Сетевое взаимодействие между школой и детским садом
Е.В.Каюшанова МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»
Сетевое взаимодействие «Школа - детский сад» в адаптации ребёнка.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка, приводит к эмоциональной стрессовой ситуации: меняется режим дня, привычный стереотип поведения, возрастает физическая и психоэмоциональная нагрузка.
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Неблагоприятные психолого-педагогические условия могут стать причиной многих психосоматических заболеваний первоклассников. Поэтому в школе мы стараемся создать такие психолого-педагогических условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению.
Адаптация ребенка - это длительный процесс. Организм ребенка должен приспособиться к новым условиям школьной жизни, а педагогический коллектив обязан ему в этом помочь. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников и их родителей на начальном этапе обучения помогает облегчить процесс адаптации.
Целью адаптационного периода является формирования адекватного к школе поведения, установление контактов с учащимися, учителями, формирование навыков учебной деятельности.
Функциональная готовность к школе является одним факторов адаптации первоклассников к учебно-познавательной деятельности. Часто недостаточная подготовленность ребенка к школе становится причиной трудностей адаптации, так например недоразвитая мелкая моторика влечет трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания создает трудности в работе на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя. В следствии ребенок испытывает множество негативных эмоций, которые могут перерасти в отрицательное отношение к учению вообще, либо в неуверенность в себе, в своих возможностях.
При поступлении детей в школу педагог-психолог фронтально диагностирует уровень школьной зрелости ребенка с целью предварительного знакомства с детьми и их готовностью к обучению. При необходимости с родителями проводится консультирование, и формулируются необходимые в каждом конкретном случае рекомендации.
Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к адаптации учащихся в процессе всего периода обучения. Также для выявления трудностей адаптации организуется наблюдение за поведением учащихся и анкетирование родителей. Классный руководитель и педагог-психолог наблюдает за поведением первоклассников на уроках и переменах. Для удобства фиксирования данных наблюдения разработаны бланки где отмечаются ежедневно в течении недели, различные поведенческие проявления учащихся. По данным диагностики, анкетирования и наблюдений выявляем трудности свойственные учащимся, и подбираем развивающие упражнения.
Упражнения подбираем в игровой форме и так, чтоб учитель мог их включить в урок. Например, упражнения для развития мышления, произвольности и устойчивости внимания включаются виде игровой разминки перед непосредственным изучением материала. Упражнения для развития мелкой моторики и снятия эмоционального напряжения проводятся в виде физкультминутки. Так же развитию мелкой моторики рук способствует самомассаж рук, который проводиться в начале уроков письма. Упражнения для развития пространственной ориентации хорошо реализуются при работе с учебником и прописями.
В сентябре психолог приходит на родительские собрания в первые классы. Часто молодым родителям не хватает психолого-педагогических знаний о воспитании и организации режима труда и отдыха своих детей. Выступление перед родителями на тему «Как помочь первокласснику в первые дни в школе?» затрагивает вопросы режима дня и отдыха, полноценного сна, посильной внеурочной и дополнительной деятельности ребенка, вопросы психологической поддержки и воспитания.
В рамках введения ФГОС в школе организована внеурочная деятельность, в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей, а также учтена возможность реализации, через внеурочную деятельность, помощи первоклассникам в адаптации.
Так на внеурочных занятиях «Я-ученик» у первоклассников формируется позиция школьника, положительное отношение к школе, учителю, учащиеся осваивают школьные правила поведения. На кружках «Подвижные игры» и , ребята реализуют свою двигательную активность, что просто необходимо для снятия эмоционального напряжения после уроков, где им приходилось себя сдерживать и внимательно слушать учителя. Кружок рукоделия способствует развитию мелкой моторики и учит организации своей деятельности. На кружке «Я-исследователь» развивается познавательный интерес, что способствует формированию учебной мотивации. Внеурочные занятия «Уроки здоровья» приобщают к здоровому образу жизни.
Также внеурочная деятельность позволяет первоклассникам общаться во внеучебной обстановке, а совместная деятельность создает условия для установления дружеских отношений.
Благодаря организованной деятельности, первоклассники испытывают меньше отрицательного воздействия учебного процесса, легче проходит процесс привыкания к школьной жизни и учителю. А включение развивающих упражнений в уроки позволяет избежать дополнительной нагрузки в виде развивающих занятий.
Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения в нашей школе является выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, которые испытывают трудности в социально-психологической адаптации. Очень важно помочь первоклассникам успешно преодолеть первые школьные трудности, стать более взрослыми и уверенными в себе.
