Проект урока по теме: «Умножение многозначного числа на двузначное»
Проект урока по теме: «Умножение многозначного числа на двузначное»
Проект урока
Учебный предмет: Математика
УМК «Школа России» 4 класс
Тема урока: «Умножение многозначного числа на двузначное»
Тип урока: объяснение нового материала
учитель начальных классов Туваева М. Н.
Цели:
формировать знания письменного приема умножения многозначного числа на двузначное число;
развивать умение работать по алгоритму, читать многозначные числа, решать задачи, примеры с письменными приемами умножения величин, различные виды контроля;
совершенствовать умения работать самостоятельно, в паре, группе;
осуществить связь математики с окружающим миром.
Задачи урока:
Ожидаемые результаты
Предметные:
Повторить распределительное свойство умножения
Повторить умножение на числа, оканчивающиеся нулями
Открытие нового способа умножения многозначного числа на двузначное.
Применение открытого способа.
Метапредметные:
Познавательные УУД( развитие логических действий анализа и сравнения при работе с математическими выражениями)
Коммуникативные УУД (умение слышать, слушать собеседника, выражать и отстаивать своё мнение, работая в группе)
Регулятивные УУД (умение ставить учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, контролировать и оценивать полученный результат при открытии нового способа умножения)
Оборудование: для сильных групп пустые таблицы «Алгоритм умножения многозначного числа на двузначное», а для слабых групп алгоритм умножения, разрезанный на части; карточки с математическими выражениями. Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
-учащиеся изучили умножение многозначных чисел на однозначное число
-изучили умножение на числа, оканчивающиеся нулями
-научились применять распределительное свойство умножения
-ранее работали в группах под названием «Наша мастерская»
Этапы урока и хронометраж
Этап урока Хронометраж
Мотивация. 1 мин
Актуализация знаний 5 мин
Постановка учебной задачи 7 мин
Решение учебной задачи. 15 мин
Физкультминутка 1 мин
Первичное закрепление нового способа деятельности 6 мин
Применение нового способа с проговариванием во внешней речи 5 мин
Самостоятельная работа для закрепления способа действия. 4 мин
Рефлексия. 1 мин
Содержание урока
№ п/пЭтапы урока Деятельность учителя и обучающихсяТеоретическое обоснование:
формируемые УУД
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. Мотивация.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Решение учебной задачи.
Физкультминутка.
Первичное закрепление нового способа деятельности.
Усвоение нового способа с проговариванием во внешней речи.
Самостоятельная работа для закрепления способа действия
Рефлексия
- Ребята, какие предметы придумали люди для быстрого счёта?
(калькулятор, счёты, компьютер)
- А вы пользуетесь этими предметами? В каких целях и когда?
-А теперь представьте, что сломались все эти вычислительные машины, а вам нужно срочно что-то сосчитать. Как быть? (Сосчитать в уме)
-А если числа многозначные? (столбиком)
-Ребята, сядьте по своим группам. Сегодня вы опять поработаете в «творческих мастерских». В каждой мастерской есть карточка с выражениями, они также записаны на доске. Подумайте вместе и ответьте на какие группы вы сможете их разделить?
1)308*34 2)308*30 3)308*4
4)1285*10 5)1285*3 6)1285*13
-Теперь выслушаем представителей разных мастерских. На какие группы и по какому признаку вы разделили эти выражения?
(1 классификация: одинаковые первые множители-1,2,3 и 4,5,62 классификация: умножение на однозначное число и двузначное-3,5 и 2,4,6
3 классификация: умножение на круглый десяток и некруглое число-2,4 и 1,3,5,6)-Хорошо. Теперь найдите значения этих выражений.
