задания? (не знаем ещё одной роли Ь) Слова остаются на доске, появляется карточка с вопросительным знаком.
III. Открытие нового знания.
3.1. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи
-Прочитайте тему урока в учебнике с.169; (Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных)
-Прочитайте слова.
Помощь, клещ, овощ, ночь.
-Что вы можете сказать о словах? (имена существительные, основа оканчивается на шипящий звук, в одних есть Ь, в других нет)
- Вы можете объяснить, почему в одних словах пишется ь знак, а в других нет? (Затрудняются ответить);
- Чего мы не знаем, чтобы правильно писать такие слова? (Правила правописания таких слов;)
- Какую учебную задачу мы поставим перед собой? (нам нужно узнать, когда пишется Ь в именах существительных, оканчивающихся на шипящий)
-А вы хотите это узнать?
-Для чего нам нужны эти знания? (чтобы не ошибаться в написании таких слов)
3.2. Поиск решения учебной задачи.
Работа в группах.
-Ребята, если это нам так необходимо, разделимся на группы и будем работать по моему плану.
·Повторим правила работы в группах.
1. «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»
2. Уважай своего товарища.
3. Умей каждого выслушать.
4. Не согласен – предлагай!
Работа будет строиться по алгоритму на ваших листах.
Распределение действий между членами группы. 1 ученик : рассматривает слова с опорой на 1-й признак (часть речи). 2 ученик : рассматривает слова с опорой на 2-й признак (шипящий согласный в конце слова). 3 ученик : рассматривает слова с опорой на 3-й признак (число). 4 ученик : рассматривает слова с опорой на 4-й признак (род). Совместно обсуждают, делают вывод. 5 ученик докладывает решение группы.
Задание для 1 группы
Глушь, марш, камыш, брошь, сушь, ералаш, мышь, финиш.
-Проведите наблюдения за группой слов по плану;
1. Определить часть речи.
2. На какой звук оканчивается основа слова?
3. Определить число.
4. Определить род.
5. Есть или нет в записи слова Ь?
6. Запишите результаты в таблицу.
7.Сделайте вывод.
1.
Часть речи
существительное
2.
Слово оканчивается на .
шипящий
3.
Число..
единственное
4.
Род ..
м или ж
5.
Ь
нет есть
Задание для 2 группы
Вещь, клещ, овощ, борщ, помощь, мощь, товарищ.
-Проведите наблюдения за группой слов по плану;
1. Определить часть речи.
2. На какой звук оканчивается основа слова?
3. Определить число.
4. Определить род.
5. Есть или нет в записи слова Ь?
6. Запишите результаты в таблицу.
7. Сделайте вывод.
1.
Часть речи
существительное
2.
Слово оканчивается на .
шипящий
3.
Число..
единственное
4.
Род ..
м или ж
5.
Ь
нет есть
Задание для 3группы.
Плач, печь, трубач, мелочь, речь, мяч, москвич, ночь.
-Проведите наблюдения за группой слов по плану;
1. Определить часть речи.
2. На какой звук оканчивается основа слова?
3. Определить число.
4. Определить род.
5. Есть или нет в записи слова Ь?
6. Запишите результаты в таблицу.
7. Сделайте вывод.
1.
Часть речи
существительное
2.
Слово оканчивается на .
шипящий
3.
Число..
единственное
4.
Род ..
м или ж
5.
Ь
нет есть
3.4 Предъявление результатов.
Таблички помещаются на доске.
Сделайте вывод:
1группа (у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Ш ]в ж.р. пишется Ь, в м.р.-нет)
2группа (у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Щ ] в ж.р. пишется Ь, в м.р.-нет)
3группа (у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Ч ] в ж.р. пишется Ь, в м.р.-нет)
Общий вывод ( У имён существительных единственного числа в женском роде после шипящих пишется мягкий знак, в мужском роде – мягкий знак не пишется)
- Давайте проверим свой вывод с данными в учебнике с. 170. (На конце имён существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется мягкий знак)
-Какие вы молодцы, сами вывели правило.
Физминутка
IV. Первичное закрепление. Самостоятельная работа
4.1.Запишите слова, пользуясь алгоритмом.
Ключ., мыш., карандаш., уж., реч., печ. .
