Презентация по физической культуре Лыжные гонки на уроках и внеклассных занятиях
Физическая культура Лыжные гонки на уроках и внеклассных занятияхАвтор презентации: учитель физической культуры КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 5» Орлова Ольга Борисовна Первые лыжи Однажды, давным-давно, некий охотник, погнавшись за добычей, увяз по колено в снегу. Вытаскивая ногу из сугроба, он наступил на валявшийся поблизости кусок сосновой коры. В снег кора не провалилась, и человек легко выбрался. Так, возможно, изобрели первые лыжи. Из истории За свою многовековую историю лыжи в зависимости от назначения, приобрели различные формы. Охотник предпочитал широкие и короткие – они позволяли идти по снежной целине и сохранять устойчивость при стрельбе. Полярникам требуются длинные и крепкие – чтобы перебираться через трещины во льдах. Но вот наконец катание на лыжах превратилось в вид спорта. И тогда они стали ещё более разнообразными. Появились лыжи беговые – узкие, изящные и легкие; горные – чуть укороченные, широкие, с проложенными по краям скользящей поверхности стальными кантами; для фристайла – короткие и маневренные; прыжковые – длинные и широкие, обеспечивающие надёжное приземление после полёта с трамплина. Беговые лыжи Длина лыж спортсмена прежде всего зависит от роста и веса спортсмена. Также от длины лыж зависит устойчивость спортсмена. При выборе лыж, нужно учитывать своей вес, рост и стиль катания. Длина лыж при классическом стиле должна быть рост +20-30 см, при коньковом стиле рост +10-15 см, при комбинированном (когда вы катаетесь на одних лыжах классикой и коньком) рост +15-20 см.Вес около 1,3 кг. Подбор палок для беговых лыж Беговые палки по длине подбираются отдельно для "классики" и для "конька" индивидуально для каждого человека, в зависимости от его роста. Длина палок обычно определяется следующим образом. Для "классики" - рост минус 25-30 см, а для "конька" - минус 15-20 см. Когда вы стоите, "классические" палки должны упираться в подмышки, а "коньковые" - должны быть чуть выше плеча. Лыжи для прыжков с трамплина Лыжи для прыгунов с трамплина несколько длиннее (240-255 см) и значительно шире (в носке – 105 мм, в пятке-97 мм) вес от 6,5 до12,5 кг. Носки и пятки обычно окантовываются металлическими пластинами. Горные лыжи Основная особенность горных лыж заключена в том, что при падении спортсмена от динамического удара замок мгновенно раскрывается, ботинок освобождается от лыжи – так нога предохраняется от перелома. Лыжи для фристайла Для фриста и фрирайда необходимо иметь юркие лыжи. Нужно выбирать ростовку в пределах минус 5-15 см от своего роста. Короткие лыжи легко крутятся как в воздухе, так и на поверхности(для агрессивного катания). НО! Короткие лыжи нестабильны на приземлении и плохо демпфируют(гасят) удар. Длинные наоборот, сложно закрутить, но легко на них приземлять. Так что надо выбрать золотую середину - как раз диапазон минус 5-15см от своего роста. Лыжные гонки в школьной программе Лыжные гонки входят в школьную программу по физкультуре с 1 по 9 класс.1 класс - 8 часов2 – 4 класс – 12 часов5 – 9 класс – 16 часов Техника безопасности при проведении занятий по лыжному спорту 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ1.1. К занятиям по лыжам допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.1.2. При проведении занятий по лыжам соблюдать правила поведения.1.3. При проведении занятий по лыжам возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:- обморожения при проведении занятий при ветре более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже -20° С;-травмы при ненадежном креплении лыж к обуви;- потертости ног при неправильной подгонке лыжных ботинок;- травмы при падении во время спуска с горы. 1.4. При проведении занятий по лыжам должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах. 1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации учреждения, При неисправности лыжного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю. 1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по ТБ, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по ТБ. 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ 2.1. Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки, перчатки или варежки.2.2. Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги.2.3. Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме. 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ 3.1. Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы - не менее 30 м.3.2. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.3.3. После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.3.4. Следить друг за другом и немедленно сообщить учителю о первых же признаках обморожения.3.5. Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви. 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 4.1. При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить об этом учителю и с его разрешения двигаться к месту расположения образовательного учреждения.4.2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии, сообщить об этом учителю. 4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения. 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ 5.2. