Другие материалы Литературная гостиная к юбилею Есенина


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 41 г. Борзя
Литературная гостиная
«Певец России…»
подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Халлиулина Наталья Александровна.
2015 год
(звучит песня о Сергее Есенине)
Ведущий 1.
В этом имени – слово «есень»
Осень, ясень, осенний свет.
Что-то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси, сень берез
И синь – берез.
Ведущий 2.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут: Сергей Есенин –
Всей России встают черты.
Ведущий 1.
Слово болью шло, замирая,
Будто било в колокола, -
Русь, Россия – не надо рая
Только ты бы одна жила!
Ведущий 2.
Встань, поэт, как тополь, из развалин
Дней былых и в камень корни вбей!
Помнишь, как с тобою мы певали?
В песню шел ты весь, как соловей.
Ведущий 1.
С головы до ног ты весь был песней.
В ней: Россия, росы, хутор, степь,
Шорох ветра, вздохи о невесте,
Удаль в ней и грусть о красоте.
Ведущий 2.
В ней – душа. И той души дыханье
Раскрывалось так в стихах твоих,
Что они казались не стихами,
А самой душой, идущей в стих.
(песня «Отговорила роща золотая»)
Ведущий 1. Есть два рода художников. Одни на протяжении творческого пути неоднократно меняют характер своего письма, другие, напротив, без малейшего отклонения в сторону свершают свое дело, повинуясь указаниям поэтического духа, который дается им в звездный час рождения. Таков Сергей Есенин. В его жизни и судьбе все объяснимо, и вместе с тем загадочно и таинственно.
Ведущий 2. В одном из писем к другу поэт писал: «Знаешь, почему я поэт?.. У меня родина есть. У меня – Рязань. Я вышел оттуда и, какой ни на есть, а приду туда же! Хочешь добрый совет получить?.. Нет поэта без родины…»
Чтец. Спит ковыль. Равнина дорогая (читает)
Ведущий 1. На высоком живописном берегу Оки, в селе Константиново под Рязанью 21 сентября 1895 г. родился Сергей Есенин. Красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей – все эти впечатления детства станут его стихами и поэмами.
Чтец. Я люблю родину. (Читает)
Ведущий 2. У него счастливое детство. Любимец в семье. Живой, спокойный, веселый, умный, общительный. Хорош собой. На него стали рано заглядываться девушки. С отличием закончил Константиновское четырехклассное училище (1909), вышел «учителем школы грамоты».
Ведущий 1. Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался. И в стихах, и в автобиографии Есенин подчеркивает роль, которую сыграл его дед по матери Федор Андреевич Титов.
Чтец 1.
Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою.
Чтец 2.
Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо, что я сберег те
Все ощущенья детских лет.
Чтец 1.
Под окнами костер метели белой.
Мне девять лет. Лежанка, бабка, кот…
И бабка что-то грустное, степное пела,
Порой зевая и крестя свой рот.
Чтец 2.
Года далекие, теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне с грустью говорил:
«Пустое дело… ну, а если тянет –
Пиши про рожь, но больше про кобыл».
Чтец 1.
Тогда в мозгу, влечением к музе сжатом,
Текли мечтанья в тайной тишине,
Что буду я известным и богатым
И будет памятник стоять в Рязани мне.
Ведущий.
Мать поэта, Татьяна Федоровна, была известной в округе песельницей; отец Александр Никитич обладал хорошим голосом и пел в церковном хоре. К песням, присловьям, прибауткам имел пристрастие и дед Есенина по матери, а бабушка знала великое множество сказок. Позже сам поэт говорил, что в детстве он рос, «дыша атмосферой народной поэзии», что его «к стихам расположили» песни, сказки и частушки. Давно известно: то, что приобрел в детстве, приобрел на всю жизнь. В ранние годы Есенину выпало счастье жить среди коренных русских пахарей, испокон веков лелеющих «черную, потом пропахшую выть», знающих цену каждому колоску в поле, каждой травинке на лугу. От вечного труженика – крестьянина к родной земле, ее озерам и рекам, рассветам и закатам… «Здесь по заре и звездам я в школу приходил», - скажет он в зрелые годы. Любил будущий поэт и спокойные праздничные вечера, когда все выходили на улицу, пели песни, водили хороводы, и часто пускались в пляс под заливистые звуки кадрили (танец кадриль).
Ведущий.
Лирический герой раннего Есенина необычайно гармоничен. Он философ, странник, «захожий богомолец», идущий в «скуфье сиренным иноком». Его святыни – в самой русской земле: Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья.
Ведущий.
Его храм – огромная и непостижимая природа, в которой все закономерно и естественно. И понимание этого рождает удивительное сочетание светлых, радостных, восторженных интонаций с осознанием бренности земного существования:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Ведущий.
Весной 1915 г. приезжает в Петроград, где знакомится с А. Блоком, С. Городецким, сближается с Николаем Клюевым, оказавшим не него значительное влияние. (Из дневников, записных книжек и писем, 9 марта 1915 г. А. Блок) – Днем у меня рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губернии. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные.
Чтец. Сыплет черемуха снегом, (читает)
Ведущий. (Из воспоминаний С. М. Городецкого). Для него не было никаких ценностей в жизни кроме его стихов. Все его выходки, бравады и неистовства вызывались только желанием заполнить пустоту жизни от одного стихотворения до другого. Стихи он принес завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию. Начался какой-то праздник песни. Но не меньше, чем прочесть стихи, он торопился спеть рязанские «прибаски, канавушки и страдания». Исполняется песня на стихи С. Есенина «Ты поила коня».
Ведущий. «Застенчивая, счастливая улыбка не сходила с его лица. Он был очарователен со своим звонким озорным голосом, с барашком вьющихся льняных волос – которые он позже будет с таким остервенением заглаживать под цилиндр, - синеглазый». Он явился в город, чтоб рассказать о своей восторженной любви, рассказать о красоте, окружающей его. Город восторгался им. Появились лицемеры и завистники. Друзья поили вином. И он почувствовал, что этот город должен его погубить. (Звучит песня на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», демонстрируя слайды). Этот прекрасный и неподдельный поэт по-своему отобразил эпоху и обогатил ее песнями, по-новому сказал о любви, о синем небе, упавшем в реку, о месяце, который ягненком пасется в небесах, и о цветке неповторимом – о самом себе.
Ведущий. Первый сборник стихов Есенина «Радуница» (1916 г.) – восторженно принят критикой. Последующие «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов» все (1918 г) и др. – в стихах складывается особый есенинский мир: животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми гармоничный, целостный, прекрасный мир. Самое драгоценное в нем, - писал Б. Пастернак, - образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью, как она давалась ему в детстве. Зеленая прическа, (читаем».Ведущий. В начале 1918 г. Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встречает революцию. Создает поэмы «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик» и др., проникнутых предчувствием и «преображения» жизни. Размышляя, «куда нас несет рок событий», обращается к истории (поэма «Пугачев», 1921). Поиски в сфере образности сближают Есенина с Мириенгофом, Шершеневичем и др., они объединяются в группу имажинистов. Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» - литературного кофе с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев» - имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры. (Танец шимми).
Ведущий. 1918 год, 3 ноября. Канун первой годовщины революции. В Москве открываются несколько временных памятников литераторам. У гипсовой скульптуры Алексея Кольцова выступает молодой поэт.
Чтец. О, Русь взмахни крылами, (читает)
Современник. И тогда не я один, а многие почувствовали, что к нам пришел новый Кольцов.
Ведущая. Современник Есенина писатель Иван Белоусов, как и многие другие ошибались: «новый Кольцов» не пришел. Пришел другой. Самобытный. Звонкоголосый.
Ведущий. Пришел СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Звучит песня «Над окошком месяц…» На экране (или на плакате) виды села Константинова.
Ведущий. Он пришел с пронзительной человечностью обыденных, казалось бы, слов. Он сумел увидеть родные приметы русской земли и природы. Было чему удивиться и изумиться: из рязанской губернии прибыл в столицу светловолосый паренек, ставший великим поэтом.
Ведущий. На открытии памятника в Москве документальная хроника подарила нам «живого» Сергея Есенина. Мы видим его молодым и очень красивым.
Чтец.
