Развитие физических навыков на уроках и на внеклассных занятиях
ОСПФ МОУ «СОШ с. Сторожевка»
в с. Курдюм.
Учитель физкультуры Яников Дмитрий Юрьевич
Тема доклада: «Развитие физических навыков на уроках и на внеклассных занятиях»
2015
Национальная доктрина образования в РФ предопределила начало нового этапа в реформировании отечественной школы, а следовательно, и необходимость в совершенствовании предметных основ образовательных дисциплин, вошедших в новый базисный учебный план. Не стало исключением и образование школьников в сфере физической культуры. В соответствии с разработанным проектом концепции структуры и содержания образования в области «Физическая культура» содержание и целевая ориентация учебного предмета существенно изменяются по сравнению со сложившимися ранее. Для того чтобы представить всю полноту происходящих изменений как в существе физического образования школьников, так и в содержании его учебного предмета, необходимо по -новому взглянуть на предмет физическую культуру, её роль и значение в образовании человека, формировании его личности.Представляя собой органическую часть общечеловеческого развития, физическая культура связана непосредственно с телом человека, совершенствованием физических и двигательных его свойств, развитием физических способностей, качеств, ведущих умений и навыков.На современном этапе среди множества культурных ценностей условно можно выделить три больших направления. Первое – это использование физических качеств и форм занятий физическими упражнениями. Наиболее важным среди форм занятий предстают занятия урочного типа, позволяющие целенаправленно и эффективно повышать работоспособность человека, укреплять его здоровье и совершенствовать морфофункциональные свойства и адаптационные возможности организма. Сюда же включаются и всевозможные соревнования. Второе направление – движения и двигательные действия (умения и навыки), физические упражнения специально подбираемые или разрабатываемые для решения задач физической культуры, проведение соревнований и активных форм отдыха, укрепление здоровья и лечения травмированных мышц, суставов и даже целых систем организма. К третьему направлению относятся знания о закономерностях управления физическим развитием человека, разработанные методы и методики по использованию физических упражнений на практике.
Вместе с тем освоение этих ценностей и их практическое использование обуславливает развитие не только физических возможностей, но и развитие самого человека, его сознания, мышления и творческих способностей.В силу этого физическая культура предстаёт в обществе как условие развития личности человека, а освоение и использование её культурных ценностей – как результат развития. При таком условии физическая культура выступает как явление культуры, основной ценностью которой является личность человека, его качества и способности.Тема моего доклада– «Развитие физических навыков на уроках и на внеклассных занятиях». При работе по данной теме на своих уроках я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно – игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроке физической культуры, так в неурочное время, за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки.Применение соревновательно – игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких результатов в физическом развитии и подготовке учащихся, а сами занятия сделать более интересными. Характерная особенность данного метода – обязательное присутствие соревновательно – игровой деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий, стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговорённых правил игры или соревнования. Порой ребёнку приходится победить самого себя, то есть проявить те лучшие физические и психологические качества о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребёнку полностью раскрыться.Чтобы эффективно его применять на уроках, я использую схему взаимосвязи между преподавателем и учащимися.Соревновательно - игровой метод находит своё подтверждение как в начальных классах, так и в среднем и старшем звене. Так например, при обучении строевым упражнениям в младших классах использую задания на перестроения по времени (кто быстрее по отделениям); «к своим флажкам!»; по группам (чья группа допустит меньше ошибок). Это ведет к быстрому освоению навыков перестроения. При выполнении любых комплексов упражнений, где показ учителя обязателен, ребята соревнуются и в качестве выполнения, для этого использую перестроение в две шеренги напротив друг друга, или построение в круг дети наглядно следят за выполнением упражнений друг друга, учатся друг у друга, что положительно сказывается на технике выполнения общеразвивающих упражнений. Если это урок по лёгкой атлетике даю следующие задания: догнать, обогнать, кто быстрее, специальные беговые и прыжковые упражнения, бег с определением лидера у девочек и мальчиков. Регулярно поощряю не только сильных но и слабых учащихся, сумевших улучшить свои результаты. В разделе гимнастика тоже с успехом применяю соревновательно – игровой метод для развития ведущих умений и навыков, изученные на уроке элементы закрепляются в эстафетах, подвижных играх, гимнастической полосе препятствий с использованием элементов акробатики, упражнений на равновесие, лазания и перелазания. В старших классах даю команду на выполнение заданий в парах, или группах с максимальным количеством повторений за определённый промежуток времени для развития скоростно-силовых качеств. Это может быть любое задание от простого упражнения до тактической задачи в спортивной игре.Соревновательный метод ярко проявляется на внеурочных занятиях (спортивных секциях) при развитии силовых качеств – упражнение с гантелями, гирями, штангой. Всегда присутствует мотивация выполнения упражнения с максимальным весом и большим количеством повторений.
В спортивных играх может показаться, что роль соревновательно- игрового метода незначительна, так как они эмоциональны сами по себе содействуют физическому развитию учащихся. Но это не так, потому что для овладения умениями и навыками игр в совершенстве требуется развитие специальных физических и психологических качеств. Для этого необходимо включать элементы изучаемой спортивной игры в соревновательные упражнения, подвижные игры («мяч капитану», «мяч водящему», «борьба за мяч») и эстафеты (пятнашки с мячом, броски на технику, попадание в цель, набивание, переноска мячей, различные передачи и т. д.)
Также, изучая каждую спортивную игру в отдельности, подбираю соревновательно – игровые задания, способствующие развитию определённых умений и навыков. Применяемая мною методика положительно сказывается на развитии личности учащихся. Соревновательно-игровой метод вызывает у детей радость, способствует движению вперёд; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности.