Выступление на Педагогическом Совете:Формирование духовно-нравственных ценностей детей в системе ДОД


Тема выступления:
«ПРОГРАММНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД – ПУТЬ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития.
Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями развития в последнее время обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигает близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным. Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения. Вследствие этого часть детей с ОВЗ, наиболее близких по своему развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из специального образовательного пространства - специальных (коррекционных) школ - в общеобразовательные учреждения. Основная причина – образовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка.
В этих условиях учреждения дополнительного образования должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.
Занятия вместе со здоровыми детьми и их родителями помогут развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.
Для детей, которые по состоянию здоровья, не могут посещать ДОУ и обучаться в общеобразовательных учреждениях и спец. учреждениях (т.к. отсутствует на территории нашего района) на базе ЦДОД «ЮНИТЭР» с согласованием Зам. главного врача по детству и родовспоможению Рузаевской ЦРБ, была создана группа детей Надежда» с ограниченными возможностями здоровья и развития «Надежда, которой руководят педагоги Центра Пихиенко Ольга Юрьевна и Живайкина Наталья Васильевна Прием осуществляется на основе личного заявления родителей, занятия проводятся в первой половине дня и в присуствии родителей.
Занятия проходят на основе авторской Комплексной дополнительной общеобразовательой программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда». Авторы программы: Дёрина А.В.- зам. директора по УВР Центра и педагог дополнительного образования - Пихиенко О.Ю.
Особенностью комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда» заключается в постоянном заинтересованном и ответственном диалоге с семьей. Родители получают информацию от меня, рекомендации, пожелания. Групповые и индивидуальные консультации для родителей значительно повышают эффективность образовательной и воспитательной деятельности.
Педагоги создают благоприятный психологический климат в образовательном процессе, применяют личностно значимые способы учебной работы, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы и выбор видов учебной деятельности для всех воспитанник группы «Надежда». Эти методы раскрепощают детей, повышают уровень их познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Такой подход позволяет снизить тревожность и психическое напряжение детей с ОВЗ и помогают добиваться определенной эффективности в работе.
В Центре для детей с ОВЗ созданы все необходимые условия для развития личности. К формам занятий, применяемым в работе с детьми данной категории, относятся интегрированные формы, индивидуальные встречи, групповые специализированные занятии. Также обеспечивается психологическая поддержка членов семьи. Для формирования духовно-нравственного мировоззрения осуществляется тесное сотрудничество с настоятелем Храма Николая Чудотворца о. Григорием (проведение праздников, бесед, оказание спонсорской помощи)
Реализация образовательной программы в группе предполагает использование следующих приемов коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии:
- игровая деятельность (способствующая развитию умения общаться друг с другом);
- физическое воспитание (развития общей и мелкой моторики, коррегировать физическое развитие и двигательный аппарат);
- изобразительная деятельность (лепка, аппликация);
- психогимнастика и релаксация (позволяющих снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук).
- формирование элементарных математических представлений (дочисловой период)
В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей. Участие в мероприятиях (экскурсиях, конкурсах, походах выходного дня) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату.
В программе проанализирован и систематизирован предыдущий опыт, структурирован план мероприятий по реализации задач, учтены реальные возможности и психологические факторы, влияющие на формирование образовательного пространства для детей с разными видами заболеваний. Программа задумана и создана для того чтобы, обеспечить доступность образовательных услуг для детей с ОВЗ и их включение в образовательное и досуговое пространство нашего Центра.

Наряду с Комплексной программой «Надежда», согласно концепции модернизации Российского образования и Государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 годы одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья социально-психологическими, медицинскими и специальными условиями для обучения и развития. В помощь родителям, в общую работу медиков, психологов, педагогов и других специалистов по становлению личности с учетом индивидуальных особенностей детей вливается и работа педагогов дополнительного образования. Одна из главных наших задач в работе с детьми с ОВЗ- это создавать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему от природы. Т.е разрабатывать педагогами программы дополнительного образования для данной категории детей, учитывая особенности заболевания каждого ребёнка с ОВЗ. ( Привести пример Кулыгина Н.Н) Те педагоги которые заинтересованы работой с детьми с ОВЗ, нужно разработать программы на следующий учебный год, для работы с детьми данной категории, базах образовательных учреждений, где реализуется программа «Доступная среда».
Конечно же, нам требуется материальная поддержка педагогов, работающих с детьми с ОВЗ; курсы по подготовке педагогов дополнительного образования для работы с детьми с ОВЗ; требуется укрепление материально-технической базы для сформирования доступной образовательной среды для детей с ОВЗ (для детей-инвалидов с разными физическими и сенсорными возможностями требуются разные приспособления и оборудование). Отсутствует возможность получения дополнительного образования и реализации творческих способностей детей с ОВЗ, находящихся в домашних условиях.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что создание системы работы с детьми с ОВЗ возможно только при полном взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей с ОВЗ и из родителей, а так же психолога, методистов, педагогов-организаторов и администрации.