Духовно-нравственное воспитание молодёжи через изучение истории и культуры родного края
Духовно-нравственное воспитание молодёжи через изучение истории и культуры родного края
Актуальность проекта.
Говоря об актуальности проекта, процитирую слова Н.А. Добролюбова, критика, публициста: «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше». Научить помнить и хранить наследие прошлого – одна из главных задач в воспитании подрастающего поколения граждан России. Духовность и нравственность есть норма любого общества. Именно на воспитании этих качеств должно быть построено современное образование. Богатая и самобытная история и культура Болотнинской земли уходит своими корнями в далекое прошлое. Сквозь века предметы старины несут немаловажные сведения о жизни предков.
Знания, приобретенные учащимися в ходе данного проекта, позволяют приобщаться к истории родного края, его культуре, лучше знать духовно-нравственные традиции. Знакомство с материалами проекта способствуют формированию у учащихся духовной и гражданской зрелости, подлинного патриотизма. Поиск и научно-исследовательская работа школьников по проекту - это не дань моде, а эффективное средство воспитания и решения многих образовательных задач: приобщение учащихся к культуре Малой родины и к исследовательской работе. Воспитательная деятельность проекта направлена на формирование у подрастающего поколения чувства связи с родной землей, национального самосознания, любви к своей стране и ответственности за ее будущее.
Проект предполагает знакомство учащихся с многовековой историей храмов в Болотнинском районе Новосибирской области: возведение и уничтожение храмов; восстановление разрушенных святынь, строительство новых храмов, судьба священнослужителей, внутреннее убранство и архитектурные особенности церквей.
Цель проекта: духовно-нравственное воспитание молодёжи через восстановление забытых страниц истории, сохранение памяти об исчезнувших и действующих храмах.
Участники проекта: учащиеся 8 – 11 классов МКОУ школы – интерната№16, учителя.
Направления деятельности по проекту:
Патриотическое
Это направление деятельности по проекту является одним из основополагающих. Данный проект – консолидирующий, направляющий аспект в деятельности школьников и молодых людей по самореализации в деле сохранения памятников культуры и исторического наследия прошлых поколений. Без прошлого нет будущего. Прошлое Малой родины, представленное предметами этнографии – яркий пример исторических вех, через которые прошла страна, а вместе с ней и жители Болотнинского района.
Краеведческое
Проект направлен на формирование у детей интереса к истории своей малой родины, к людям, живущим рядом и являющим для других пример гражданственности, духовности и любви к родине.
Поисковое
Встречи с интересными людьми, беседы, которые будут запечатлены на фото- и видеоплёнку, экскурсии, обработка собранного материала – огромный стимул для позитивного общения, сотрудничества как между самими юными краеведами, так и на уровне взрослых, опытных людей, прошедших школу жизни.
Исследовательское
Научная обработка школьниками собранного материала, написание рефератов, подготовка к выступлению на конференции «Эврика» – ещё одна немаловажная сторона данного проекта. Постижение основ музееведения, осознание непреходящей ценности памятников культуры и истории – важный залог в продвижении обучающихся к научной организации своего труда.
Реализация проекта.
Тип проекта.
Проект практико–ориентированный (включает признаки исследовательского). По продолжительности: долгосрочный (2 года).
Ресурсное обеспечение
Информационное: фонд и каталоги библиотеки, интернет – ресурсы, публикации СМИ, архивы музеев.
Организационное: расписание занятий, конкурсов, экскурсий.
Материально-техническое: фотокамера; видеокамера, диктофон, компьютер, мультимедийная установка.
Методика работы над проектом.
Первая тема, над которой начали работать учащиеся «История храмов Болотнинской земли» была предложена самими ребятами. Проанализировали возможности учащихся, составили список литературы, алгоритм выполнения проекта. Учащихся познакомились с требованиями, предъявляемыми к проекту, составили карту работы над проектом. Через некоторое время тема расширилась и началось изучение судеб священнослужителей.
Следующим этапом было создание экскурсии по храмам района. Для этого потребовалось посетить действующие храмы.
Этапы реализации проекта:
№ Этап Дата Деятельность учащихся
1 Организационный.
Определение темы, выбор проблемы, уточнение целей. Создание рабочих групп. Распределение обязанностей в группах.
