Обобщение опыта по темеФормирование гражданской позиции учащихся – одно из основных направлений деятельности классного руководителя.
1.
Формирование
гражданской позиции учащихся – одно из основных направлений деятельности классного
руководителя.
Вопрос о гражданском воспитании учащихся и молодежи в обществе актуален всегда. Однако направления решения данной проблемы современное государство обозначило лишь в 2001 г. (Федеральные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг., 2006-2010 гг. »).
Хотелось бы начать своё выступление с такого высказывания:
Слайд № 2.
Каждый человек – личность.
Каждый человек уникален.
Каждый человек изначально талантлив.
Слайд № 3.
Обратимся к некоторым понятиям:
Воспитание (словарь С.И. Ожегова) - процесс формирования духовных, нравственных, культурных ценностей общества у человека, группы лиц.
Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста.
Патриотизм формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в училище. Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы в сознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир. Учебное заведение и семья должны способствовать развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и заканчивая гордостью за Россию. Добиться этого можно только при условии системного воспитания, путём всестороннего воздействия на ребёнка.
В последние годы падает уровень духовной культуры, отсутствуют нравственные ценности. Непонимание значимости культурно-исторических памятников, незначительный интерес к истории (семьи, города, страны), схематичное представление о прошлом влечёт за собой противоречия между поколениями, равнодушие, жестокость.
В условиях политических и социально-экономических преобразований нашего общества, происходят изменения и в сфере духовной жизни человека, что требует переосмысление ценностей.
Каковы место и роль учебного заведения в процессе формирования гражданской позиции учащихся?
Именно в семье (1-й уровень), человек усваивает те нормы, традиции, ценности, которые уже сформированы и оказывают огромное влияние на ребенка. Второй уровень - образовательные учреждения и собственно профессиональная деятельность человека-гражданина это та социальная среда, в которой происходит постоянное взаимодействие, сотрудничество; 3-й уровень - государство: экономическая, социальная, финансовая политика, реализация конституционных прав и свобод личности. Качество данной политики определяет сформированность гражданственности у отдельно взятого человека. Место училища в данной структуре составляет небольшую долю, так как учащиеся обучаются всего 3 года максимум. Согласитесь, что приходят к нам они уже сформированными, и за такой небольшой период далеко не все поддаются корректировке. Однако именно этот возраст учащихся – это один из самых важных моментов в формировании личности, он восприимчивый, в этом возрасте формируется мировоззрение личности, критическое отношение к действительности и к себе, закладываются основы профессионализма и т.д.
Результатом работы нашего училища по формированию гражданской позиции учащихся является определенный набор характеристик, которые усвоили учащиеся в ходе обучения, воспитания и развития в данном образовательном учреждении. Вот модель гражданской воспитанности выпускника училища. Одиннадцать характеристик являются основными показателями гражданской воспитанности учащихся:
Слайд № 4.
Познавательная инициатива - это желание и стремление молодого человека к расширению своих знаний и умений.
Профессиональная направленность - ориентация на получение определенной профессии, которая является нужной и полезной современному обществу.
Интеллектуальная развитость - это уровень интеллектуального развития выпускника. Педагогический коллектив одну из задач видит в сохранении и развитии того интеллектуального потенциала, с которым учащийся приходит в училище.
Коммуникативность - владение устной и письменной формой общения, умение строить толерантные отношения.
Патриотичность - в эту характеристику педагогический коллектив прежде всего вкладывает любовь к своему краю, любовь к своей семье и к своему учебному заведению. Привитие любви и преданности к своей родине средствами воспитательной системы является также одной из приоритетных задач.
Социальная адаптивность - это возможность и умение личности выпускника включиться в социальную среду, характер которой связан не только с усвоением существующих общественных отношений, нравственных норм, ценностных ориентации, соответствующих социуму, но и с определенной перестройкой социально-экономических отношений в целях приведения их в соответствие с уровнем развития производства в конкретное время.
Политическая грамотность и активность - это знание современной политической ситуации в России и за рубежом, сформированная собственная позиция, желание и умение выражать свои взгляды через избирательную систему и другие формы проявления власти народа.
