Лекция для родителей дошкольников Как подготовить ребенка к школе
Подготовка ребенка к школе.
Уважаемые родители! Вашему ребенку шесть лет – это серьезный период в жизни растущего человека. Все больше определяется характер, обостряется интерес к миру, вырабатывается привычка к труду, которая скоростанет для ребенка самой нужной. Школа принесет детям много радости, но она предъявит к ним и свои требования. Справится ли с ними ваш ребенок? Этот вопрос волнует многих родителей.
Часто родители считают, что подготовить ребенка к школе – это значит обучить его чтению, счету и письму. Однако это не так.
Ваш ребенок может с радостью пойти в школу, но это еще не означает, что он готов учиться. «Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – это значит быть готовым всему этому научиться» - Венгер, детский психолог.
Говоря о готовности к школе, необходимо говорить о психологической, интеллекутуальной, физической готовности.
Одеть ребенка в красивую школьную форму и дать в руки удобный ранец с разноцветными тетрадками недостаточно. Для успешного начала школьной жизни любому ребенку необходима психологическая подготовка.
Психологическая готовность к обучению в школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников, который формируется у детей к семи годам.
Показатели психологической готовности
к школьному обучению.
Ребенок имеет твердое желание учиться, т.е получать знания.
Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями – память, внимание, мышление.
Ребенок умеет общаться и работать в коллективе.
Ребенок готов исполнять роль ученика.
Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения с товарищами, учителями.
У ребенка развиты волевые качества личности.
Ребенок самостоятелен. Он чувствует себя уверенно, находясь вне дома – умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, умеет пользоваться общественным туалетом.
Родителям необходимо выработать у ребенка:
умение переживать и успехи и неудачи. Если ребенок настроен только на успех, а его не всегда удается достичь лёгким путем, то ребенок теряет желание учиться.
умение доводить начатое дело до конца, выполнять домашние обязанности.
волевые качества: усидчивость, умение сосредоточить внимание на не очень интересном деле, умение регулировать свое поведение.
Необходимо, чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем, умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми, педагогами, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого.
Интеллектуальная готовность – это не набор знаний, которым должен обладать ребенок.
Интеллектуальная готовность – это общее развитие ребенка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения в школе. Это означает, что родители, чьи дети идут в школу, должны заботиться прежде всего о том, чтобы у детей были сформированы те общие способности, которые необходимы для осуществления принципиально новой для него деятельности – учебной.
Среди главных составляющих понятий «готовность к школе» - развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.
Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно – поисковой деятельности, экспериментирования. Главное - развитие способности узнавать новое, поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития.
Требования к уровню интеллектуальной подготовки:
объем знаний не обязательно должен превышать возрастные возможности детей и дублировать школьные учебные программы.
общее развитие ребенка:
знать название страны и города, в котором он живет, домашний адрес, Ф.И.О родителей, бабушек и дедушек, профессии родителей.
знать времена года, месяцы года, дни недели, уметь работать с календарем, уметь определять время по часам.
Важнейшим показателем уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитая речь, восприятие, память, воображение, наглядно – образное мышление: умение элементарно рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений; сравнивать предметы; находить различия и сходства; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения .
Бабочка, жук, комар, кузнечик, муравей – насекомые
Гусь, утка, петух, курица, индюк – домашние птицы
Лиса, волк, медведь, кабан – дикие животные.
Малина, смородина, крыжовник - кустарники
Что лишнее: волк, заяц, петух, кабан.
Названия животных и их детенышей: овца, баран – ягненок; корова, бык – теленок, кошка, кот -
Чем защищаются животные: корова – рогами, лошадь – копытами, кошка – когтями, пчела - , еж -.
Много-много лошадей – табун, коров – стадо, овец – отара, рыб - ..
Кто как голос подает: корова, курица, воробей, сорока, утка, гусь
Кто где живет: лиса – в норе, медведь – в берлоге, муравей, пчела, собака
Часть – целое: панцирь – черепаха, хобот – слон, стержень – ручка, книга – библиотека, усы, руль, зрачок, жало,
Один – много: козленок – козлята, жеребенок – жеребята
Требования к уровню подготовки по математике:
знать название чисел первого десятка,
уметь назвать последующее и предыдущее число,
можно решать простейшие геометрические и математические задачи, писать графические диктанты, ориентироваться на листе бмаги,
уделить внимание решению логических задач.
Ты, да я , да мы с тобой. Сколько нас?
Два отца и два сына делили три апельсина. Каждому досталось поровну. Как это получилось?
Мальчика зовут Егор Андреевич. Дедушку зовут Александр Сергеевич. Как зовут отца Егора?
Требования к уровню подготовки по чтению:
знать буквы, уметь отличать гласные от согласных, давать их характеристику,
правильно читать слоги и несложные слова: лиса, полка, малина,
знать русские народные сказки,
знать содержание сказок зарубежных авторов,
знать произведения детских поэтов и писателей – Маршака, Михалкова, Барто, Носова, Чарушина. Знать как можно больше скороговорок и стихов наизусть.
уметь строить предложение и небольшой рассказ по иллюстрации или серии иллюстраций.
чистая речь, без искажений.
Требования к уровню подготовки по письму:
иметь развитую мелкую моторику пальцев рук,
правильно сидеть за столом – осанка, ноги,
правильно держать ручку или карандаш,
владеть навыками штриховки,
владеть навыками раскрашивания,
ни в коем случае не учить детей писать. Если учите - только печатными буквами и сразу без ошибок.
Физическая готовность – это и состояние здоровья ребенка, и его физические навыки.
Состояние здоровья ребенка перед 1 классом необходимо привести в норму.
Необходимо обратить внимание на следующие показатели:
наличие хронических заболеваний,
состояние ЖКТ, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нервной системы, группа ЧБД,
хождение по ночам, ночные страхи, энурез, частое посещение туалета,
санация зубов,
наличие необходимых прививок.
Особое внимание – компьютерным играм. Исключить компьютерные игры. Обратить внимание на качество игр. Обратить внимание на начинающуюся зависимость от игр и телефона.
Физическое развитие ребенка:
умение бегать, прыгать через скакалку, крутить обруч, ловить и подбрасывать мяч, отжиматься, принимать участие в эстафетах, играть в подвижные игры, кататься на коньках, на лыжах, на велосипеде, на самокате, на роликах.
умение управлять своим телом, хорошо двигаться и ориентироваться в пространстве,
умение самостоятельно одеться на урок физкультуры,
****************************************
Полезные советы.
Необходимо сформировать у ребенка положительный образ школы, учителя. Никогда не обсуждать школу и учителя в присутствии ребенка.
Не пугайте ребенка школой и отметками. Отметки в 1 классе не ставятся. Учите ребенка адекватно оценивать свои действия, анализировать ошибки, не пугаться неудач. Допустите, что ваш ребенок не должен быть самым лучшим в классе.
Не рисуйте школьную жизнь и будущие успехи ребенка в радужных тонах. Столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.
«Не ошибается тот, кто ничего не делает». Каждый имеет право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что – то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибиться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему – то новому, не все сразу удается. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на нее и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный успех.
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока еще учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении взрослых. Задача пап и мам – запастись терпением и помочь ребенку.
Не думайте за ребенка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все решить.
Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам.
Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
15