Внедрение технологий исследовательской и проектной деятельности воспитанников детского сада обеспечивает реализацию преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Проектирование образовательного пространства в соответствии с федеральными государственными требованиями в условиях дошкольного образовательного учреждения; профессиональное владение педагогами современными технологиями, их готовность к саморазвитию, изменению, способность вписываться в постоянно меняющуюся среду, позволяют сформировать не только физические, интеллектуальные, но и личностные качества выпускников.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенных в вышеуказанных нормативных документах требует построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса. Наша школа ведет работу по преемственности с детским садом «Сказка» уже не первый год. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу боле мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям.
Одним из важных направлений в работе детского сада и школы - организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях. Например, в школе проводятся праздники, посвященные началу учебного года, «Прощание с Азбукой» спортивные соревнования с первоклассниками «А ну-ка мальчики!», День защиты детей. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение музея «Боевой славы», школьной библиотеки, кабинетов технологии, спортивного и актового залов, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали детский сад – все это у дошкольников вызывает желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение всего учебного года. По отдельному плану работает отряд ЮИД. Посещая детский сад с различными мероприятиями, ЮИдовцы дают возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада в области профилактики дорожно-транспортных происшествий, развивают у них интерес к изучению правил дорожного движения, а также желание учится в школе. Формы этой работы разнообразны: концерт, агитбригада, викторины, беседы, игры и др. Например, с беседой «Мы знаем ПДД на пять и вас научим», учащиеся показали выступление «Дорога, транспорт, пешеход», где рассказывали стихи, пели песни, загадывали загадки о дорожных знаках, собирали пазлы, провели игровую викторину «Разрешается – запрещается!» А 13 января в канун Нового года дошкольников ждал сюрприз. В рамках акции «ЮИДовец-Дед Мороз» ребята поздравили маленьких участников дорожного движения с наступившим 2016 годом. В целях профилактики детского дорожно – транспортного травматизма детям напомнили Правила дорожного движения на улице. Надо отметить, что малыши с нетерпением ждут встречи со школьниками и с большим интересом принимают участие во всех мероприятиях, которые организуют для них ЮИдовцы. По плану у ребят на этот учебный год: проведение викторины «Светофорчик» для дошкольников и первоклассников и посещение ДОУ с конкурсной программой в канун весенних каникул.
Встреча с учащимися школы оказывает у детей желание идти в школу, вселяет уверенность в своих силах. Поэтому подобные мероприятия проводятся не только в родных стенах детского сада и школы, но и на уровне поселка. Ежегодно под Новый год в СДЮШ №7 школьники проводят театрализованное представление. Ребятишки с удовольствием участвуют в конкурсах, водят хоровод и играют со сказочными героями.
Думаю, что такое сотрудничество ради детей, позволит и в дальнейшем добиваться положительных результатов в воспитательной работе.
Таким образом, совместная сетевая работа «Школа-сад» обеспечивает благоприятное течение адаптации первоклассников.
Библиографический список:
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с. - ISBN 978-5-91180-846-4
2. Бородина, Г.В. Еще раз о готовности к школе/ Г.В. Бородина Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - №10. - С. 41.
3. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: Мозаика-синтез, 2011. - 336 с. - ISBN 978-5-86775-813-4
4. Волкова, Е.Т. Готов ли ребенок к школе / Е.Т. Волкова Дошкольное воспитание. - 2010. - №12. - С. 76.
5. Голицына, Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная группа. Реализация ФГТ в ДОУ / Н.С. Голицына. - М.: Скрипторий 2003, 2011. - 40 с.
6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе Н.И. Гуткина. - Изд. 4-е. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
7. Гуцалюк, Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе Л.Б. Гуцалюк Начальная школа. - 2010. - №4. - С. 11-13.
8. Ефимова, С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача / С.П. Ефимова, А.Г. Хрипкова. - М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2004 - 116 с.
9. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Наука, 2008. - 190 с.
10. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Знание, 2003. - 80 с.
11. Марлова, Г.А. Подготовка детей к школе в семье / Г.А. Марлова. - М.: Педагогика, 2010. - 190 с.
12. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: Знание, 2010. - 239 с.
13. Российское образование [Электрон, ресурс]: Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - 6 октября 2009. -Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html.
14. Федина, Н.В. О проекте федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Н.В. Федина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2009. - №2. - С. 40-47.
15. Эльконин, Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. - М.: Педагогика, 2010. - 189 с.