Сентябрь 2010 г. Обсуждают проблему.Осуществляют: • личностное присвоение проблемы• вживание в ситуацию• принятие, уточнение и конкретизацию задач
2 Планирование
составление плана работы над проектом; выработка критериев оценки результатов Сентябрь 2010 г Анализируют проблему, оговаривают возможные пути ее решения; ищут источники информации; выбирают и обосновывают критерии оценки результатов, определяют вид создаваемого продукта.
3 Сбор материала по темам. Чтение и обсуждение газетных публикаций (работа групп) Сентябрь – октябрь 2010г. Работают с информацией; проводят анализ и синтез материала; проводят исследования
4 Встреча с отцом Анатолием Рублёвым и отцом Алексеем Матанцевым Сентябрь – октябрь 2010г. 5 Изучение документов Томского Государственного архива, Новосибирского Государственного архива, Болотнинского районного и школьного историко-краеведческих музеев. Сентябрь – октябрь 2010г. 6 Исследовательская работа «История храмов и судьба священнослужителей Болотнинской земли». Ноябрь – декабрь 2010г. анализ результатов, оформление.
7 Участие в районной и региональной научно-практической конференции школьников «Эврика», в открытой городской конференции «Сибирь».
Демонстрация результата продукта деятельности. Декабрь 2010г. – март 2011 г. Выбирают вид и форму презентации проекта; представляют презентацию.
8 Экскурсии в храмы города и района Сентябрь – декабрь 2011 г. Работают с информацией; проводят анализ и синтез материала; проводят исследования
9 Участие во Всероссийском конкурсе «Отечество».
Декабрь 2011 г. Выбирают вид и форму презентации проекта; представляют презентацию
10 Создание виртуальной экскурсии «Блистайте златом купола» Январь – февраль 2012 г. анализ результатов, оформление
11 Участие в Областном конкурсе юных экскурсоводов музеев образовательных учреждений Новосибирской области Март 2012 г. Выбирают вид и форму презентации проекта; представляют презентацию
12 Выпуск диска «Православные храмы Болотнинской земли – источник добра и красоты».
Апрель 2012г. 13 Проведение виртуальных экскурсий с учащимися школы, учителями района Апрель - май
2012г. Учитель в ходе проектирования выполняет роль независимого эксперта, не навязывает своего мнения, направляет учеников в работе над проектом.
Предполагаемые результаты
В ходе проекта учащиеся должны:
Уметь:
Искать и обрабатывать информацию на различных носителях, анализировать данные разных источников.
Систематизировать материал.
Уметь пользоваться словарями, справочными материалами, интернет-ресурсами с целью изучения нужной темы.
Готовить и презентовать собственное исследование.
Получить опыт:
Участия в групповой работе, дискуссии, устной презентации
Планирования при проведении индивидуального или группового исследования
Брать на себя и разделять ответственность за решение
Ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент интересом общего дела)
Рефлексии собственной деятельности
Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских, патриотических и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли; для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность.
Школьники получают положительную мотивацию в изучении краеведческого материала, его сборе и сохранении. Практическая направленность проекта поможет создать новый раздел экспозиции музея, систематизировать собранный материал на диске.
В ходе реализации проекта углубляются знания и представления детей об особенностях природы, истории и культуры нашего района.
Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: работа с компьютером, фотоаппаратом, видеокамерой и другим оборудованием, составление проектов и докладов, работа в команде, а также самоорганизация, общественная активность, дисциплина, преодоление препятствий, обеспечение безопасности.
Критерием оценки результатов проекта станут:
- Выступления по итогам поискового, исследовательского задания на конференциях; участие в конкурсах
(Лауреаты ХХХ открытой городской конференции «Сибирь»; Всероссийский конкурс «Отечество» - 1 место в областном этапе; Областной конкурс юных экскурсоводов – 1 место; II – место в районной научно-практической конференции «Эврика»; участие в региональной научно-практической конференции «Эврика»; Всероссийский конкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век», Конкурс инновационных проектов патриотического воспитания молодёжи).- Общение, сотрудничество краеведов школ района;
- Отзывы педагогов об увеличении объёма знаний у ребят по краеведческому материалу;
- Выпуск диска «Храмы Болотнинской земли – источник добра и красоты».