Экономическая грамотность - это знание главных характеристик экономики, законов рынка, правил предпринимательства, способность ориентироваться з экономической жизни государства.
Экологическая грамотность - это знание и понимание значимости глобальных экологических проблем, ценностная ориентация на поиски решения данных проблем.
Воспитанность - обладание хорошим воспитанием, умение хорошо себя вести.
Физическое и психическое здоровье это физическое и психическое благополучие, отсутствие физических и психических дефектов. Данному вопросу училище также уделяет большое внимание через организацию валеологического пространства, через создание ряда условий, направленных не только на сохранение, но и на улучшение качества здоровья учащихся.
Для реализации данной модели гражданской воспитанности имеются следующие условия.
У нас в училище разработана и реализуется программа «Формирование гражданской позиции учащихся», главная цель которой заключается в формировании у учащихся патриотизма, нравственных позиций личности, понимания себя и своего места в мире, в развитии познавательной инициативы.
Реализация целей и задач воспитательной работы, в том числе и гражданского воспитания, происходит через процесс обучения, внеклассную общеобразовательную деятельность, внеучебную деятельность учащихся.
В течение всей педагогической деятельности в училище я являлась и являюсь классным руководителем. Пришлось поработать в разных группах: поваров, кондитеров, машинистов подъемно – транспортных и строительных машин, в данный момент я - классный руководитель будущих обогатителей полезных ископаемых. Так как я преподаватель литературы, то и свою воспитательную работу я строила именно в этом направлении. Ведь ни для кого не секрет, что литература – это урок нравственного прозрения. За время своей педагогической деятельности, на базе групп, в которых я была классным руководителем, организовала работу клуба, где прослеживалось основное направление - литературное: клуб «Вдохновение», клуб «Надежда» и «Диалог».
Слайд № 5.
Через заседания клуба знакомлю учащихся с творчеством поэтов не только нашей страны, но и посёлка, района, края, организую встречи с этими поэтами
Хотелось бы назвать некоторые темы, по которым проводились наши встречи, и на которых можно было четко проследить формирование гражданской позиции учащихся.
Это:
Слайд № 6 – 10.
«Строки, опаленные войной» (Великая Отечественная война в творчестве поэтов-дальневосточников).
Слайд № 11.
«Это осени краски» (конкурс Мисс Осень – выезд на озеро Амут).
Слайд № 12.
«Не теряйте ритма вальса» (творчество местных поэтов)
Слайд № 13.
«Свет малой Родины»
Слайд № 14 – 15.
«Дети войны» (с приглашением труженика тыла Глухова Н.И.)
6. «Мир труда широк и светел» (Дню рождения училища посвящается).
7. «Большая сцена» – литературная гостиная (выезд в г. Комсомольск-на-Амуре - драмтеатр) и другие.
Каждое из проведенных заседаний преследовало определенную цель: через творчество названных поэтов, через чтение стихов наизусть, исполнение песен прививать любовь к Родине, родному краю, развивать гражданские чувства: патриотизм и гуманизм, восхищение жизненным и творческим подвигом. При проведении заседаний клуба большое внимание уделяю атрибутике: зажженные свечи, гитара, рукописное перо, исполнение гимна - песни на слова Б.Окуджавы «Давайте, восклицать», открытие заседаний президентом клуба; уделяю внимание формированию навыков самопрезентации учащихся - персональные выставки рисунков талантливых ребят, чтение стихов наизусть не только известных поэтов, но и своих собственных стихов. Так мы выявили своих училищных поэтов – Новгородцева Андрея, Большакову Катю, Веру Харченко, строчки из стихотворения которой хотелось бы привести:
Солнечный, мне нет тебя дороже
Сколько б троп не исходила я,
Сердце, словно свадебное ложе
Не отпустит никогда меня.
Слайд № 16.
На протяжении уже нескольких лет, совместно с библиотекарем мы проводим «Конкурс чтецов» в рамках недели литературы. Мероприятие проходит вечером в общежитии. На нем учащиеся читают стихи поэтов в соответствии с заданной темой. В последнее время все чаще стали звучать на таком мероприятии стихи, которые ребята пишут сами. И вот в связи с этим, в этом году мы решили издать небольшой сборник стихов наших поэтов «Проба пера», в который вошли стихи Лозиной Зины, Соколовой Татьяны, Чернус Оксаны.
Слайд № 17.
Нашему училищу 40 лет,
В этот день открыты двери.
Оно шлет большой привет
Тем, кто проучился много лет
В памяти оставив годы,
Те, которые текли
Беззаботно в дни учебы .
Но и нам осталось здесь немного,
Выпускной уже не за горой,
Впереди нас ждет рабочая дорога,
Но, мы не забудем домик свой родной.
По названию ПУ-34 –
Где нас как детей растят,
Где учителя, как мамы-папы
Знания нам дать спешат.
Но работа над формированием гражданской позиции у учащихся не ограничивается лишь привлечением ребят в клубные заседания. Это и проведение различных мероприятий: бесед, классных часов, интеллектуальных игр, диспутов.
Слайд № 18.
Успешно прошел диспут по теме «Равнодушие порождает жестокость» (по статье «Барышни-убийцы», целью которого было: используя материал статьи воспитывать у учащихся моральные качества личности: доброту, отзывчивость, умение прийти на помощь оказавшемуся в беде человеку и т.д.) (Правовое направление).
Статья заранее прочитана учащимся. Диспут удался. Учащиеся рассуждали, приводили примеры, обменивались мнениями. На доске были написаны вопросы, которые помогали учащимся при обсуждении «Особого случая», единичного, редкого. Например:
Какую оценку вы даете «поступкам» шестнадцатилетних «барышень», устроивших самосуд над человеком»?
К чему может привести равнодушие людей, не захотевших помочь следствию? И т.д.
После проведения подобных мероприятий, хотелось бы верить, что учащиеся будут добрее и снисходительнее к людям, непримиримее к равнодушию и жестокости.
Слайд № 19.
В 2015 учебном году был проведен цикл мероприятий, посвященных русскому языку. Так, например, были проведены устный журнал «Знай, цени и люби русский язык», олимпиады по русскому языку, выставки книг, конкурс сочинений «Русский язык для меня – это».
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Слайд № 20.
И целью мероприятия «Крепка семья – крепка держава» стало воспитание у учащихся любви и привязанности к своей семье, дому. В ходе мероприятия ребята познакомились с семейными династиями училища, с семейными традициями, родственными узами , пословицами и поговорками о семье, о доме. Маме было посвящено классный час «С любовью на все времена!», на котором звучали стихи наизусть о маме, песни, девушки рассказывали о своих мамах, некоторые мечтали о том, какой бы они хотели видеть свою семью.
Хотелось бы привести примеры и таких мероприятий, как «Осенний вернисаж», посещение музея посёлка Солнечного, Праздник песни и строя и другие.
Слайд № 21 – 23.
Приоритетным условием является и приобщение учащихся к традициям училища, через которые происходит формирование отношения к училищу как второму дому, где каждого окружают заботой и лаской, где каждый чувствует себя защищенным. Результатом данной работы является участие группы во всех общеучилищных мероприятиях «Посвящение в учащиеся», Новогодние шоу - программы, праздники, посвященные знаменательным датам. И отрадно, что девушки занимают места: I место в конкурсе смотре художественной самодеятельности «Минута славы», II место в празднике «Осенний вернисаж», активные участники КВН, агитбригады, спортивных мероприятий, и т.д.
Слайд № 24.
Для того, чтобы достичь еще большей результативности и не останавливаться на достигнутом я придерживаюсь основного правила («Правило 7 «У»):
- «уверенность» (знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его). Педагог - гарант соблюдения прав ребенка;
- «успешность» (берясь за любое дело, педагог должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и Ему);
- «удивительность» (надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем»);
- «убедительность» (уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела);
- «уважительность» (необходимо взаимное уважение; уважаешь мнение детей - они уважают твое). Воспитание без уважения (подавление);
- «уравновешенность» (в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать);
- «улыбчивость» (без чувства юмора в училище жить невозможно). Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание.