Дополнительная общеразвивающая программа по ритмике Танцевальная мозаика
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 4»
e-mail: ddt4_nkz@mail.ru-14605155575
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО «Дом детского творчества № 4»
______________Л.П. Цуканова
Дополнительная общеразвивающая программа
по ритмике
«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
(для детей 5-7 лет)
Срок реализации программы 1 год.
Программа рекомендована к работе педагогическим советом МБУ ДО
«Дом детского творчества № 4»
Протокол № 1
от «08» сентября 2016г.
Разработчики: Шабалина Евгения Павловна, педагог
дополнительного образования,
Свиридова Дарья Михайловна, педагог
дополнительного образования,
Адрес: 654059, Кемеровская область,
г. Новокузнецк, ул.М.Тореза-82 а,
тел. 54 -63-35
г. НОВОКУЗНЕЦК
2016
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей программы – художественная.
Дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальная мозаика» разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Концепции развития дополнительного образования (от 04.09.2014г. №1726-р), на основе приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-18-14, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008), Концепции развития дополнительного образования (от 04.09.2014г. №1726-р), методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (г.Москва, 2015г.), требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14, Устава и других локальных актов МБУ ДО ДДТ № 4.
Данная дополнительная общеразвивающая программа является модифицированной и адаптирована к современным условиям обучения, составлена с учетом практической деятельности педагогов дополнительного образования Шабалиной Е.П., руководителя студии «Грация» и Свиридовой Д.С., с учетом социального заказа на предлагаемый вид деятельности. Программа может быть реализована в любом учреждении дополнительного образования.
Актуальность. Занятия ритмикой учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Уже в пять лет дети обладают достаточно высоким уровнем психического развития. Память пятилетнего дошкольника обычно развита хорошо, особенно двигательная и эмоциональная, поэтому он легко запоминает то, что его сильно заинтересовало и взволновало. Он может адекватно реагировать на слово или слово, сочетающееся с показом. Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели. Занятия ритмикой призваны развивать координацию движений, формировать красивую походку и правильную осанку, выразительность исполнительных навыков в танце.
К пяти годам развитие опорно-двигательной системы еще не закончено, позвоночник гибок и податлив. Значит, педагогу нужно быть особенно бережным по отношению к своим воспитанникам и особое внимание уделить укреплению скелетной мускулатуры. Например, резкие движения рук могут привести к вывиху. Однако, неторопливые, спокойные танцы можно считать укрепляющими упражнениями. У детей 5–7 лет наблюдается незавершенность строения стопы, а именно танцевальное искусство обладает большим арсеналом движений, укрепляющих и формирующих стопу. Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что он может и умеет выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям, то есть менять темп.
Единая структура занятий обуславливает подбор следующих методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества: метод показа, словесный метод, импровизационный, игровой, метод иллюстративной наглядности.
Цель программы: обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения.
Реализация цели программы происходит через решение следующих задач:
1) погружать детей в атмосферу танцевального творчества;
2) формирование музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей;
3) формирование качественного подхода к исполнению танцевальных
композиций;
4) совершенствование ориентировки в пространстве и ориентировки
с собственным телом;
5) развитие ассоциативного и образного мышления;
6) снятие зажатости и скованности движений;
7) воспитание умения взаимодействовать друг с другом.
В работе по программе выделяют три этапа:
1 этап – обучающий, он направлен на накопление навыков развития музыкально - двигательных способностей. Опираясь на подражание взрослому, ребенок осваивает разные виды движений, создавая тем самым запас навыков и умений.
2 этап – развивающий, способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, отдельные движения и танцевальные композиции. Тем самым ребенок закрепляет полученные знания, умения и навыки.
3 этап – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку. У детей формируется умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные оригинальные движения и танцевальные композиции.
Организация образовательной деятельности
Основными направлениями работы в данной программе являются создание благоприятных условий для развития гармоничной личности в современном мире, формирование музыкально-ритмических навыков и умений, раскрытие детского творческого потенциала.
Реализация программы рассчитана на один год обучения, после чего учащиеся переходят в следующую группу с общеразвивающей программой уровнем выше. Практический материал предложен по темам с различным уровнем сложности в зависимости от физических способностей ребенка.
Программа рассчитана на всех желающих в возрасте 5-7 лет. Срок реализации 1 год. Группы комплектуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Оптимальное количество детей в группах - 12 человек, с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и требований СанПиН2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014г. № 41, Приложение №1). Мальчики и девочки занимаются вместе.
Форма занятий – групповая. Продолжительность одного занятия исчисляется академическими часами (25, 30 минут) по 2 часа в день, с перерывами между занятиями 10 минут. Недельная нагрузка на одного ребенка – 4 часа.
Состав учащихся и режим учебной работы:
Год обучения
Год обучения 1
Количество часов в неделю 4
Продолжительность занятий 2 часа
Количество человек в группе 10-15
Возраст 5-7 лет
Количество часов в год 136 ч.
Формы работы на занятиях:
Демонстрация нового материала.
Разучивание и исполнение упражнений.
Репетиционная работа.
Процесс обучения предполагает три уровня:
начальный: пробуждение интереса к занятиям;
репродуктивный: овладение теоретическим и практическим материалом;
креативный: включение в творческую деятельность.
К концу года дети могут:
1) самостоятельно выполнять танцевальные движения под музыку;
2) двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки;
3) использовать несложные атрибуты в танце;
4) передавать заданный образ в движениях.
Занятия ритмики строятся по четырем основным взаимосвязанным разделам:
Раздел первый. Элементы музыкальной грамоты.
Раздел второй. Упражнения на развитие «мышечного чувства» и формирование правильной осанки.
Раздел третий. Упражнения на развитие ориентации в пространстве.
Раздел четвертый. Танцевальные этюды и танцы.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
п/п
Наименование разделов, тем.
Теория,
ч. Практика,
ч. Всего,
ч. Форма контроля
1. Организационная работа. Проведение инструктажа по ТБ 2 - 2 Беседа
2. Беседа о танце, танцевальные жанры 1 1 2 Опрос, беседа
3. Ритмические упражнения. Разнообразие метроритмических рисунков в музыке 2 10 12 Ритмический диктант, упражнения
4. Понятие ритмики и партерной гимнастики как организованного движения 2 12 14 Упражнения
5. Развитие групп мышц и суставов 2 14 16 Упражнения
6. Экзерсис на середине зала 2 16 18 Наблюдение, практические навыки
7. Формы партерной гимнастики 2 16 18 Наблюдение, практические навыки
8. Соотношение пространственных построений с музыкой и ритмом 2 16 18 Наблюдение, упражнения с музыкальным сопровождением
9. Основы освоения народной хореографии. Базисные движения 2 10 12 Практические приемы
10. Простейшие танцевальные комбинации 2 16 18 Практические приемы, диагностика
11. Закрепление и повторение пройденного материала - 6 6 Упражнения, демонстрация практических навыков
Общее кол-во часов: 18 118 136 Содержание программного материала
Первое полугодие
Раздел первый.
Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато-стаккато.
Умение слушать музыку, определять ее характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных пьес (веселый, спокойный, энергичный, торжественный). Знакомство с выразительным значением темпа музыки (медленно, умеренно, быстро). Умение выполнять движения в разных темпах, переключаться с одного темпа на другой. Различать динамические оттенки музыки (тихо, умеренно, громко). Умение выполнять движения с различной силой, амплитудой в зависимости от характера музыки. Понятие легато (связанно) и стаккато (отрывисто) в музыке и движении.
Раздел второй.
Упражнения для головы, плеч, рук, корпуса:
а) повороты и наклоны головы;
б) поднимание/опускание плеч;
в) наклоны, повороты корпуса;
г) положение рук на поясе, вперед, вверх, в стороны.
2. Упражнения для ног:
а) приседание «пружинка» по 6-ой позиции;
б) подъем на полупальцы по 6-ой позиции;
в) поднимание ноги, согнутой в колене, вперед и опускание (без фиксации и с задержкой, стопа вытянута);
г) прыжки по 6-ой позиции;
д) прыжки из 6-ой позиции во 2-ую и обратно («ножницы»).