Тоскуют, тоскуют березы,
Осенним исходят дождем
И желтые листья, как слезы,
Роняют и ночью и днем.
Дрожат от морозов под утро,
И вдруг замирают в забвенье,
И шепчут тоскливо кому-то:
«Есенин, Есенин, Есенин…»
Чтец.
Да кто ж так до сердца проймет?
Да кто же плакать так заставит?
Да кто ж так Русь свою поймет
И сгоряча бел-свет оставит?
Уже водица мерзнет в сенях,
В стога уметано все сено,
И ясень надломил колено…
Опять – октябрь…
Грусть деревень…
Вспахали зябь…
Сергеев день…
Хоть годы – сгасчивы, быстры,
То имя – нежно в сердце носим!
В помин Его летят листы
Со всех берез русоволосых!
Заплакав, гуси в даль пронзают,
Звенит осенник в синь дождей,
И в честь Его себя сжигают
Рябины по России всей!
Ведущий. Он – певец Руси! В его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет». Звучит песня на стихи С. Есенина «Клен ты мой опавший…»
Чтец. Край ты мой заброшенный, (читают стихотворение)
Ведущий. Один из героев Василия Шукшина говорит: «Вот жалеют – Есенин мало прожил. Ровно с песню. Будь она эта песня длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает…»
Ведущий. Говорят: то, что приобрел в детстве, приобрел на всю жизнь. Крестьянский сын Сергей Есенин на всю его жизнь «сохранил сыновнюю привязанность к родной земле». Вслушайтесь в его стихи: в них словно оживает душа природы. Деревья, цветы, трава, пашни, дожди – все открывает поэту свои тайны.
Ведущий. Какие разные глаза у поэтов-современников! Неистовый напор взгляда Маяковского, ироничный прищур Ахматовой, окрыленный легендарной челкой. И Есенин – озерная чистота и невозможная распахнутость глаз! Этими ли глазами не увидеть Родину, не полюбить ее, не воспеть?!
Чтец. Гой ты, Русь, моя родная, (читает)
Ведущий. В начале 20-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (распался брак с Зинаидой Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, окружает его «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921, «Москва кабацкая», 1924). (Звучит песня на стихи С. Есенина «Забава» Малинин.)
Ведущий. Встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), (танец). Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 – август 1923), сопровождалось шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их «взаимопонимание», усугублявшееся отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора знала несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию она расстались.
Чтец.
Тогда я понял,
Что такая Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть
Вошла, как горькая отрава.
На кой мне черт.
Что я поэт!...И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только…
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!
Ведущий. Есенинские стихи о животных тоже особенные. «Для зверей я приятель хороший», - полушутя, полусерьезно обронил он в одном из стихотворений.
Чтец 5. Утром в ржаном закуте, (читает «Песнь о собаке»)
Ведущий. Максим Горький, прочитав это стихотворение, написал: «Есенин – словно орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире…»
Ведущий. Но где это понять салонной публике, привыкшей к вальсам и фокстротам, перед которой Есенин поначалу появлялся в русской поддевке, вышитой рубахе, олицетворявшей, по их мнению, деревянную, лапотную Русь. (танец форстрот)
Современник. Случилось мне быть его спутником в очень аристократическом доме, где все было чопорно и строго. Его позвали прочитать стихи старому, весьма почтенному академику, знатоку литературы.
За столом Академик, Поэт 2, Жена Академика, которая с умилением смотрит на Есенина. Поэты 1 и 3 стоят поодаль – словно незримо присутствуют.
Жена Академика. (мужу на ухо) Ах, какой чистенький, какой воспитанный, хоть рубаха на нем простая. И ложку держит правильно.
Академик. Ну-с, молодой человек, что же вы нам прочтете?
Поэт 2.
Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным.
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Академик. Недурно, недурно. Но не слишком ли грубо? «Рыжая кобыла». Ну-ну, не робейте, еще!
Поэт 3.
Запели тесаные дороги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
О, Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Академик. Милый друг, а Пушкина вы читали? Поэт кивает головой. Ну так вот, подумайте сами, мог ли сказать Пушкин, что его рука крестится на «известку колоколен»? Во-первых, на известку колоколен креститься нельзя, а во-вторых, крестится не рука ваша, а вы сами.
