Рабочая программа курса Занимательная математика для 5 класса

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области






Программа
внеурочной деятельности обучающихся
на ступени основного общего образования

«занимательная математика»
5 классы
(срок реализации: 17часов)



Автор-составитель: Вечканова О.В.,
учитель математики ГБОУ СОШ № 10,
г.о. Жигулевск.
Контакты: 89278901427,
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].










г.о. Жигулевск 2014
Пояснительная записка

Элективный курс «Занимательная математика» предназначен для внеклассной работы и рассчитан на учащихся 5 классов, интересующихся математикой. Проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.
Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также совмещать с другими формами внеклассной работы по математике.

Общая характеристика программы

Курс рассчитан на 17 часов. Рекомендуемая продолжительность одного занятия для 5-го класса – 40 минут. В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.
Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются:
- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;
- логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;
- геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.
Цель программы

- развить интерес учащихся к математике;
- расширить и углубить знания учащихся по математике;
- развить математический кругозор, мышление, исследовательские
умения учащихся;
- воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной
деятельности;
- формировать психологическую готовность учащихся решать трудные
и нестандартные задачи.
Задачи

- достижение повышения уровня математической подготовки
учащихся;
- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;
- знакомство с различными типами задач как классических, так
и нестандартных;
- практика решения олимпиадных заданий.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

Для проверки степени усвоения материала рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.
Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.

Тематическое планирование курса «Занимательная математика»



Тематика занятий

Количество
часов
Форма контроля

1.
Геометрические задачи
1. Задачи со спичками
2. Задачи на разрезание
3. Задачи на перекраивание
4. Геометрические головоломки
2
Проверочная
работа



2.
Занимательная арифметика
1. История развития начальной математики
2. О некоторых математических терминах
3. Числовые великаны
4. Числовые лилипуты
5. Старинная система мер


3


Брейн-ринг







3.
Текстовые задачи
1. Арифметические задачи
2. Занимательные задачи на проценты
3. Задачи на взвешивание
4. Задачи на переливание
5. Задачи на движение
6. Задачи на пересечение и объединение множеств
7. Задачи, решаемые с конца
8. Старинные задачи





4






Проверочная работа




4.
Логические задачи
1. Гипотезы
2. Кто это сделал?
3. Примеры с буквами
4. Правда или ложь?
5. Расположение по порядку
6. Запутанная информация


3


Проверочная работа




5.
Приемы устного счета
1. Признаки делимости чисел
2. Приемы умножения и деления
3. Некоторые особые случаи счета




2


Конкурс: «Кто быстрее считает?»




6.
Математический ералаш
1. Математические ребусы
2. Задачи в стихах, задачи-шутки
3. Литературные задачи



3

Блиц-турнир

Итого
17










Список литературы

Депман И.Я. Рассказы о математике. - Саратов: ОАО
«Издательство «Лицей».
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики.
Пособие для учащихся 5-6 классов. – М.: Просвещение, 1989.
Ванцян А.Г. Математика. Учебник для 5 класса. – Самара:
Корпорация «Федоров», «Учебная литература», 2005.
Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5-11 классы. – Волгоград:
«Учитель», 2006.
Кнурова И.И., Уединов А.Б., Хачатурова О.Ф., Чулков П.В.
Дидактические материалы по математике.5 класс. – М.: «Издат-школа
ХХI век», 2005.
Кучер Т.В., Шипарева Г.А. – Сборник программ элективных курсов
(авторские программы учителей гимназии). – М.: Перспектива, 2007.
Норманн Уиллис. Занимательные логические задачи. – М.: АСТ:
Астрель, 2005.
Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: «Издательство
Русанова», 1994.
Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.: Айрис-
пресс, 2007.
Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного
кружка. 5-6 классы. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.













13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 115