Урок по литературному чтению ПНШ 4 класс по темеОсенняя природа в поэтических произведениях. Д.Самойлов Красная осень


1
Тема урока «Осенняя природа в поэтических произведениях. Д. Самойлов «Красная осень».
Цели урока: создать условия для формирования умения видеть красоту поэтического слова через произведение Д.Самойлова «Красная Осень», передать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении с помощью средств выразительности;
УУД: Познавательные: определять тему произведения, осознанно воспринимать поэтический текст; перечитывание текста с разными задачами;
Коммуникативные: учитывать разные мнения при работе в группе, обосновывать строчками из текста заявленное « чужое» мнение; умение оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные: понимать и оценивать собственные переживания;
Оборудование: учебник, видеоряд с записью стихотворения «Красная осень», музыка П.И.Чайковского «Времена года»(«Октябрь»), альбомные листы , цветные карандаши и фломастеры, портрет поэта Д.Самойлова
I. Организация урока.II.Проверка домашнего задания.
- Прочитать мини-сочинение по картине Врубеля «Тихая обитель»
- Выразительное чтение стихотворения В. Жуковского « Весеннее чувство»
III.Подготовка к восприятию новой темы и сообщение темы урока.
а) - Вспомните, к какому разделу относится произведение В. Жуковского « Весеннее чувство»?
- Какая наша цель при изучении данного раздела?
- Каким образом мы можем достичь поставленных целей?
- Где, по-вашему мнению, живет красота?
Когда человек появился на земле и впервые увидел, услышал, почувствовал красоту, ему захотелось её передать.
- Каким образом он мог это сделать?
- Так родилось искусство.
- Кто нам помогает увидеть, услышать, понять красоту окружающего мира?
У нас на уроке будут работать 3 художника. Работая с нами, слушая нас, чувствуя поэта им надо будет изобразить это стихотворение в красках, при чем каждый –свою строфу.( Детям раздаются альбомные листы, на которых нарисован один и тот же эскиз.Это необходимо для того, чтобы понаблюдать как постепенно осень вступает в свои владения. цветные карандаши и фломастеры)
б)- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым произведением и его автором.
- Откройте учебник с.101
- Я предлагаю вам посмотреть послушать стихотворение и посмотреть видеоряд из фотографий.
- Обмен впечатлениями.
- Какие ассоциации вызывает у вас красный цвет? (тревоги, агрессии, радости жизни, беспокойства)
На Руси издавна слово «красный» было синонимом слова красивый. Недаром говорили: « красна девица», « красно солнышко».
- Сколько картин вы смогли увидеть ?IV. Чтение стихотворения детьми
При чтении обратите внимание на следующие слова:
Мука находящийся рядом
Уста сильное страдание
2
Отсвет отблеск, отраженный свет
Окрестный рот, губы
Благородный честный и открытый
После чтения обучающиеся находят значение слова справа и соединяют линией
- Какие слова и выражения вас поразили?( листья –уста, лист- сердце)
- Какой прием использует автор, употребляя эти слова ? (олицетворение, лес для автора живой )
V.Физминутка
VI. Анализ стихотворения.
а)- Чем отличается настроение в первой строфе и последней?( В первой – грустная картина осени. Он создает с помощью олицетворения выразительный образ: лес живой, лист-сердце. В последней строфе – радостное настроение: светился праздник листьев..)-Какие еще приемы использует поэт? (сравнения, контраст)
- Автор в каждой строфе употребляет одно и тоже слово «внезапно»
Работа в группе: Определите, какой смысл слова «внезапно» вложил автор в каждую строфу? (неожиданно, осень вступает в свои права, осень победила! - Объясните, почему так решили?
б) Выразительное чтение стихотворения обучающимися.
Дома ( по желанию) можно стихотворении выучить наизусть или подготовить выразительное чтение.
VII. Слово об авторе
- Какую красоту вы сегодня увидели?
- А что услышали?
- Какие чувства переживали?
- Можно ли это произведение отнести к нашему разделу «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»?
- А хотелось бы вам услышать концовку этого стихотворения? (Чтение учителем полностью под тихую музыку П.И. Чайковского «Октябрь» из альбома « Времена года». На последнем столбике музыку выключить) Давид Самойлов
Красная осень
Внезапно в зелень вкрался красный лист,
Как будто сердце леса обнажилось,
Готовое на муку и на риск.
Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,
Как будто бы на нем расположилось
Две тысячи полураскрытых уст.
Внезапно красным стал окрестный лес,
И облако впитало красный отсвет.
Светился праздник листьев и небес
В своем спокойном благородстве.
И это был такой большой закат,
Какого видеть мне не доводилось.
Как будто вся земля переродилась
И я по ней шагаю наугад.
- Кто помог нам увидеть красивую осень?
На экране появляется фотография Давида Самойлова. Рассказ учителя об авторе.
(Давид Самуилович Самойлов (настоящая фамилия Кауфман) родился 1 июня 1920 года в Москве. С детства его, как ребенка из интеллигентной семьи обучали французскому, немецкому языкам и музыке. В возрасте 21 года ушел на войну. Прошёл путь от Волхова до Берлина. Служил в пулеметном расчете, был разведчиком, получил ранения, Был удостоен боевых наград, но никогда не хвастался этим. Война оставила неизгладимый след в его душе. Он автор знаменитого « Сороковые, роковые..» Он оставил потомкам стихи, проникнутые своими мыслями, чувствами и переживаниями.
VIII. Итог урока.
У нас в классе работали художники. Давайте посмотрим их рисунки. Каждому ли из них удалось передать чувство, о котором писал поэт в каждой строфе?