Поэт 1. Россия… Царщина… Тоска…
И снисходительность дворянства.
Ну что ж! Так принимай Москва,
Отчаянное хулиганство!
Посмотрим – Кто кого возьмет!
И вот в стихах моих забила
В салонный вылощенный сбродМочой рязанская кобыла!
Не нравится? Да – вы правы –
Привычка к Лориган и к розам…
Но этот хлеб, что жрете вы, -
Ведь мы его того-с… Навозом…
Звучит мелодия песни «Не жалею, не зову, не плачу…» все расходятся.
Чтец 1.
Дождик мокрыми метлами чистит
Ивняковый помет по лугам.
Плюйся, ветер, охапками листьев -
Я такой же как ты хулиган. (танец чарльстон)
Ведущий. Вопреки пословице «дурная слава бежит, а хорошая лежит», за ним вперегонки бежали обе славы: слава его необыкновенных стихов и слава о его эксцентрических выходках.
Ведущий. Последние 2 года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. В очередной раз пытается начать семейную жизнь, брак с внучкой Льва Николаевича Толстого Софьей. В конце ноября 1925 г. измученный скитальчеством и бивуачным бытом попадает в психоневрологическую клинику. Одна из последних поэм – «Черный человек» («Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен…»), в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград.
Ведущий. 28 декабря поэта нашли повесившимся в гостиничном номере. Последнее стихотворение, которое он накануне передал Эрлиху, было записано кровью. Кому писал Есенин кровью в самый последний час? Может быть, он перекликнулся с тем другом, который еще не родился, с человеком грядущей эпохи, которого одни готовят боями, а Есенин – песнями. Поэт погиб потому, что был несроден революции. Но во имя будущего.
Ведущий. Есенин осознавал свою внутреннюю незащищенность, потому в его творчестве присутствует мотив Смерти…
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свидания, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Ведущий. Гениальный поэт. Его романически-легендарная и реально-земная жизнь всегда напряжена, драматична и глубоко противоречива. Чем глубже мы познаем ее, тем полнее открывается нам единство таланта творца и человека. Гениальный поэт – всегда личность. Его душа не может быть мелкой, она всегда возвышенно-крылата, милосердна, достойна, человечна. Это незыблемый закон искусства. Сердце гениального поэта постоянно испытывает колоссальные моральные и нравственные перегрузки. На его душу и совесть ложатся волнения, тревоги, заботы Отчизны, людские слезы и печать, светлые и радостные мгновенья счастья народного. Жизнь его – повседневный подвиг.
Стихотворение «Быть поэтом…» (перед чтением подходит к портрету и кладет на тумбу шляпу и белый шелковый шарф.)
Ведущий. Умер Поэт! Угасла творческая жизнь, в которую до последней минуты вплетал драгоценные нити поэзии Сергей Есенин. Трагическая судьба постигла и любимых женщин поэта. Погибла Зинаида Райх в собственной квартире. Галина Бениславская, по версии следствия, застрелилась на могиле поэта. Трагически погибла Айседора Дункан.
Ведущий. Год кончался так мрачно! Смерть Есенина была воспринята, как что-то личное. Утрата ощущается и сегодня, кажется, что осталось пустым место лирика.
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Ведущий. Сергей Есенин открыл перед читателями те стороны души переломной эпохи, которые не находили места в поэзии его современников. Его стихи были созвучны настроениям молодежи, он один из первых в советской поэзии почувствовал необходимость раскрыть духовный мир своего читателя (современника). Писал искренне, правдиво, не скрывая своих сомнений, колебаний, заблуждений.
Чтец. Жизнь – обман с чарующей тоскою, (читает)
Ведущий. Есенин – визитная карточка России. Его стихи находят живой отклик в наших душах. Все прочувствованное им, прожитое за короткую жизнь, он превратил в шедевры поэзии. Он воспел землю, плененный ею, воспел любовь, как счастье, и счастье, как любовь.
Ведущий. У великих поэтов одна дата жизни – дата рождения их неповторимого таланта. За личной судьбой поэта встает его эпоха. ИЗ далеких 20-х годов Есенин незримо шагнул в наши дни и дальше – в будущее.