Игра как один из способов развития коммуникации на уроках английского языка
Февраль, 2011.
Игра – один из методов активизации коммуникативных навыков.
Выпускник школы должен обладать нужными для коммуникации знаниями, навыками и умениями, осуществлять разные виды деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному общению как внутри своей страны, так и на международном уровне.
Учителя английского языка сталкиваются с проблемой «молчания учеников» на уроках развития навыков говорения. А как можно научить говорить на английском языке, если ученик не желает высказываться или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом?
Современные педагогические технологии предполагают изменения учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом.
В языковой области целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике предполагается обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации. Как известно, способом устно - речевого общения является говорение. Целью обучения говорению в школе является развитие устного речевого общение в разнообразных ситуациях. Задача учителя в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать мотивацию, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, самостоятельность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности учеников, их возраст, уровень развития и т.д., то общение в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.
Для создания данных условий в процессе обучения английскому языку учитель использует приемы активизации, которые учитывают все выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности. Преимущества этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал. Лучшими приемами активизации устной речи учащихся, на мой взгляд, являются приемы взаимодействия человека с человеком,т.е. интерактивные приемы. Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», что значит «interact»- «взаимный», «act»- действовать. Данные приемы предполагают взаимодействие на уровне «равный - равному», где учитель и участник занятия – часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приемы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Их использование предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр.
Игра – один из эффективных приемов обучения школьников иностранному языку находит все более широкое применение как на уроке, так и во внеклассной работе. В ходе обучения иностранному языку мы должны подготовить учащихся к общению на этом языке в различных жизненных обстоятельствах. Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации, а основным средством являются упражнения, закрепляющие необходимый языковой материал и учебные речевые ситуации (т.е. жизненные обстоятельства).
Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем и школьном возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. И именно игра наиболее приемлема, на мой взгляд, в младших и средних классах, т.к. именно здесь и существует неограниченные возможности для реализации творческого потенциала, как преподавателя, так и учащихся. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность «играющих». Но что касается детей, игра, прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она доступна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковый материал, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.
Детская игра – понятие широкое. Отечественная педагогика рассматривает детскую игру как важное средство воспитания, обучения и всестороннего развития детей. Для учеников младших и средних классов игры имеют исключительное значение: игра для них – и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. Игра для школьников – способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных .
Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением ее должно быть обучение, т.е. овладение видами речевой деятельности как средствами общения. Игра как ведущая деятельность у детей «определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности», что именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, что игра учит, изменяет, воспитывает, или, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Таким образом, игра – деятельность (т.е. речевая), мотивированность, отсутствие принуждения, индивидуализированная деятельность, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие способностей и «учение с увлечением».
Хотелось бы выделить цели использования игр на уроках иностранного языка. Некоторые из них: 1. Формирование и развитие определенных навыков и умений.2. Формирование навыков умения общаться;3. Развитие необходимых способностей. 4. Познание (в сфере становления собственно языка);5. Запоминание речевого материала.
Но специфика игры заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируется. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится».
Детская игра является, как показывает опыт педагогов и теоретиков, одним из эффективных приемов обучение, использование которого делает иностранный язык любимым предметом школьников. Но нужно отметить, что не всякая игра (пусть самая живая и интересная) подходит для этой цели. Поэтому выбор нужной игры – одна из первостепенных задач преподавателя иностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетом целенаправленности игры, возможности постепенного ее усложнения и лексического наполнения. Отобранные для занятия игры отличаются от обычных детских игр тем, что фактор воображения, фантазия ребенка, вымышленные ситуации отходят как бы на задний план, а доминантой становятся наблюдение и внимание. Учитывая специфику игры в процессе обучения детей иностранному языку, преподаватель руководит ходом игры и контролирует его. Особое внимание привлекают к себе в младших и средних классах игры – драматизации, основой которых является короткая сказка. Они эффективны прежде всего тем, что развивают образную, выразительную речь ребенка. Участвуя в игре – драматизации, ребенок становится одновременно объектом, на который направлена воля преподавателя и субъектом, познающим мир.