-Какими способами вы пользовались при вычислениях? (умножением «в столбик» и при умножении на 10 добавление 0 к первому множителю)
- А при умножении числа на 34 и на 13 каким свойством вы пользовались? (распределительным свойством умножения)
- А почему не посчитали «в столбик»? (не умеем умножать многозначное число на двузначное «в столбик»)
-А хотите открыть новый способ? (да) Тогда сформулируйте цель нашего урока. Что мы должны сегодня открыть? (новый способ умножения многозначного числа на двузначное «в столбик»)
-Что же для этого нам необходимо знать? (как записывать многозначные числа друг под другом опираясь на разряд, умножение «в столбик» на однозначное число)
-Сколько должно получиться при умножении 308 на 34? (10472). Запомнили? (да)
Давайте запишем выражение 308*34 «в столбик».
308
× 34
-Что мы можем сделать в этом выражении? (некоторые учащиеся могут сказать, что можем умножить 308 на 4 единицы)
-Давайте это сделаем. Что у вас получилось?
308
× 34
1232
-Молодцы. Сосчитали верно. Идём дальше….(звучат возражения некоторых учеников, что нужно было умножить не на 4, а на 34!!!)
-Получается, ребята, что вы нашли неполное произведение, т.е умножили только на количество единиц второго множителя.(учитель пишет термин на доске)
-Как вы думаете, на что теперь нужно умножить? (на количество десятков второго множителя) А под каким разрядом мы начнём записывать, если умножать будем на разряд десятков?(Под разрядом десятков. Если дети не скажут, помогает учитель) 308
× 34
1232
924
-Ну всё! Молодцы! Решили! (Возражения учеников. Не тот результат. Должно получиться 10472)-Ребята, теперь вы получили второе неполное произведение.(термин записывается на доске)
-Что нужно сделать с первым неполным произведением и вторым? (сложить)
308
× 34
1232
+924
10472
-Такой результат у вас должен был получиться? (да)
-Значит всё сделали правильно? (да)
-Можно ли сказать, что вы сегодня окрыли для себя новый способ умножения? (открыли)
Настало время «мастерам» немного отдохнуть. (физкультминутка для глаз и на расслабление мышц спины, шеи, рук)
-Ребята, а теперь, чтобы было удобно пользоваться новым способом давайте составим алгоритм умножения многозначного числа на двузначное. Используйте термины записанные на доске. (Группы с сильными учениками составляют алгоритм самостоятельно, а группам со слабыми учениками даётся расстриженный алгоритм, который нужно собрать. Причём один пункт даётся лишний. Ученики это должны заметить и пояснить почему он лишний)
Алгоритм умножения многозначного числа на двузначноеМоё действие Полученный результат
1.Запишу двузначное число под соответствующими разрядами первого множителя 2. Умножу первый множитель на единицы двузначного числа Получу первое неполное произведение
3. Умножу первый множитель на число десятков двузначного числа Получу второе неполное произведение
4. Сложу числа первого и второго неполного произведения Получу конечное произведение
-Ребята, а кто хочет этот способ уже начать применять? У нас есть ещё выражение 1285*13. Найдите его значение. (Один ученик решает с обратной стороны доски, а остальные самостоятельно)
-Проверим. Саша, расскажи нам, как с помощью сегодняшнего открытия ты нашёл значение этого произведения? (Ученик вслух проговаривает все этапы алгоритма, остальные ученики слушают и корректируют ответ)
-Придумайте для своего соседа выражение с умножением многозначного числа на однозначное. Пусть он тебе пояснит, как будет действовать.
-Ребята, какое открытие вы сегодня сделали? Что научились делать? В учебнике есть здание №156. Нам предлагают его выполнить, используя распределительное свойство умножения, но мы сегодня с вами стали гораздо умнее, благодаря новому способу. Давайте применим его. Кто согласен? Коммуникативные УУД: умение работать в группе;
умение слышать, слушать одноклассника;
умение выражать и отстаивать своё мнение.
Познавательные УУД:
логические действия анализа, синтеза и классификации
Регулятивные УУД:
действие целеполаганиеРегулятивные УУД:
действие прогнозирования
Регулятивные УУД:
действие контроля и оценки
Регулятивные УУД:
действие контроля и оценки
Регулятивные УУД:
действие контроля и оценки
Регулятивные УУД:
действие контроля и оценки,
действие коррекции
Коммуникативные УУД:
диалоговое общение