1.
Имя существительное
2.
Слово оканчивается на шипящий
3.
Число единственное
4.
Род м или ж
5.
Ь нет есть
4.2. Самопроверка.
Кто записал все слова верно?
V.Закрепление.
5.1 Работа в парах.
- Запишите эти слова на лист.
Луч, ночь, дочка, лечь, ночка, дочь, беречь.
- Проверим, не попадетесь ли вы в ловушку, выполняя задание?
- Используя алгоритм рассуждений, найдите слова-ловушки (которые не подчиняются новому правилу) ( дочка, ночка, беречь, лечь)
5.2 Предъявление результата работы
ДОЧКА – ЧК
НОЧКА – ЧК
БЕРЕЧЬ –глагол
ЛЕЧЬ- глагол
-Можем ли мы выполнить модель правила, которая поможет нам в выборе варианта написания слова:
Ь
Ь
VI. Контроль
6.1. (задание-ловушка)
-Ребята, так в какой столбик нужно записать слова «мышь, вещь», для которых мы не смогли определить столбик в начале урока, в первый или во второй? (ни в первый, ни во второй, а в третий) Такую роль называют грамматической.
6.2.Задание в Тетради на печатной основе с.46, упр.2. (Допиши, если необходимо, Ь)
VI. Домашнее задание.
-Сегодня вы сами можете выбрать домашнее задание.
В-1. Учебник С.170, упр.1 (запиши слова в два столбика)
В-2. Учебник С.170, упр.2 (выпиши из текста имена существительные с шипящим на конце в два столбика)
VIII. Итог урока
6.1Рефлексия.
-Когда пришли на урок русского языка, что знали? (мягкий знак – показатель мягкости, разделительный мягкий знак)
-А чего не знали?
- Какую учебную задачу мы ставили перед собой? (нам нужно было узнать, когда пишется Ь в именах существительных, оканчивающихся на шипящий)
- Как мы эту учебную задачу достигали? (работали в группах, составляли карточки-помощницы)
- Каким способом определяем, когда в словах после шипящих пишется Ь? (у имён существительных, с основой на шипящий в ж.р. пишется Ь, в м.р.- нет)
6.2 Самооценка. (карточки зелёного, красного цвета)
Мне было легко (трудно)
Я справлялся сам ( с помощью )
Заключение
Урок русского языка, разработанный в системно-деятельностном подходе, заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить учащимся самостоятельно, открыть для себя новые знания и присвоить их.
Данная творческая разработка по русскому языку в системно-деятельностном подходе позволяет развивать различные УУД.
Регулятивные - контроль и самоконтроль, целеполагание, оценка.
Познавательные – общеучебные, информационные.
Коммуникативные – инициативное сотрудничество.
На уроке дети занимают активную позицию, в процессе деятельности наблюдают и делают вывод, когда в именах существительных после шипящего звука пишется Ь знак, на основе алгоритма строят модель, оценивают результаты своей деятельности. В групповой работе ученики учатся рассуждать, договариваться, принимать решение, выполнять задания. При выполнении самостоятельной работы ребята контролируют свою деятельность и объективно оценивают полученный результат, сравнивая с образцом. Рефлексия учебной деятельности помогает ученику осмысливать свои достижения на уроке, оценить себя, свою группу и совместную деятельность.
Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.
Список литературы
1. Иванов, С. В. Русский язык [Текст] : 3 кл. : Учебник : В 2 ч. / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана - Граф , 2013. – Ч.1 : 192 с.
2. Кузнецова, М.И. пишем грамотно [Текст] : 3 класс : рабочая тетрадб : В 2 ч. / М.И.Кузнецова. – 4-е изд., испр. – М. : Вентана - Граф , 2013. – Ч.1 : 64 с.
3. Автайкина, Т. О. Формирование универсальных учебных действий средствами предметов начальной школы : учебно-методическое пособие / Т. О. Автайкина, Н. А. Демчук ; под общ. ред. канд. пед. наук Е. А. Нагрелли – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2014. – 94 с.
13PAGE 15
13PAGE 141015
Имя сущ., ЕД.Ч., шипящий, Ж.Р.
Имя сущ., ЕД.Ч., шипящий, М.Р.
15