Игра – драматизация на занятиях по иностранному языку дает возможность детям усвоить необходимые слова и выражения. Порой на первый план выступают элементы "чистого" обучения, иногда же в центре внимания находится игра. Но сегодня я хочу рассказать об играх, которые использую на уроках английского языка для развития речи.
1. Чтобы заинтересовать учеников в самом начале изучения английского языка, я рассказываю им о Великобритании, достопримечательностях, известных людях, обычаях и традициях. По истечении нескольких уроков, когда у них появляется достаточный запас слов и выражений, мы играем в игру «Иностранец», где один ученик русский, а другой иностранец и они расспрашивают друг о друге. Класс можно разделить на две группы и устроить «телемост» предварительно разделив класс на две группы.
2. Когда учащиеся изучают алфавит, можно поиграть в кубики ( на знания букв). По очереди дети бросают кубик на картонку, где нарисованы цифры от 1 до 26 (в английском алфавите 26 букв). На какую цифру упадет кубик, под этим номером и нужно назвать букву.
3.Большой интерес проявляется у детей, когда они начинают читать диалоги по ролям. Они стараются представить себя на их месте и изображать себя так как этого требует ситуация в диалоге.
4.Письма очень оживляют уроки иностранного языка. Ученики пишут письма друг другу и сами же их оценивают.
5.Очень интересная тема «Страны и континенты». При этом ученики выбирают флаг какой-либо страны и рисуют его на альбомном листе. А потом на уроке разыгрывается сценка « Where are you from?» «What nationality are you?». Основой для этой игры является любое упражнение по теме «Страноведение».
6.Когда учебник предлагает тему «Семья», я прошу учеников принести фотографии членов семьи, родителей, братьев и сестер. А потом на уроке не бывает конца вопросам по этим фотографиям, потому что ученикам хочется как можно больше узнать о семье одноклассника.
7.Сладкий урок. Чтение рецептов различных блюд. Очень часто ученики приносят блюда, приготовленные по собственным рецептам.
8. Не менее интересная тема «В продовольственном магазине» для 6 класса. На этих уроках мы играем в продавцов и покупателей. Ребята вырезают деньги, выкладывают на стол в качестве товара яблоки, апельсины, хлеб и т.д. Ребята расспрашивают, что сколько стоит, имеется ли тот или иной товар, используя активную лексику.
9.Игра «Веселый карандаш». В эту игру ученики играют, когда повторяют и закрепляют числительные. Во время игры на листах бумаги ученики пишут числительные, которые нужно соединить прямыми линиями по мере возрастания. При правильном соединении должен получиться определенный рисунок. После каждого соединения ученик называет цифру, с которым соединяется линия. Получается не только изображение, но активное повторение числительных.
То, что было перечислено, это все игры для 5-6 классов. Они могут быть использованы как на уроках, так и во внеклассной работе.
В среднем и старшем звене такие игры превращаются в деловые игры, которые должны быть созвучны с современными условиями и требованиями. Например, защита окружающей среды, спорт и охрана здоровья, американская и российская школы, увлечения и здоровый образ жизни.
В заключении нужно, что основополагающим для работы педагога является так же утверждение А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
Литература
1.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии 1966. №6 с.62-76
.Журн 2ал: Народное образование. №8. 1998 с. 23
3.Журнал: Школьное образование. №4 2007 с.17
4.Эльконин Д.Б. Психология игры. М. 1978 Просвещение.
5.А.С.Макаренко. О воспитании молодежи. Москва. 1951г.
Do
Do you know why the 14th of February is called St.Valentine’s Day?
St.Valentine was a priest. He lived in Rome.
His fiest falls on the 14th of February. It is a traditional day of lovers.
He was not famous for helping lovers he was not the true saint for lovers
In early times people belived that on this day birds chose their mates and joined in couples.
But some people think that St.Valentine’s Day Celebration began with a Roman festival of Pan and Juno.
In England there was a custom: the names of young girls and boys were mixed up and drown out by chance.
The person whose name was written on the card was your chosen «Valentine» for the year.
More than a century ago it became a fashionable to send pretty cards.
The most popular Valentine cards are humorous ones.
It is customary on the day to send Valentine card to someone you love or to your best friend.
The cards may be happy or sad, romantic or humorous, serious or ridiculous, and may be sent to all people you know.
15