Рабочая программа по музыке 2 класс по программе Начальная школа XXI века
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендована МО учителей Утверждаю
начальных классов Директор МОУ «Первомайская СОШ»
протокол от _______ №______ _________________ М.А.Калинина
приказ от ______ № _____
Рабочая программа
по музыке
Уровень общего образования: начальное
Срок реализации программы: 1 год
Класс: 2
Составитель: Устинова Елена Владимировна
учитель начальных классов
МОУ «Первомайская СОШ»
с. Первомайское, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета технология составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – 2009 г.;
Авторской программы для образовательных учреждений Л.В. Школяр «Музыка»
Образовательной программы школы;
Положения о рабочей программе.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом УМК «Начальная школа ХХI века»:
Музыка. Программа. 1 – 4 класс. Усачёва В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. – М.: Вентана – Граф, 2012 г.
Музыка. Учебник. 2 класс. Усачёва В.О., Школяр Л.В. – М.: Вентана – Граф, 2011 г.
Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс. Кузьмина О.В., Усачёва В.О., Школяр Л.В. – М.: Вентана Граф, 2012 г.
Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс. CD в 2-х частях. Усачёва В.О. – М.: Вентана – Граф, 2011 г.
На музыки во 2 классе в соответствии с авторской программой отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю), а годовой учебный график предполагает 35 учебных недель. Поэтому 35 час предусматривается итоговое повторение.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений, ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку.
Основные задачи уроков музыки:
Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта- человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.
Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Освоение музыкальных произведений и знаний о них.
Специфика музыкальных занятий заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащегося целостный образ музыки, осуществить выход в «поле» музыкальной культуры.
В основе программы – отечественное и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; духовная (церковная) и современная музыка, народное музыкальное и поэтическое творчество.
В ходе обучения у школьников формируется эмоционально - образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики, сочинениями современных композиторов для детей.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать значение песенности, танцевальности, маршевости, выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров, певческими голосами, хорами. Они овладевают вокальными умениями и навыками в коллективном и индивидуальном исполнении, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных и хоровых импровизаций. Приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную запись. В процессе коллективного или индивидуального музицирования на элементарных детских музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети участвуют в исполнении произведений, импровизируют, пытаются досочинить элементарный ритмический аккомпанемент, подбирать мелодию по слуху.
Обучающиеся получают представление о музыкально – пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально – пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных.
Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.
Проблематизация содержания музыкального образования
2 класс (35 ч)
Всеобщее в жизни и музыке (8 ч)
Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.
Взаимодействие явлений жизни и музыки попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.
Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?
Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.
Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент
Музыка искусство интонируемого смысла (10 ч)
Интонация как феномен человеческой речи и музыки.
Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.
Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».
Интонация «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
«Тема» и «развитие» жизнь художественного образа (10 ч)
«Тема» одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.
«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
Развитие как становление художественной формы (6 ч)
Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.
Исторически сложившиеся музыкальные формы двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации
Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.
Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.
Определять на слух простые формы звучащей музыки двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.
Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение предмета вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование основ национальных ценностей российского общества;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Музыка» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково – символических средств в представлении информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) сбора, обработки, анализа, организации. Передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно – следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».
При освоении предмета достигаются следующие предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно – нравственном развитии;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнении вокально – хоровых произведений, в импровизации.
К концу обучения во 2 классе учащиеся способны:
проявлять устойчивый интерес к музыке;
проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;
приобретать навыки слушательской культуры; решать учебные и практические задачи;
определять жанровые признаки;
характеризовать интонации по эмоционально-образному строю лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
называть запомнившиеся формы музыки;
определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен Пятая симфония, Григ «Пер Гюнт», Чайковский Четвертая симфония) и напеть,
продирижировать главные мотивы, мелодии;
делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;
проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).
Музыкальный материал
Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности
Музыкальный эпиграф года: фрагмент из Пятой («Патетической») симфонии Л. Ван Бетховена. Вхождение в проблематику года: вступление к опере Ж.Бизе «Кармен»; «Мимолётность» №1 и 5 (из одноимённого цикла С.С. Прокофьева)
Музыка композиторов России
П.И. Чайковский. «Сладкая греза», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет», «Хор», «На тройке» (в исполнении С.В. Рахманинова); финал Четвертой симфонии. М.П. Мусоргский. Сцена Юродивого с мальчишками из оперы «Борис Годунов»; «На сон грядущий». С.В. Рахманинов. «Вокализ», «Богородице Дево, радуйся». С.С. Прокофьев. «Болтунья». М.И. Глинка. Сцена Фарлафа и Наины из оперы «Руслан и Людмила»; музыка из оперы «Иван Сусанин» (вступление к опере, «Песня Вани», трио «Ах ты, сердце», сцена свадьбы с хором девушек и романсом Антониды, сцена с арией Сусанина, заключительный хор «Славься»). А.С. Даргомыжский. Романсы «Титулярный советник», «Старый капрал» (последний в исполнении Ф.И. Шаляпина). Г.В. Свиридов. Кантата «Снег идет» для детского хора на стихи Б. Пастернака. С. и Т. Никитины. Песня «Снег идет» (на слова Б. Пастернака). Н.А. Римский Корсаков. Фрагменты из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (Духовный стих калик перехожих, Медвежья потеха, симфонический эпизод «Сеча при Керженце»). И.О. Дунаевский. Увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта», «Веселый ветер»; «Скворцы прилетели». А.П. Бородин. Романс «Спящая княжна», «В монастыре». Фрагмент из народного свадебного обряда («Рязанская свадьба» фольклор) и из обряда заупокойной службы.