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.5.1. Проверить по списку наличие всех обучающихся.5.3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом. Общая физическая подготовка Упражнения для развития силыУпражнения для развития быстротыОбщеразвивающие упражненияУпражнения на выносливостьУпражнения на скоростную выносливостьСоревновательно-игровые упражненияСпортивные игры Специальные упражнения лыжника, применяемые в бесснежный период подготовки 1. Ходьба в глубоком приседе (“гусиный шаг”). То же но в быстром темпе. С выпадами в сторону.2. Бег, ходьба, прыжки по глубокому снегу или в воде.4. Опорные прыжки при помощи лыжных палок при преодолении крутого склона, пней и других препятствий.5. Метание, поднимание, толкание, броски небольшого груза (набивной мяч, гантели, мешочки с песком и др.) из различных положений.6. И.п.– стойка лыжника. Стоя на одной ноге, мах другой с работой рук.7. И.п. – стойка лыжника. Перенос тяжести тела с правой на левую (и наоборот) с прыжком вперед, руки за спину. Зафиксировать на 2-3 с одноопорное положение. То же, но с попеременной работой рук. Упражнения с резиновыми амортизаторами Имитационные упражнения 1.Имитация попеременного двухшажного хода с резиновым амортизатором.2.Имитация одновременного бесшажного хода с резиновыми амортизаторами.3.Имитация одновременного одношажного хода с резиновым амортизатором. Виды лыжных ходов Попеременный двухшажныйОдновременный бесшажныйОдновременный одношажныйОдновременный двухшажныйПопеременный четырехшажныйПолуконьковыйКоньковый Специальные упражнения, применяемые в снежный период подготовки 1.Передвижение одновременным бесшажным классическим ходом в подьем малой крутизны. Длина отрезка 50 - 100 м, серия из 3 - 6 повторений.2.Передвижение одновременным одношажным классическим ходом в подьем малой крутизны. Длина отрезка 50 - 100 м, серия из 3 - 6 повторений. 3.Передвижение попеременным коньковым ходом в подьем большой крутизны. Длина отрезка 50 - 100 м, серия из 3 - 6 повторений.4.Передвижение одновременным одношажным коньковым ходом в подьем малой крутизны. Длина отрезка 50 - 100 м, серия из 3 - 6 повторений. 5. Передвижение на лыжах заданным способом с отягощением (буксировка по лыжне покрышки легкового автомобиля). На равнинном участке и в подъем малой крутизны. Длина отрезка 50 - 100 м, серия из 3 - 6 повторений. Упражнения для освоения элементов техники попеременного двухшажного хода 1.Имитация работы рук. И.п. – туловище слегка наклонено вперед, ноги согнуты, ступни параллельно на ширине 10-15 см, тяжесть тела на передней части стопы, правая рука слегка согнутая в локтевом суставе впереди, кисть на уровне лица и обращена ладонью вовнутрь,пальцы расслаблены, локоть опущен, левая рука отведена назад, ладонь раскрыта вовнутрь. Смена положений рук маховыми, маятниковообразными движениями.2.Имитация работы рук в положения рук положении одноопорного скольжения. Смена положений рук маховыми, маятниковообразными движениями.3.Имитация попеременного двухшажного хода на месте в положении одноопорного скольжения. Прыжком сменить положение ног (одновременно меняется положение рук). При выполнении этого упражнения следует избегать выпрыгивания вверх. Основное внимание обращают на быструю смену положения ног и приземление на всю стопу. Упражнения для освоения элементов техники одновременных лыжных ходов 1.Имитация одновременного бесшажного хода на месте. И.п. – положение двухопорного скольжения: ноги чуть согнуты, ступни параллельно на ширине 10–15 см, туловище наклонено вперед до горизонтального положения, руки сзади ладонями вверх. Выпрямляясь, вынести вперед слегка согнутые руки. Тяжесть тела на передней части стопы. С наклоном вперед руки отвести назад, чуть сгибаясь; после прохождения кистями коленных суставов (наклон туловища закончен) руки полностью выпрямляют в локтях и отводят назад-вверх (пауза в положении наклона). Упражнения спортивно-технической подготовки для снежного периода тренировки Обучение попеременному двухшажному классическому ходуОбучение посадке лыжникаОбучение сохранению равновесия при скользящем шагеОбучение постановке маховой ноги, подседанию и своевременному отталкиваниюОбучение оптимальной длине шага ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ В соревнованиях на дистанции от 500 м до 10 км используется временной интервал на старте, описанный в разделе 351.1 правил Международной федерации лыжных видов спорта (ФИС), т.е один или два лыжника стартуют каждые 30 сек. Места проведения соревнований Трассы для лыжных гонок должны подходить по длине и ландшафту для начинающих лыжников, а также лыжников среднего и продвинутого уровней. Трассы должны быть безопасными и достаточно сложными, чтобы оценить умения и физическую подготовку спортсмена.Трассы должны быть уплотнены и лыжни должны быть подготовлены заблаговременно перед соревнованиями. В наличии должны быть отапливаемые помещения, которые расположены недалеко от трассы. Место для разминки и место, гда располагаются тестовые лыжни, должны находиться недалеко от места старта.Около зоны старта/финиша или в информационном центре следует иметь полноценный набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи. Трасса для гонок Трасса для гонок от 500 м до 10 км должна быть проложена в виде замкнутой окружности. При проведении гонок на длинные дистанции разрешено использовать трассу несколько раз, т.е. спортсменам придется проехать по трассе несколько раз, чтобы закончить дистанцию. Зоны старта и финиша должны быть как можно ближе друг к другу.