Презентация урока: «Однородные члены предложения в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне»
Музу Юлии Друниной можно назвать сестрой милосердия. Эта поэтесса воплотила в себе образ былинной русской женщины. Ей, 17-летней девушке, шла лихо сдвинутая набекрень пилоточка. На фронте бойцы ласково звали ее Друней. При этом они, конечно, не задумывались, что тем самым воскрешают глубинный смысл ее древнерусской фамилии: "Друня" – уменьшительная форма от древнеславянского слова "дружина".
Родилась в 1924 г. 10 мая в Москве в семье учителей. Детство пролетело в центре столицы. Писать стихи начала с 11 лет. Когда началась Отечественная война, Юлия записывается в добровольную санитарную дружину и работает санитаркой в госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском. В 1942 г. она, вопреки воле родителей, уходит добровольно на фронт, где становится санитаркой пехотного полка. В окопе на обрывке бумаги девушка в шинели запишет карандашом в том суровом 42-м такие строки:
Я ушла из детства в грязную теплушку,В эшелон пехоты, в санитарный взвод.Дальние разрывы слушал и не слушалКо всему привыкший сорок первый год.Я пришла из школы в блиндажи сырые,От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,Потому что имя ближе, чем «Россия»,Не могла сыскать.
Тот осколок, ржавый и щербатый,Мне прислала, как повестку, смерть…Только б дотащили до санбата,Не терять сознание, не сметь! А с носилок свешивались косы – Для чего их, дурa, берегла!..Вот багровый дождь ударил косо,Подступила, затопила мгла. Ничего. Мне только девятнадцать.Я еще не кончила войну.Мне еще к победе пробиватьсяСквозь снегов и марли белизну.
Маргарита Зейлигер родилась в Одессе в семье служащих. Поступила в химический техникум, работала по специальности на заводе. Дебютировала в печати в 1933 году — в журнале «Огонёк» за подписью «Маргарита Алигер» были опубликованы стихотворения «Будни» и «Дождь». В 1934—1937 годах училась в Литературном институте имени А. М. Горького. В 1938 году была принята в Союз писателей СССР.
Алигер мужественно переносила все тяготы, выпавшие на ее долю. Вскоре после начала войны на фронте погиб ее муж, и ей одной пришлось поднимать двух девочек. Алигер так близко к сердцу восприняла судьбу Зои Космодемьянской. Изучив документальные материалы, Алигер как бы пережила судьбу героини и создала поэму «Зоя».В годы Великой Отечественной войны Алигер была военным корреспондентом в блокадном Ленинграде. В 1942 году вступила в ВКП(б); в 1943 году передала присуждённую ей Сталинскую премию в Фонд обороны.
Мне предначертано в веках,из дома изгнанной войною,пройти с ребенком на рукахчужой лесистой стороною,узнать дорогу до конца,хлебнуть мороза, зноя, пыли,и плакать каплями свинца,которыми тебя убили.
Несчетный счет минувших днейнеужто не оплачен?...Мы были во сто крат беднейи во сто крат богаче.Мы были молоды, горды,взыскательны и строги.И не было такой беды,чтоб нас свернуть с дороги.И не было такой войны,чтоб мы не победили.И нет теперь такой вины,чтоб нам не предъявили.Уж раз мы выжили. Ну, что ж!Судите, виноваты!Все наше: истина и ложь,победы и утраты,и стыд, и горечь, и почет,и мрак, и свет из мрака....Вся жизнь моя — мой вечный счет,с лихвой, без скидок и без льгот,на круг,— назад и наперед,—оплачен и оплакан.
Немного слёз не помешает, впрочем,Не стоит быть плаксивой чересчур.В момент, когда мы помним о порочном,В газах мерцают тысячи текстур.Пусть я не видела войны, не знаю боли,Не знаю взрывов нескончаемых и слёзИ нету у меня той силы воли,Какой солдат обычный в сердце нёс,Но я стараться буду, буду верить,Смогу любить, по небу тосковать,И солнцу открывать я стану двери,О мире и о космосе мечтать!И вспоминая часто сказы деда,Я буду молчаливой, но без слёз.Спасибо Вам, спасибо за победу,За жизнь! За светлый мир девичьих грёз!
Подумай, человек!Зачем попал на Землю?Крушить, ломать и лить невинных кровь?Который векСтраданиям не внемлешьИ ужас повторяешь вновь и вновь.Зачем война?Она рождает слёзы,Она рождает вопли матерей!Твоя винаУйдёт поныне к звездам...Ты не признаешь сущности своей.Ты словно зверь:Ужасный, кровожадный...Упорно отрицаешь свой порок!Смирись, поверь.Нагадано, нежданноВернётся всё, вернётся точно в срок...Подумай, Человек...
За землю русскую!физкультминутка
style.rotation
style.rotation
r
А
Соединены сочинительной связью, то есть не зависят друг от друга, равноправны по отношению друг к другу.
ии,,.Запомни схему !Относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос.Чаще являются одной частью речи.
ПОМНИТЕ!Однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!
УЧТИТЕ! Повторяющиеся в предложении слова однородными членами не являются:
УЧТИТЕ!Во фразеологических оборотах нет однородных членов.
Предложения с однородными членами более экономичны с точки зрения используемых языковых средств и более информативны.
Как это сделано: выразительные возможности ОЧПДИНАМИКА — 1. Отдел механики. 2. Ход развития, явления под влиянием действующих на него сил. 3. перен. Обилие движения, действия (книжн.). ГРАДАЦИЯ — стилистическая фигура, ряд однородных слов (образов, сравнений, метафор и т. п.), последовательно наращивающих или понижающих смысловую или эмоциональную значимость. ЭПИТЕТ — образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения.ЭКСПРЕССИВНОСТЬ — повышенная выразительность, эмоциональность произведения искусства.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).