Музыка композиторов западных стран
Ф. Шопен. Полонез A-dur и «Юношеский» Полонез g-moll, Ноктюрн cis-moll, Прелюдии № 7 и 20. Э. Григ. «Песня Сольвейг», «Я знаю одну маленькую девочку», «Ариетта» и «Ноктюрн» (из «Лирических тетрадей»), пьесы из сюиты «Пер Гюнт». Л. ван Бетховен. Пятая («Патетическая») симфония. А. Майкапар. «Сиротка». Р. Шуман. Фортепианные пьесы «Бедный сиротка», «Порыв», «Отчего?»; романс «Два гренадера» (в исполнении Ф.И. Шаляпина). К. Дебюсси. «Ветер на равнине».
В течение года дети поют и разучивают песни:
«Зимний вечер» П.И. Чайковского; «Мороз» А.К. Лядова; «Кот Матрос» М.П. Мусоргского; «Поросята» С.С. Прокофьева; «Зачем нам выстроили дом?», «Разговор с кактусом», «Самое трудное», «Морщины», «Ивы», «Фонарный столб» Д.Б. Кабалевского; «Добрая сказка» А.Н. Пахмутовой; «Митя», «Эй, дождик!», «Вы, облака, покушайте», «Клены» З.О. Левиной; «Котенок и щенок» Т.К. Попатенко; «Почему медведь зимой спит?» Л.К. Книппера; детские песни А.С. Аренского (по выбору педагога). Сцена Кормилицы, Федора и Ксении из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Русские народные песни: «Ноченька», «Из-за лесу, лесу темного», «Во поле береза стояла»; Колыбельная про татарский полон; Новогодние поздравления Овсени и Таусени, крещенские гадания. Духовный стих «О голубиной книге», «Мать Мария» (на Рождество). Самостоятельные творческие работы под условным названием «По следам Пер Гюнта»; сочинение музыки после знакомства с «Волшебной книгой» (фрагментом из сказки «Дикие лебеди» Х.К. Андерсена) (в качестве образца можно взять музыкальные сказки В.О. Усачевой «Верба и воробей» и «Загадки»)
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1. Образовательные электронные ресурсы
«Искусство» - учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и изобразительного искусства (Приложение к газете «Первое сентября»).
«Педагогика искусства» - электронное научное издание ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Музыкальный мир [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Великие композиторы» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Классическая музыка» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Музыкальные жанры» http://www.muzzal.ru/zhanri.htm
2. Технические средства обучения
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Календарно-тематическое планирование уроков
Дата по плану
Дата по факту
Название раздела, количество часов
№ урока
Тема урока
Виды учебной деятельности
Всеобщее в жизни и музыке, 8 часов
1
Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?
Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.
Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент
2
Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?
Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.
Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент
3
Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?
Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.
Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент
4
Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?
Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.
Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнятьy° песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент
5
Взаимодействие явлений жизни и музыки – попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?
Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.
Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент
6
Взаимодействие явлений жизни и музыки – попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?
Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.
Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент
7
Выразительность и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?
Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.
Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент
8
Выразительность и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?
Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.
Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент
Музыка – искусство интонируемого смысла, 10 часов
9
Интонация как феномен человеческой речи и музыки.
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
10
Интонация как феномен человеческой речи и музыки.
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
11
Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
12
Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
13
Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания возвышенность, благородство интонирования.
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
14
Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания возвышенность, благородство интонирования.
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
15
Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
16
Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
17
Интонация «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
18
Интонация «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
«Тема» и «развитие» жизнь художественного образа, 10 часов
19
«Тема» одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
20
«Тема» одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
21
«Тема» одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
22
«Тема» одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
23
«Тема» одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
24
«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
25
«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
26
«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
27
«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
28
«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
Развитие как становление художественной формы, 6 часов
29
Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.
Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.
Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.
Определять на слух простые формы звучащей музыки двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.
Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности
30
Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.
Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.
Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.
Определять на слух простые формы звучащей музыки двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.
Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности
31
Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.
Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.
Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.
Определять на слух простые формы звучащей музыки двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.
Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности
32
Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.
Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.
Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.
Определять на слух простые формы звучащей музыки двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.
Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности
33
Исторически сложившиеся музыкальные формы двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации
Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.
Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.
Определять на слух простые формы звучащей музыки двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.
Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности
34
Исторически сложившиеся музыкальные формы двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации
Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.
Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.
Определять на слух простые формы звучащей музыки двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.
Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности
35
Итоговое повторение
Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.
Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.
Определять на слух простые формы звучащей музыки двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.
Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности
15