Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе по программе Школа России


Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 2 б класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной (М., «Просвещение», 2011г), основной общеобразовательной программы МБОУ лицея№1 п.Нахабино.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи предмета «Литературное чтение»
Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих задач:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Структура учебного курса
2 класс - 136 часов

Раздел, тема урока Кол-во часов
1
Самое великое чудо на свете
4 ч
2 Устное народное творчество
15 ч
3 Люблю природу русскую. Осень
8 ч
4 Русские писатели
14 ч
5 О братьях наших меньших 12 ч
6 Из детских журналов
9 ч
7 Люблю природу русскую. Зима
9 ч
8 Писатели детям
17 ч
9 Я и мои друзья
10 ч
10 Люблю природу русскую. Весна
9 ч
11 И в шутку и в серьез
14 ч
12 Литература зарубежных стран
12 ч
Итого: 136 ч
Место предмета в учебном плане
Курс «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс и рассчитан на 448 ч.
Во 2 классе на изучение литературного чтения отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели во 2 классе).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Реализация рабочей программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
2 класс Личностные результаты Метапредметные результаты
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».2. Уважение к своему народу, к своей родине.
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
(оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие);
5. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
6. Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.
6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты:
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» во2 классе является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Средством достижения личностных результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
К концу изучения во втором классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Второклассники научатся:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух - не менее 50-60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его поступкам;
устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
отличать поэтический текст от прозаического;
распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказ; (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;
высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно популярном текстах;
ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.
Второклассники получат возможность научиться:
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
высказывать и пояснять свою точку зрения;
применять правила сотрудничества;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
работать с детской периодикой;
расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Календарно-тематическое планирование уроков по предмету «Литературное чтение» во 2 б классе на 2016-2017 учебный год
№ п\пДата проведения Тема урока
По плану По факту 1 Введение. Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
2 Игра «Крестики-нолики»
3 Самое великое чудо на свете
4 Библиотеки
5 Книги
Устное народное творчество (15 ч)
6 Устное народное творчество
7 Русские народные сказки
8 Русские народные потешки и прибаутки
9 Скороговорки, считалки, небылицы
10 Загадки, пословицы, поговорки
11 Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…»
12 Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
13 Сказка « У страха глаза велики»
14 Сказка «Лиса и тетерев»
15 Сказка «Лиса и журавль»
16 Сказка «Каша из топора»
17 Сказка «Гуси – лебеди»
18 Сказка «Гуси – лебеди»
19 Викторина по сказкам
20 Обобщение по разделу «Устное народное творчество»
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
21 Люблю природу русскую. Осень
22 Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
23 К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…»
24 А. Фет «Ласточки пропали…»
25 «Осенние листья» – тема для поэтов
26 В. Берестов «Хитрые грибы»
27 М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»
28 Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»
Русские писатели (14 ч)
29 А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»
30 Стихи А. Пушкина
31 А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие
32 А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
33 А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
34 Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина»
35 И. Крылов басня «Лебедь, Рак и Щука»
36 И. Крылов басня «Стрекоза и Муравей»
37 Л. Толстой « Старый дед и внучек»
38 Л. Толстой «Филипок»
39 Л. Толстой «Филипок»
40 Л. Толстой «Котенок», «Правда, всего дороже»
41 Веселые стихи
42 Обобщение по разделу «Русские писатели»
О братьях наших меньших (12 ч)
43 О братьях наших меньших
44 Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…»
45 В. Берестов «Кошкин щенок»
46 Домашние животные
47 М. Пришвин «Ребята и утята»
48 М. Пришвин «Ребята и утята»
49 Е. Чарушин «Страшный рассказ»
50 Е. Чарушин «Страшный рассказ»
51 Б. Житков «Храбрый утенок»
52 В. Бианки «Музыкант»
53 В. Бианки «Сова»
54 Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
Из детских журналов (9 ч)
55 Из детских журналов
56 Д. Хармс «Игра»
57 Д. Хармс «Вы знаете?..»
58 Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи»
59 Д. Хармс «Что это было?»
60 Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»
61 Ю. Владимиров «Чудаки»
62 А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка»
63 Обобщение по разделу «Из детских журналов»
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
64 Люблю природу русскую. Зима
65 Стихи о первом снеге
66 Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…»
67 С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза»
68 Сказка «Два мороза»
69 С. Михалков «Новогодняя быль»
70 А. Барто «Дело было в январе…»
71 Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»
72 Игра «Поле чудес»
Писатели – детям (17 ч)
73 Писатели – детям
74 К. Чуковский «Путаница»
75 К. Чуковский «Радость»
76 К. Чуковский «Федорино горе»
77 К. Чуковский «Федорино горе»
78 С. Маршак «Кот и лодыри»
79 С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»
80 С. Михалков «Мой щенок»
81 А. Барто «Веревочка»
82 А. Барто «Мы не заметили жука…», «В школу»
83 А. Барто «Вовка – добрая душа»
84 Н. Носов «Затейники»
85 Н. Носов «Живая шляпа»
86 Н. Носов «Живая шляпа»
87 Н. Носов «На горке»
88 Н. Носов «На горке»
89 Обобщение по разделу «Писатели – детям»
Я и мои друзья (10 ч)
90 Я и мои друзья
91 Стихи о дружбе и обидах
92 Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
93 Ю. Ермолаев «Два пирожных»
94 В. Осеева «Волшебное слово»
95 В. Осеева «Волшебное слово»
96 В. Осеева «Хорошо»
97 В. Осеева «Почему?»
98 В. Осеева «Почему?»
99 Обобщение по разделу «Я и мои друзья»
Люблю природу русскую. Весна (10 ч)
100 Люблю природу русскую. Весна
101 Стихи Ф. Тютчева о весне
102 Стихи А. Плещеева о весне
103 А. Блок «На лугу»
104 С. Маршак «Снег теперь уже не тот…»
105 И. Бунин «Матери»
106 А. Плещеев «В бурю»
107 Е. Благинина «Посидим в тишине»
108 Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»
109 Обобщение по разделу « Люблю природу русскую. Весна»
И в шутку и всерьез (14ч)
110 И в шутку и всерьез (14ч)
111 Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»
112 Б. Заходер Песенки Винни – Пуха
113 Б. Заходер Песенки Винни – Пуха
114 Э. Успенский «Чебурашка»
115 Э. Успенский «Чебурашка»
116 Стихи Э. Успенского
117 Стихи В. Берестова
118 Стихи И. Токмаковой
119 Г. Остер «Будем знакомы»
120 Г. Остер «Будем знакомы»
121 В. Драгунский «Тайное становится явным»
122 В. Драгунский «Тайное становится явным»
123 Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез»
Литература зарубежных стран (12ч)
124 Литература зарубежных стран
125 Американская и английская народные песенки
126 Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…»
127 Ш. Перро «Кот в сапогах»
128 Ш. Перро «Кот в сапогах»
129 Ш. Перро «Красная Шапочка»
130 Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
131 Э. Хогарт «Мафин и паук»
132 Э. Хогарт «Мафин и паук»
133 Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»
134 КВН «Цветик – семицветик»
135 Повторение пройденного136 Повторение пройденного