3. Элементы партерной гимнастики:
а) сокращение и вытягивание стоп по 6-ой позиции (сидя);
б) «свертывание» и «развертывание» корпуса («улитка»);
в) наклоны корпуса вперед (сидя) с ногами, вытянутыми вперед, а позднее – с ногами, открытыми в стороны («складочка»);
г) упражнения для гибкости позвоночника, укрепления мышц спины и живота: «Кобра», «Ласточка», «Котенок», «Лягушка», «Бабочка». Эти образные упражнения – маленькие роли, которые нужно прочувствовать и вообразить.
Раздел третий.
Упражнения на развитие ориентации в пространстве.
Построение в линию, в две линии в «шахматном» порядке.
Построение в круг, с продвижением.
Движение по кругу:
а) шаг с носка на всю стопу;
б) шаг на полупальцах;
в) шаг с высоким подниманием колена;
г) бег на полупальцах;
д) бег с высоким подниманием колена.
Второе полугодие
Раздел первый.
Длительности, ритмический рисунок, акценты, метрическая пульсация, сильные-слабые доли, музыкальный размер.
Понятие о длительностях (целые, половинные, четверти и восьмые). Понятие о ритмическом рисунке как сочетании различных длительностей. Умение воспроизводить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки, состоящие из восьмых, четвертных и половинных нот. Понятие об акценте, метрической пульсации (периодически повторяющихся ударениях в музыке), сильных и слабых долях. Умение определять сильные и слабые доли на слух и отмечать их хлопками в музыкальном размере 2/4, 3/4, 4/4.
Раздел второй.
Упражнения для ног:
а) вытягивание ноги вперед на носок;
б) то же с приседанием на опорной ноге;
в) перескоки с ноги на ногу (работающая нога на носке, опорная в приседании);
г) выставление ноги на пятку;
д) приставные шаги в сторону, вперед, назад, подскоки, галоп.
Усложняется координация упражнений, выученных в первом полугодии. Например: приседание выполняется одновременно с наклонами головы или поворотами корпуса, прыжки по 6-ой позиции с одновременным движением рук («лесенка») и т.д.
Элементы партерной гимнастики:
а) подъем вытянутой ноги вперед на высоту 450 и 900;
б) подъем двух ног на высоту 450 и 900;
в) поза «березка» (стойка на лопатках).
Раздел третий.
Свободное размещение в зале с последующим возвращением в линию, колонку, круг.
Сужение и расширение круга.
Движения по диагонали.
Раздел четвертый.
Танцевальные этюды и танцы:
«Цыплята»;
«Чебурашка»;
«Веселые путешественники»;
«Любитель-рыболов»;
«Разноцветная игра».
Методическое обеспечение
Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения.
Теоретические сведения преподносятся в процессе практических занятий. В процессе обучения используются традиционные действенные методы:
словесные (описание, объяснение, беседа);
наглядные (фотографии, иллюстрации, видеозаписи, показ движений педагогом);
практические (репродуктивные, самостоятельная работа, сравнительный анализ, самоконтроль).
Формы обучения
Рассказ (о танце; о нравах, обычаях того народа, чей танец разучивается; знакомство с отличительными особенностями костюма).
Постановочное занятие (разучивание движений, композиции).
Репетиционное занятие (отделка каждого движения, комбинации, фигуры – работа над танцевальным образом)
Занятие-концерт.
Оборудование:
Фортепиано
Коврики
Музыкальный центр
CD диски
Фонотека
Аудиокассеты
Сборники музыкального сопровождения
Балетная обувь
Список использованной литературы
Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение [Текст]: сборник упражнений, игр и плясок. – Москва, 2009.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика [Текст]: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С.-Петербург, 2009.
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации. – Москва, 2010.
Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие. – Москва, 2010.
Михайлова М.А. Танцуем, поём, играем [Текст]: пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2009.
Моргунова О.Н. Оздоровительная работа в ДОУ [Текст]: методическое пособие. – Воронеж, 2011.
Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей [Текст]: учебно-методическое пособие. – Москва, 2010.
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей [Текст]: сборник рекомендаций. – С.-Петербург, 2011.